Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ

«УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине

«Организация коммерческой деятельности»
на тему

«Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности»





Работу выполнил (а) студент (ка)

группы

ОКК-22112Моим

Специальность:

Интернет-маркетинг

Денисова Варвара Сергеевна
Научный руководитель:

Морозова Елена Радионовна


МОСКВА

2022

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Теоретические основы анализа конкурентов на рынке 5

1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности 5

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 9

1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия 12

2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 16

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 16

2.2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 22

2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 28

3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР» 33

3.1 Разработка комплекса рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия 33

3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46



ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики, важным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности предприятий со схожими видами деятельности и производимыми этими предприятиями аналогичными товарами.


Понятие конкурентоспособности предприятия составляет основу экономического развития предприятия, и укрепления его позиции на рынке сбыта. Однако существуют и определенные трудности, связанные со способами повышения конкурентоспособности предприятия. Увеличение интенсивности конкуренции в отрасли диктует необходимость внедрения предприятиями в регионах эффективных технологий ведения бизнеса.

В настоящее время предприятия стараются расширять ассортимент выпускаемой продукции, тем самым открывая для себя новые каналы сбыта. Однако, наличие одного или нескольких видов, в ассортименте компании конкурентоспособной продукции, не гарантирует успех компании на определенном рынке. Для получения полной оценки конкурентоспособности предприятия используют не только сравнительные анализы выпускаемой продукции, но и используют данные о деятельности и рынках сбыта предприятий-конкурентов.

Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относят:

      1. Развитие и движение вперед

      2. Создание новых технологий и методов производства

      3. Борется с дефицитом товара

      4. Стимулирует повышение качества товара и его применимость

      5. Заставляет снижать себестоимость

      6. Вводит новые формы корпоративного управления

Отрицательные стороны конкуренции:

  1. Отчищает рынок от неэффективных компаний

  2. Неравномерное распределение доходов между группами населения, регионами

  3. Отсутствие экономической стабильности.

Только обнаружив сильные и слабые стороны оппонентов, можно дать точную оценку их потенциалу, подчеркнуть их сильные стороны и перенести на своё производство, тем самым повысив его эффективность. Это будет верным путём к расширению преимуществ компании в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность – способность определенной организации или субъекта опередить своих основных конкурентов при определенных рыночных условиях.

Успешность организации объясняется способностью предложить рынку товары и услуги, наиболее отвечающие предпочтениям потребителей. Поэтому компаниям стоит уделять пристальный интерес к такому аспекту деятельность, как постоянное повышение конкурентоспособности.



Основными принципами туристского маркетинга являются: эффективная реализация туристских услуг на рынке и завоевание определенной доли, направленность на долговременный, стратегических результат маркетинговой деятельности, формирование контактов с потребителями туристских услуг, формирование деловых отношений с потребителями туристских услуг.

Именно анализ конкурентов в туристической деятельности обеспечивает успех предприятия сферы туризма в конкурентной борьбе. Большинство предприятий сферы туризма заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельность. Это необходимо для того, чтобы оценивать свои рыночные возможности, конкурентное положение на рынке, прибыльность или не прибыльность продаваемого продукта и т.д.

Объектом исследования выступает ООО «АЭРО-ТУР».

Предметом изучения представляется анализ конкурентов ООО «АЭРО-ТУР».

Целью курсовой работы является разработка комплекса рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия туризма.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

- изучить понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности;

- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность организации;

- определить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;

- провести организационно–экономическую характеристику ООО «АЭРО-ТУР»;

- проанализировать уровень конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР»;

- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «АЭРО-ТУР».

Теоретической и методологической основой для исследования послужили труды российские и иностранные ученых, которые посвящены маркетингу и маркетинговой деятельности: научные монографии, учебные пособия и публикации в экономических периодических изданиях современных ученых и практиков. Вопрос относительно анализу конкурентов определению конкурентоспособности освещен в работах таких ученых: А. Смит, М. Е. Портер, Ф. Хайек.



1 Теоретические основы анализа конкурентов на рынке

1.1 Понятие и сущность «конкуренции и конкурентоспособности»
Важнейшим фактором в рыночной
экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

В условиях усиления конкуренции на внешних и внутренних рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ является ключевой. При анализе теорий, затрагивающих проблемы формирования конкурентных преимуществ, очевидно, что подходов очень много и вопрос функционального раскрытия остается открытым.

Из-за многоаспектности применения данной определения в различных отраслях в теоретической части менеджмента существует ряд определений, которые порой противоречат друг другу.

Понятие «конкуренция» пришло в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», которое дословно означает «столкновение», «состязание». Конкуренция - борьба хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на определенном рынке.

Исследование понятия «конкуренция» представлено в трудах многих ученых-экономистов известных своими разработками в сфере стратегического маркетинга, среди которых: М. Портер, А. Смит, Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен, Й. Шумпетер, Ф. Хайек и другие. Обобщенные подходы различных авторов к понятию «конкуренция» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Обобщенные подходы понятия «конкуренция»


Автор

Понятие

А. Смит

Конкуренция – это свобода субъектов хозяйственной

деятельности в ведении своих дел, которая заключается в возможности перетекания и перенаправления капитала от менее прибыльных отраслей в более выгодные отрасли экономической деятельности. То есть в таком случае происходит формирование цены на рынке естественным путем [1].

Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен

Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется


Продолжение таблицы 1


Автор

Понятие

 

конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж [2].

Й. Шумпетер

Конкуренция — это непрерывно изменяющийся рыночный ландшафт с новыми технологиями, товарами и бизнес-процессами [3].

Ф. Хайек

Конкуренция как «процедура открытия», для предпринимателя является важным понимание того, в каком направлении необходимо действовать, а также что, как и для кого выпускать, ориентируясь на рост или снижение цен на факторы производства и производимые при помощи них блага [4].


По методике американского экономиста, профессора кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса М. Портера выделяются пять сил, которые определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Пять сил конкуренции по М.Портеру
Пять сил Портера включают в себя:

• проведение анализа угрозы возникновения продуктов- заменителей;

• проведение анализа угрозы возникновения новых игроков;

• проведение анализа рыночной власти поставщиков;

• проведение анализа рыночной власти потребителей;

• проведение анализа уровня конкурентной борьбы.

Портером называются данного рода силы «микросредой», проводя противопоставление ее большому количеству факторов, которые включены в термин «макросреда». Макросреда включает в себя те силы, которые оказывают влияние на уровень способности компании к осуществлению обслуживания собственных