Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
«УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Организация коммерческой деятельности»
на тему
«Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности»
| Работу выполнил (а) студент (ка) группы ОКК-22112Моим Специальность: Интернет-маркетинг Денисова Варвара Сергеевна Научный руководитель: Морозова Елена Радионовна |
МОСКВА
2022
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы анализа конкурентов на рынке 5
1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 9
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия 12
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 16
2.2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 22
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 28
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 33
3.1 Разработка комплекса рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия 33
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики, важным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности предприятий со схожими видами деятельности и производимыми этими предприятиями аналогичными товарами.
Понятие конкурентоспособности предприятия составляет основу экономического развития предприятия, и укрепления его позиции на рынке сбыта. Однако существуют и определенные трудности, связанные со способами повышения конкурентоспособности предприятия. Увеличение интенсивности конкуренции в отрасли диктует необходимость внедрения предприятиями в регионах эффективных технологий ведения бизнеса.
В настоящее время предприятия стараются расширять ассортимент выпускаемой продукции, тем самым открывая для себя новые каналы сбыта. Однако, наличие одного или нескольких видов, в ассортименте компании конкурентоспособной продукции, не гарантирует успех компании на определенном рынке. Для получения полной оценки конкурентоспособности предприятия используют не только сравнительные анализы выпускаемой продукции, но и используют данные о деятельности и рынках сбыта предприятий-конкурентов.
Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относят:
-
Развитие и движение вперед -
Создание новых технологий и методов производства -
Борется с дефицитом товара -
Стимулирует повышение качества товара и его применимость -
Заставляет снижать себестоимость -
Вводит новые формы корпоративного управления
Отрицательные стороны конкуренции:
-
Отчищает рынок от неэффективных компаний -
Неравномерное распределение доходов между группами населения, регионами -
Отсутствие экономической стабильности.
Только обнаружив сильные и слабые стороны оппонентов, можно дать точную оценку их потенциалу, подчеркнуть их сильные стороны и перенести на своё производство, тем самым повысив его эффективность. Это будет верным путём к расширению преимуществ компании в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность – способность определенной организации или субъекта опередить своих основных конкурентов при определенных рыночных условиях.
Успешность организации объясняется способностью предложить рынку товары и услуги, наиболее отвечающие предпочтениям потребителей. Поэтому компаниям стоит уделять пристальный интерес к такому аспекту деятельность, как постоянное повышение конкурентоспособности.
Основными принципами туристского маркетинга являются: эффективная реализация туристских услуг на рынке и завоевание определенной доли, направленность на долговременный, стратегических результат маркетинговой деятельности, формирование контактов с потребителями туристских услуг, формирование деловых отношений с потребителями туристских услуг.
Именно анализ конкурентов в туристической деятельности обеспечивает успех предприятия сферы туризма в конкурентной борьбе. Большинство предприятий сферы туризма заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельность. Это необходимо для того, чтобы оценивать свои рыночные возможности, конкурентное положение на рынке, прибыльность или не прибыльность продаваемого продукта и т.д.
Объектом исследования выступает ООО «АЭРО-ТУР».
Предметом изучения представляется анализ конкурентов ООО «АЭРО-ТУР».
Целью курсовой работы является разработка комплекса рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия туризма.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность организации;
- определить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести организационно–экономическую характеристику ООО «АЭРО-ТУР»;
- проанализировать уровень конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР»;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР».
Теоретической и методологической основой для исследования послужили труды российские и иностранные ученых, которые посвящены маркетингу и маркетинговой деятельности: научные монографии, учебные пособия и публикации в экономических периодических изданиях современных ученых и практиков. Вопрос относительно анализу конкурентов определению конкурентоспособности освещен в работах таких ученых: А. Смит, М. Е. Портер, Ф. Хайек.
1 Теоретические основы анализа конкурентов на рынке
1.1 Понятие и сущность «конкуренции и конкурентоспособности»
Важнейшим фактором в рыночной
экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.
В условиях усиления конкуренции на внешних и внутренних рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ является ключевой. При анализе теорий, затрагивающих проблемы формирования конкурентных преимуществ, очевидно, что подходов очень много и вопрос функционального раскрытия остается открытым.
Из-за многоаспектности применения данной определения в различных отраслях в теоретической части менеджмента существует ряд определений, которые порой противоречат друг другу.
Понятие «конкуренция» пришло в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», которое дословно означает «столкновение», «состязание». Конкуренция - борьба хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на определенном рынке.
Исследование понятия «конкуренция» представлено в трудах многих ученых-экономистов известных своими разработками в сфере стратегического маркетинга, среди которых: М. Портер, А. Смит, Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен, Й. Шумпетер, Ф. Хайек и другие. Обобщенные подходы различных авторов к понятию «конкуренция» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Обобщенные подходы понятия «конкуренция»
Автор | Понятие |
А. Смит | Конкуренция – это свобода субъектов хозяйственной деятельности в ведении своих дел, которая заключается в возможности перетекания и перенаправления капитала от менее прибыльных отраслей в более выгодные отрасли экономической деятельности. То есть в таком случае происходит формирование цены на рынке естественным путем [1]. |
Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен | Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется |
Продолжение таблицы 1
Автор | Понятие |
| конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж [2]. |
Й. Шумпетер | Конкуренция — это непрерывно изменяющийся рыночный ландшафт с новыми технологиями, товарами и бизнес-процессами [3]. |
Ф. Хайек | Конкуренция как «процедура открытия», для предпринимателя является важным понимание того, в каком направлении необходимо действовать, а также что, как и для кого выпускать, ориентируясь на рост или снижение цен на факторы производства и производимые при помощи них блага [4]. |
По методике американского экономиста, профессора кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса М. Портера выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Пять сил конкуренции по М.Портеру
Пять сил Портера включают в себя:
• проведение анализа угрозы возникновения продуктов- заменителей;
• проведение анализа угрозы возникновения новых игроков;
• проведение анализа рыночной власти поставщиков;
• проведение анализа рыночной власти потребителей;
• проведение анализа уровня конкурентной борьбы.
Портером называются данного рода силы «микросредой», проводя противопоставление ее большому количеству факторов, которые включены в термин «макросреда». Макросреда включает в себя те силы, которые оказывают влияние на уровень способности компании к осуществлению обслуживания собственных