Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· кресла;

· стулья.

Примеры психологических кабинетов:





Нормативно-правовая документация психолога
Нормативно-правовая документация включает в себя нормативные документы, обеспечивающие деятельность психолога образовательного учреждения, учетно-отчетную документацию, а также архив.

Нормативные документы регламентируют деятельность психолога. Это документы как федерального, так и регионального уровней. Они определяют правовую, нормативную стороны деятельности специалиста (режим рабочего времени, отпуска, права и ответственность и т.п.) Психолог в своей деятельности основывается на предписаниях этих документов. Документы федерального уровня являются основополагающими, на их положениях основываются и документы, издающиеся на региональных уровнях. Ниже приведен ряд документов, регламентирующих деятельность психолога в РФ.


  1. «Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616»

  2. Для педагогов-психологов - «Закон об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98, Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании". Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. и другие нормативные документы связанные с регулированием труда и образовательной системой.

  3. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ. Решение коллегии Минобразования РФ от 29.03.95 № 7/1.

Приложение 1. Проект положения о службе практической психологии образования в РФ.

Приложение 2. Проект положения о статусе практического психолога службы практической психологии образования.

  1. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7.

  2. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.

  3. 14 февраля 2012 года на V Съезде Российского психологического общества был принят Этический кодекс психолога.

  4. Конституция Российской Федерации.


Организационно-методическая документация.
В процессе практики, я рассматривала деятельность педагога-психолога.

В организационно-методическую документацию входят:


  • Хронометраж рабочего времени практического психолога.

  • График работы.

  • Годовой план работы

  • Дифференцированный план работы на месяц.

  • Бланки психологических запросов.

  • Журналы учета видов работы:




  1. диагностика;

  2. консультирование;

  3. развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

  4. развивающая и коррекционная работа (групповая);

  5. просветительская работа;

  6. организационно-методическая работа;

  7. экспертная работа




  • Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

  • Альбом диагностических методик.

  • Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

  • Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

  • Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

  • Рекомендуемый комплект рабочей документации,

  • обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей




Специальная документация психолога

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий

содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

К специальной документации практического психолога относятся:

1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры

психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о

возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным

параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а

также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении

отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и

коммуникативного развития ребенка.

4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания.



Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации

особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде

таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования:

поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика

эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.



Деятельность психолога по основным направлениям.
Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога
Психодиагностика— это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека и по­становкой с помощью этих методов психологического диагноза. Слово «диагностика» имеет греческие корни: «диа» — различие, «гнозис» — познание.
Практический психолог обычно не занимается созда­нием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи:
1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности по­ведения.
2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случа­ях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические)и стандартизированные (тестовые).
Тест в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), ко­торым подвергается испытуемый — носитель предполагае­мого качества.

Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований. Самые простые и очевидные — это умение располагать к себе людей и доскональное знание исполь­зуемых психодиагностических методик и условий их при­менения. Кроме того, каждому психологу, работающему в области психодиагностики, необходимо знать и соблю­дать важнейшие профессионально-этические принципы:
1. Принцип личной ответственности за проводимую работу.
2. Принцип профессиональной тайны (нераспрост­ранения научных психодиагностических методик).
3. Принцип конфиденциальности (соблюдения тай­ны полученной психологической информации от посторонних).
4. Принцип научной обоснованности (применяемые методики должны соответствовать требованиям надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов).
5. Принцип объективности (интерпретация результатов и выводы должны делаться в строгом соот­ветствии полученным показателям).

6. Принцип обеспечения суверенных прав личности, который включает:
а) добровольность участия в психологическом обследовании (кроме особых случаев в судебной и медицинской практике);
б) психопрофилактическое изложение резуль­татов (осторожность и деликатность, адекватность и доступность языка, готовность использовать эк­вивалентную методику);
в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осоз­нает;
г) право знать результаты обследования (при тес­тировании детей родители также имеют это право).

Психоконсультирование

Психологическое консультирование как профессия является

относительно молодой областью психологической практики,

выделившейся из психотерапии. Профессия психолог-консультант возникла в ответ на потребность людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь.

Поэтому в психологическом консультировании мы встречаемся

прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем широк: трудности на работе

(неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, реакции на возможность увольнения), неустроенность

личной жизни и трудности в общении с детьми, родителями,

между супругами, недостаток уверенности в себе, колебания в

принятии решений, проблемы в установлении и поддержании

межличностных отношений и т. п.

Психологическое консультирование пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. На настоящий момент только начинает формироваться профессиональное сообщество, определяются требования к компетентности консультанта, стандарты деятельности, обозначаются границы между разными подходами (модальностями) в консультировании. Такое положение дел отражается в

разнообразии определений.
Психокоррекция

Понятие «психокоррекция» используется только в России и странах СНГ. Причиной для этого стало укоренившееся мнение, что психотерапией и психокоррекцией как составной частью психотерапии имеют право заниматься лишь специалисты с медицинским образованием (врачи-психотерапевты).
В западных странах понятие психокоррекции относится к работе психологов в исправительных учреждениях.