Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основной особенностью всех проективных методик является неоднозначность и слабо структурированность используемых стимулов. При этом, предлагаемый испытуемому стимул (рисунок, цвет, пятно, вербальная информация и прочее), несмотря на неопределённость, носит вполне объективный характер, а сделанные на их основе выводы подтверждаются другими независимыми исследованиями и методами. Тем не менее, интепритация полученных результатов должна производиться на основе знания личности испытуемого, её углублённого психологического изучения, в том числе, с применением других методов психодиагностики.
Особенности социальных обстоятельств развития, семейной ситуации, эмоциональное и физическое самочувствие, а также другие факторы влияют на построение художественного образа, композицию, использование пространства, цвета, символики, характер движений. Даже каракули обладают высоким диагностическим потенциалом и расцениваются как индикатор самопознания и социальной зрелости личности, которая передается структурой каракулей (Э. Ульман, Ф. Кейн, М. Бетенски). Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущностях, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. [4]
Диагностика, основанная на анализе изобразительной деятельности, применима при обследовании различных возрастных групп. Особенно данный метод работы эффективен в работе с детьми при работе с такими эмоциональными проявлениями личности, как застенчивость, молчаливость, скромность, заторможенность; агрессивность, жестокость, чрезмерной подвижность; упрямство, своенравие и др.
Для диагностической интерпретации полученного изображения используются стандартные шкалы формальных элементов: производится структурное (или формально-структурное) расчленение рисунка, качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического изображения. Особое внимание уделяется линии, форме, цвету в их взаимосвязанной динамике, отслеживаются особенности оформления, композиции и перспективы, пропорции, характер штриха, освещения (Р.Б. Хайкин и др.); формально-стилевые особенности изображения (М.Е. Бурно и др.), учитывается частота встречаемости определенных параметров и т.д. [4]
При этом каждый рисунок и созданная композиция является строго индивидуальным продуктом, что естественным образом создает некоторую трудность в объективной интерпретации рисунка в каждом проективном тесте. Это отражается в большом разнообразии подчас противоречивых интерпретаций одних и тех же признаков рисунка, предложенных различными авторами. В их числе классические работы: «Рисунок человека» (тесты Ф. Гудинаф, Д. Харриса), «Дерево» (К. Кох), «Дом — дерево — человек» (Д. Бук); «Рисунок семьи» (авторы тестов: В. Вульф; В. Хьюлс; Р.К. Бернс, С.К. Кауфман) и другие. [5] Поэтому результаты количественной обработки графических характеристик по вышепреведенным методикам
необходимо расценивать исключительно как предварительные, требующие дополнительной верификации путем сопоставления с данными исследования личности другими, в том числе и стандартизированными, методами, методиками и тестами.
Метод вспомогательной терапии Пеннебейкера.
Метод Пеннебейкера (профессор Джеймс Пеннебейкер) — это письменная практика помощи самому себе. Ее можно применять как отдельно, так и в дополнение к психотерапии. По-другому называется экспрессивным письмом.
В основе лежит работа с тем бессознательным, что спрятано глубоко в нашем мозге. У любого человека есть свой особенный внутренний мир с мыслями, чувствами, мечтами, фантазиями и привычками. Они оказывают влияние на поведение, но чаще всего мы этого не замечаем. Поэтому большая часть наших поступков доведена до автоматизма. И при этом они могут не соответствовать ни особенностям нашей личности, ни нашим желаниям и предпочтениям.
Метод экспрессивного письма Пеннебейкера сродни разговору с собеседником, которому мы доверяем. Но есть здесь одно важное отличие. В беседе задействовано правое полушарие головного мозга, отвечающее за речь. При письме больше работает левое полушарие и, следовательно, те части мозга, которые в разговоре практически не участвуют.
Конечно, данный метод, скорее метод терапии или психокоррекции, нежели психодиагностики. Однако, на мой взгляд, проведение психодиагностической работы упрощается при открытости и желании помочь себе самостоятельно. Именно поэтому этот метод, я также решила использовать в практической работе.
Отчет о проделанной работе. Встреча 1.
В первую очередь, участница (клиент) была предупреждена, что психодиагностическая работа проводится с целью прохождения практики. Об уровне моего образования осведомлена (студентка 2 курса ММУ направления Психология, диплом профпереподготовки 1060 часов с присвоением квалификации «Практический психолог»). Участница также выразила согласие на использование результатов диагностики с соблюдением конфиденциальности личных данных (имени и фамилии). Личный запрос участницы – неумение строить отношения продуктивно, стремление к созависимости.
Всего было проведено три встречи за период практики. На первой встрече была проведена психодиагностика методом измерения психологической дистанции в семье. Я попросила отразить всех, кого участница считает семьей.
