Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сейчас, когда психологи и психотерапевты без медицинского образования активно ведут практику, все чаще возникает вопрос, а есть ли разница между психотерапией и психокоррекцией? Рассмотрим определения психотерапии и психокоррекции, на примерах выявим, что у них общего и в чём они различаются.
Психотерапия в переводе с древнегреческого означает «лечение души». Это глубокий анализ проблем клиента с ориентацией на бессознательные процессы и структурную перестройку личности. Лечебное воздействие направлено не на психику, а через психику (и посредством нее) на весь человеческий организм.
Психотерапия помогает клиенту в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем. Цель психотерапии — изменить мировоззрение, улучшить качество жизни.
Психокоррекция означает «исправление». Это набор методик, которые исправляют недостатки психологии или поведения человека, не имеющие органической основы. Психокоррекция делает психику человека более гибкой и адаптивной к разным условиям.
Главное отличие психокоррекции от психотерапии в том, что она не меняет структуру личности. Ее методы работают даже когда, клиент не осознает своих проблем. Если психотерапия воздействует на внутренний мир и мировоззрение, то психокоррекция устраняет недостатки в развитии психики или поведении человека.
Психопрофилактика
Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.
Согласно классификации ВОЗ, психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной.
Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.
Вторичная - это максимально раннее выявление начальных фаз нервнопсихических заболеваний и их своевременное активное лечение.
Третичная - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания.
Однако, если мероприятия, направленные на предупреждение, например, инфекционных и соматических заболеваний, находят понимание как у врачей, так и у населения и с различной степенью успешности осуществляются, то психопрофилактические мероприятия такого понимания не находят. Это связано, вероятно, с тем, что заболевания, вызываемые инфекционными, химическими, физическими агентами, по мнению большинства врачей общей практики, а также в представлении населения, являются более актуальными, имеющими витальную значимость, по сравнению с психической патологией. Поэтому попытки использовать в психопрофилактических целях просветительские лекции и беседы часто не воспринимаются всерьез, а уровень знаний населения, а также многих врачей по вопросам предупреждения психологических кризисов, психических расстройств и психосоматических заболеваний оставляет желать лучшего.
По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.
Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть — массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т.д.
Психопросвещение
Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает.
Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:
-
формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума); -
информирование населения по вопросам психологического знания; -
формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития; -
профилактика дидактогений (ятрогений), как одного из вариантов проявления синдрома эмоционального сгорания (или выгорания).
Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения.
Психодиагностическая работа
Для выполнения этой части индивидуального задания я выбрала три метода психодиагностики:
-
Методика измерения психологической дистанции Медведской Е.И -
Арт-терапевтическая диагностика -
Методы вспомогательной терапии и психодиагностики Д. Пеннебейкера
Теория и описание методики измерения психологической дистанции
Автор методики Елена Ивановна Медведская.
Одним из способов организации психологического пространства является психологическая дистанция. Она фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека.
Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:
Обобщенное представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;
Обобщенное понятие о другом, о его свойствах;
Принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия этого другого.
Психологическая дистанция может быть представлена в параметрах длины (короткая - длинная) и силы (слабая – напряженная). Параметр длины характеризует расстояние от Я одного человека до Я другого в психологическом пространстве и связан с переживанием ограниченности Я каждого из участников взаимодействия.
Параметр силы определяет заполненность психологической дистанции содержанием Я участников общения, меру представленности разных модальностей психической реальности (мыслей, чувств, желаний, возможностей) каждого из них в конкретный момент времени или в течение определенного временного промежутка. Этот параметр переживается как значимость другого человека. Значимость другого связана с удовлетворением им определенных потребностей субъекта (чем больше потребностей он может удовлетворить и чем потребности выше в своей иерархии
, тем больше значимость другого, тем сильнее его воздействие на свойства психической реальности субъекта).
Параметры длины и силы прямо коррелируют друг с другом: чем короче психологическая дистанция до определенного человека, тем более напряженной она является, чем сильнее переживание собственной ограниченности, тем большее влияние приобретает другой человек, тем больше его значимость.
В зависимости от длины психологической дистанции выделяют три вида отношений "испытуемый – другой человек", схематическое изображение которых представлено на рисунке:
Симбиотические отношения: психологическое пространство сильно сжато, уплотнено, что исключает возможность каких бы то ни было внутренних изменений в нем и делает его статичным, неподвижным. При таких маленьких расстояниях исключается возможность для динамики, расширения Я, оно формируется под влиянием других людей или "поглощается" ими, нет простора для развития и проявления собственной активности.
Отчужденные отношения: при слишком больших расстояниях нет ощущения связи с другими людьми, создаются различные барьеры для взаимовлияния, что замыкает Я на самом себе, и, естественно, также является препятствием для личностного развития. При отчужденных отношениях, из-за отсутствия связей с окружающим миром, психологическое пространство вообще не образуется или включает в себя лишь некоторые элементы (поэтому является очень "бедным").
Плодотворные отношения базируются на оптимальной длине психологической дистанции. При таких отношениях существует возможность для движения, для переструктурирования психологического пространства в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями развития, и человек оказывается способным переживать изменения собственной психической реальности как результат воздействия или самовоздействия.
Специфика Арт-терапевтической диагностики
В связи с возросшей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики, к которым относят арт-терапию, в настоящее время стали широко использоваться во многих областях психологической практики, как в нашей стране, так и за рубежом. При этом они, остаются одной из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики в силу сложности
создания проективных тестов и их адаптации, апробирования и применения, а так же обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.
О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специализированные научные институты и общества, публикуемые периодические издания.
Весь спектр проективных методов и методик, арт-терапевтических в том числе, основан на анализе продуктов воображения и фантазии человека, направлен на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок и ожиданий.
Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание, бросание вперёд) впервые использовал З. Фрейд для описания процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении таких проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом. Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитным механизмом "Я". Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. З. Фрейд в своей работе "Тотем и табу" пишет о том, что "враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать, переноситься из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписываться другим". [7]
Термин «проекция» для обозначения особой группы психологических методов принадлежит Л. Франку, который выделил ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. [6]
Проективные методы проявляют личные потребности исследуемого, его особенное восприятие, его интерпретации и многие характерологические черты и особенности. Проекция обнаруживается при использовании вербальных и рисуночных методов. К последним относят словесные ассоциации, незаконченные предложения, картинки и пятна, собственные рисунки испытуемого на свободную или заданную тему, составление мандал и прочее.
Понимание проекции, как наделение собственными потребностями и чувствами других людей, и, следовательно, понимание мотивов их поступков, основывается как на экспериментальных исследованиях, так и на многовековых донаучных наблюдениях. Поэтому некоторыми психологами считается в качестве единственного обоснованного.