Файл: Государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности Экономическая безопасность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1993 г. Указом Президента РФ был образован Научный совет при Совете Безопасности РФ, что фактически означало официальное признание теории безопасности как особой отрасли науки. В 1996 г. были разработаны основные положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Абалкин Л. И. Совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и саморазвитию

Глазьев С. Ю. Состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики

Тамбовцев В. Л. Совокупность свойств состояния производственной подсистемы, обеспечивающих важность достижения целей всей системы
В целом же большинством российских исследователей экономическая безопасность определяется как такое состояние экономики, которое характеризуется устойчивостью к воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов и обеспечивается наличием в стране соответствующих ресурсов и механизмов. То есть большая часть определений экономической безопасности акцентирует внимание на понятии устойчивости.

Устойчивость экономики, которая характеризует прочность и надежность ее элементов, связей внутри системы, способности выдерживать внутренние и внешние «нагрузки», является важной, но не единственной характеристикой системы. Другой важнейшей характеристикой является развитие, так как если экономика не развивается, у нее резко сокращаются возможности выживания. Устойчивость и развитие — важнейшие характеристики экономики как единой системы, каждая из которых характеризует состояние экономики по-своему.

Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы защиты национальных интересов развития экономики.

На наш взгляд, можно выделить три современные концепции (подхода) к определению экономической безопасности: американскую (западную), отечественную концепцию и концепцию ООН.

Американская (западная) концепция экономической безопасности.
Согласно мнению американских ученых, экономическая безопасность должна отвечать, по крайней мере, двум условиям:— во-первых, это сохранение экономической самостоятельности страны, ее способности в собственных интересах принимать решения, касающиеся развития хозяйства;— во-вторых, это возможность сохранить уже имеющийся уровень жизни населения и его дальнейшее повышение.

Так, по мнению Г. Маховски, экономическая безопасность должна обеспечивать достаточно высокую степень независимости от партнера по жизненно важным экономическим параметрам, т.е. таким, которые в случае их нарушения влияют на свободу выбора в политических решениях и неприемлемы с коммерческой точки зрения. Г. Молл определяет экономическую безопасность как отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. Эта угроза возникает тогда, когда внешние экономические параметры меняются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально политическую систему. При этом кто-то или что-то угрожает отторжением от первостепенных ценностей.

Еще более конкретным является определение К. Мердока, который считает, что опасность возникает в том случае, когда происходят изменения:

— в объеме и распределении доходов и богатства;

— уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем и т.д.;

— экономическом суверенитете, т.е. возможности контролировать широкий круг инструментов политики и ресурсов.

Таким образом, ключевым в понятии экономической безопасности, по мнению американских специалистов, является обеспечение суверенитета государства в принятии решений как во внутриполитической сфере, так и по международным вопросам. В такой постановке экономическая безопасность подразумевает прежде всего защищенность интересов страны. На наш взгляд, такой подход весьма логичен, учитывая, что сама концепция экономической безопасности формировалась на западе в разгар «холодной войны», когда соперничество двух сверхдержав, СССР и США, достигло своего апогея, и на первом плане находились безопасность и конкурентоспособность государства.

Российская концепция экономической безопасности. Видение проблем экономической безопасности российскими специалистами определяется в основном процессами политической и социально-экономической трансформации, происходящими в России.



Анализируя понятие «экономическая безопасность» В. Паньков пишет, что это «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства».

По мнению Е. Ведута, вообще «введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации целей эффективной стратегии развития».

Большой вклад в изучение проблемы экономической безопасности внес вице-президент РАЕН В. К. Сенчагов. По его мнению, экономическая безопасность страны включает в себя:

— способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития;

— системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны;— готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления;— создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества.

Стратегические национальные интересы России в сфере экономики можно объединить в три важнейших направления:

— долгосрочный устойчивый экономический рост, темпы которого опережают средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, что определяется необходимостью возвышения геополитического положения России;

— повышение конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;

— рост благосостояния и качества жизни населения, расширение позиций в мировом культурном пространстве.

Основным официальным документом, определяющим позиции государства по проблемам национальной безопасности, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, которая является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.


В Стратегии отмечается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождение России в число стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности РФ, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.

Важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются: повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста; повышение производительности труда; освоение новых ресурсных источников; стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности; валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов; сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы; совершенствование межбюджетных отношений; преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов; увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции; снижение инфляции.

Для обеспечения экономической безопасности основные усилия направлены: на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах; формирование новой географии экономического роста, новых отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования; активизацию фундаментальных и прикладных научных исследований; повышение качества общего, профессионального и высшего образования; совершенствование национальных инвестиционных и финансовых институтов; стимулирование миграции производства из других стран в Россию.

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208


СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


"экономическая безопасность" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

Угрозы должны рассматриваться как стимул к развитию

Концепция международной экономической безопасности ООН. В 1986 г. в своей резолюции 42/165 Генеральная Ассамблея ООН просила Генерального секретаря «провести консультацию с видными деятелями, представляющими все регионы, по вопросу о принципах международной экономической безопасности и представить выводы по этому вопросу». Проанализировав все представленные ответы, в апреле 1987 г. Секретариат опубликовал доклад на тему «Концепция международной экономической безопасности», большое внимание в котором уделялось концептуальным аспектам международной экономической безопасности.

В докладе отмечалось, что термин «безопасность» обычно определяется как отсутствие опасности, страха или угрозы. Достижение такого положения всегда было заботой человечества. Но в целом авторы доклада пришли к выводу, что международная экономическая безопасность представляет собой сложную концепцию и с трудом поддается точному определению. Она связана с другими видами безопасности и должна рассматриваться в широком контексте.

Совершенно новый подход к понятию «экономическая безопасность» был дан экспертами ООН в 1994 г. в докладе «Отчет по человеческому развитию», подготовленном Программой развития ООН, который был целиком посвящен проблеме экономической безопасности. Эксперты ООН впервые отметили, что безопасность человека — это понятие не из военной области, а из области человеческой жизни и достоинства.

При рассмотрении безопасности человека были выделены четыре наиболее существенные черты.

Во-первых, безопасность человека — понятие универсальное, которое относится ко всем людям во всех странах, будь то богатых или бедных. Имеется множество угроз, которые одинаковы для всех — безработица, нищета, преступность, загрязнение окружающей среды. Несмотря на то что степень их может отличаться в разных местах земного шара, все эти угрозы реальны и постоянно растут.