Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· кресла;
· стулья.
Примеры психологических кабинетов:
Нормативно-правовая документация психолога
Нормативно-правовая документация включает в себя нормативные документы, обеспечивающие деятельность психолога образовательного учреждения, учетно-отчетную документацию, а также архив.
Нормативные документы регламентируют деятельность психолога. Это документы как федерального, так и регионального уровней. Они определяют правовую, нормативную стороны деятельности специалиста (режим рабочего времени, отпуска, права и ответственность и т.п.) Психолог в своей деятельности основывается на предписаниях этих документов. Документы федерального уровня являются основополагающими, на их положениях основываются и документы, издающиеся на региональных уровнях. Ниже приведен ряд документов, регламентирующих деятельность психолога в РФ.
-
«Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616» -
Для педагогов-психологов - «Закон об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98, Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании". Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. и другие нормативные документы связанные с регулированием труда и образовательной системой. -
О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ. Решение коллегии Минобразования РФ от 29.03.95 № 7/1.
Приложение 1. Проект положения о службе практической психологии образования в РФ.
Приложение 2. Проект положения о статусе практического психолога службы практической психологии образования.
-
Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7. -
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636. -
14 февраля 2012 года на V Съезде Российского психологического общества был принят Этический кодекс психолога. -
Конституция Российской Федерации.
Организационно-методическая документация.
В процессе практики, я рассматривала деятельность педагога-психолога.
В организационно-методическую документацию входят:
-
Хронометраж рабочего времени практического психолога. -
График работы. -
Годовой план работы -
Дифференцированный план работы на месяц. -
Бланки психологических запросов. -
Журналы учета видов работы:
-
диагностика; -
консультирование; -
развивающая и коррекционная работа (индивидуальная); -
развивающая и коррекционная работа (групповая); -
просветительская работа; -
организационно-методическая работа; -
экспертная работа
-
Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов. -
Альбом диагностических методик. -
Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал. -
Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ. -
Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года. -
Рекомендуемый комплект рабочей документации, -
обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Специальная документация психолога
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий
содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
К специальной документации практического психолога относятся:
1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры
психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о
возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным
параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а
также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении
отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и
коммуникативного развития ребенка.
4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания.
Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации
особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде
таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования:
поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика
эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Деятельность психолога по основным направлениям.
Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога
Психодиагностика— это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза. Слово «диагностика» имеет греческие корни: «диа» — различие, «гнозис» — познание.
Практический психолог обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи:
1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические)и стандартизированные (тестовые).
Тест в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого качества.
Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований. Самые простые и очевидные — это умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения. Кроме того, каждому психологу, работающему в области психодиагностики, необходимо знать и соблюдать важнейшие профессионально-этические принципы:
1. Принцип личной ответственности за проводимую работу.
2. Принцип профессиональной тайны (нераспространения научных психодиагностических методик).
3. Принцип конфиденциальности (соблюдения тайны полученной психологической информации от посторонних).
4. Принцип научной обоснованности (применяемые методики должны соответствовать требованиям надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов).
5. Принцип объективности (интерпретация результатов и выводы должны делаться в строгом соответствии полученным показателям).
6. Принцип обеспечения суверенных прав личности, который включает:
а) добровольность участия в психологическом обследовании (кроме особых случаев в судебной и медицинской практике);
б) психопрофилактическое изложение результатов (осторожность и деликатность, адекватность и доступность языка, готовность использовать эквивалентную методику);
в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осознает;
г) право знать результаты обследования (при тестировании детей родители также имеют это право).
Психоконсультирование
Психологическое консультирование как профессия является
относительно молодой областью психологической практики,
выделившейся из психотерапии. Профессия психолог-консультант возникла в ответ на потребность людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь.
Поэтому в психологическом консультировании мы встречаемся
прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем широк: трудности на работе
(неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, реакции на возможность увольнения), неустроенность
личной жизни и трудности в общении с детьми, родителями,
между супругами, недостаток уверенности в себе, колебания в
принятии решений, проблемы в установлении и поддержании
межличностных отношений и т. п.
Психологическое консультирование пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. На настоящий момент только начинает формироваться профессиональное сообщество, определяются требования к компетентности консультанта, стандарты деятельности, обозначаются границы между разными подходами (модальностями) в консультировании. Такое положение дел отражается в
разнообразии определений.
Психокоррекция
Понятие «психокоррекция» используется только в России и странах СНГ. Причиной для этого стало укоренившееся мнение, что психотерапией и психокоррекцией как составной частью психотерапии имеют право заниматься лишь специалисты с медицинским образованием (врачи-психотерапевты).
В западных странах понятие психокоррекции относится к работе психологов в исправительных учреждениях.