Результат:
Результат данного теста – отчужденные отношения с родителями, плодотворные с братом и симбиотические с дочерью и мужем (бывшим).
Дальнейшая беседа подтвердила результаты теста. Участница не может простить родителей за развод. Себя считает брошенной отцом, «обменянной» на недвижимость. Я не стану описывать всю глубину чувств, переживаемых участницей. Задача была описывать только ее личные качества. Итак, участница склонна к подавлению и манипуляции близких людей, имеет низкую самооценку, корни которой в формальном отказе от нее отца (в обмен на отказ от притязаний матери на квартиру) и своего рода пренебрежительное отношение матери, увлеченной новыми отношениями после развода с отцом участницы.
Далее, участнице был проведен Цветовой тест Люшера.
Цветовой тест Люшера — проективная методика исследования личности и впервые опубликованная швейцарским психотерапевтом. Максом Люшером в 1949 году. Тест Люшера по своей структуре напоминает тест цветовых пирамид Пфистера (1951), имеется также сходство с тестом Фрилинга, особенно при сопоставлении восьмицветового теста Люшера с соответствующими карточками Фрилинга.
По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.
Результат:
Характеристика общего настроения
Регрессия + потребность в удовлетворении + самоутверждение
Вы стремитесь к приятному чувству защищенности столь сильно, что потребность в установлении сердечной связи стала преобладающей над другими. Эта связь должна принести Вам исполнение желаний и чувственное удовлетворение, а также удовлетворить требования к жизни, которые до сих пор остаются неисполненными.
Стремления, мотивированные самопониманием
Вследствие неудовлетворенных ожиданий Вы раздражены и чрезмерно чувствительны. Весьма своевольны, а потому легко уязвимы. Вы воспринимаете помехи осуществлению собственных намерений как угнетающее давление обстоятельств и следствие несправедливого к Вам отношения других.
Эмоциональное отношение к высокозначимым лицам
Вы настойчиво стремитесь к удовлетворению потребности в сердечной привязанности и гармоничных отношениях. Открыто претендуете на неограниченную сердечную взаимность и крайне остро реагируете при столкновении с отсутствием к Вам должного внимания и уважения.
Характеристика воли и самооценка
Вы напрягаете силу воли для того, чтобы отказаться от нецелесообразных потребностей и защититься от постороннего воздействия. Вы стремитесь самоутвердиться во что бы то ни стало, а потому порой отказываетесь даже от выгодных сделок и не поддаетесь трудностям, сколь бы велики они ни были.
Возбудимость и импульсивность
Вы отчетливо ощущаете, что не в состоянии выносить далее мучительное положение, так как перегружены, истощены и перераздражены. Вы испытываете потребность в бережном обращении и чувстве приятной удовлетворенности.
Ожидания и отношение к окружению
Вы отклоняете неудовлетворяющую ситуацию и в создавшейся эмоциональной связи ведете себя весьма напряженно, строго сохраняя дистанцию. Опасаетесь быть поставленным в невыгодное положение или оказаться использованным другими, а потому предъявляете партнеру жесткие требования и ставите критические условия, невыполнение которых повлечет отказ от сотрудничества. Стремитесь к изменению отношений для того, чтобы создать полную ясность и найти необходимое решение.
В заключении первой встречи я предложила участнице написать письмо, дома, в одиночестве. Адресовать его маме и выразить всю глубину переживаемых чувств, передать ту боль и обиду, которую участница носит в себе все эти годы. Выразить это словами.
Вторая встреча
Во время второй встречи я отметила, что участница значительно лучше выглядит, отдохнувшая. Говорит, что хорошо стала спать после встречи и написания письма. Написание письма далось тяжело, но после завершения почувствовала огромное облегчение. Я спросила, какую судьбу выберет для письма – уничтожить или оставить. Решила оставить.
Я попросила вспомнить о той ситуации, когда она узнала, что отец формально отказался от нее. Просила выразить те чувства в круге. Просто круге. Прошу заметить, что в моем инструментарии имеется набор карандашей около 50 оттенков. Участница уверенно взяла черный карандаш.
Результат:
Интерпретировать можно так – настроение участницы можно выразить, как подавленное. Эта ситуация из прошлого оказывает на участницу большое влияние (довольно с сильным нажимом на карандаш проводилась работа, при этом отсутствии красных оттенков, говорит об отсутствии злости). Нанесенная в детстве травма (участнице на тот момент было 7 лет, довольно сложный период, проходил очередной этап формирования структуры личности, выбор роли) способствовала принятию роли «вещи» (со слов участницы) обесценивание ее личности или «оценивание» в сравнении с недвижимостью, значимым взрослым, отцом, сформировало такие черты личности, как: