Файл: Государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности Экономическая безопасность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, составляющие безопасности человека взаимозависимы, т.е. если где-то в мире безопасность людей оказывается под угрозой, то не исключено, что вовлеченными окажутся все страны.
В-третьих, гораздо проще добиться безопасности человечества путем раннего предупреждения, чем путем позднего вмешательства.
В-четвертых, безопасность человечества зависит от того, насколько доступен им рынок и социальные возможности, живут ли они в условиях конфликта или в условиях мира.
По мнению экономических экспертов Программы развития ООН, безопасность человека имеет две основные стороны. Во-первых, она означает свободу от таких постоянных угроз, как голод, болезни, репрессии. Во-вторых, она означает защиту от внезапного и болезненного нарушения в повседневной жизни в семье, на рабочем месте или в обществе. Угрозы подобного рода могут существовать при любом уровне национального дохода и при любом уровне развития общества.
Безопасность человека — это возможность людей делать свой выбор свободно и безопасно, будучи при этом в относительной уверенности, что те возможности, которыми они обладают сегодня, не будут ими утрачены завтра.
Следовательно, по мнению экспертов ООН, безопасность человека не является оборонительной концепцией подобно военной или территориальной безопасности. Напротив, безопасность человека является интегральным понятием. Она признает универсальность жизненных потребностей, основывается на стремлении людей к солидарности. Ее нельзя привить силой.
Таким образом, еще в 1994 г. эксперты Программы развития ООН сделали вывод, что пришло время сделать переход от узкого понятия локальной безопасности к всеобъемлющей концепции безопасности человека, т.е. предложено было пересмотреть концепцию безопасности в двух основных направлениях: от исключительного внимания к безопасности стран и территорий к гораздо большему вниманию к безопасности людей и от безопасности через вооружения к безопасности через поступательное человеческое развитие.
Перечень угроз безопасности человека достаточно велик, однако его было предложено разделить на семь основных категорий: экономическую, продовольственную, экологическую, личную, общественную, политическую безопасность и безопасность для здоровья.
При этом было отмечено, что экономическая безопасность требует обеспечения дохода, достаточного для удовлетворения насущных потребностей, обычно за счет производительного и хорошо оплачиваемого труда или в качестве крайней меры за счет какой-либо финансируемой обществом поддержки. В этом смысле только около четверти населения мира может считать себя в безопасности.
Обобщая описанные модели экономической безопасности, можно определить, что экономическая безопасность — это такое состояние экономики страны, которое достаточно для обеспечения независимого развития государства.
Понятие экономической безопасности относится не только к государственным интересам, но и к интересам отдельной личности и общества в целом. Вообще говоря, главным объектом должны быть не «интересы личности, общества и государства», а граждане с присущим им укладом жизни и территорией. Только сохранение уклада и территории гарантирует удовлетворение физиологических потребностей населения, необходимых для его сохранения и воспроизводства, а также социально-духовных потребностей, без которых немыслимо самовыражение и всестороннее развитие личности, общества и государства. Иными словами, объектами национальной безопасности, как и носителями ( и субъектами ) цели национальной экономики, являются индивиды — граждане (население). Важным является определение объекта и субъекта безопасности.
В общенаучном понимании субъектом является тот, кто осуществляет деятельность по отношению к какому-либо объекту. Объект же, соответственно, претерпевает воздействие на него субъекта. Применительно к проблеме безопасности имеют место субъекты и объекты обеспечения безопасности.
Объекты безопасности — представляют собой выделяемую субъектом обеспечения безопасности часть материального мира в целях управления состоянием их (объектов) защищенности безопасности.
Объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Объектами безопасности являются:
— личность: ее права и свободы;
— общество: его материальные и духовные ценности;
— государство: его конституциональный строй, суверенитет и территориальная целостность.
К объектам экономической безопасности также относят предприятия.
Субъекты безопасности
— те организации, государственные институты, службы, отдельные личности, которые обеспечивают безопасность объекта.
Основным субъектом обеспечения безопасности общества и личности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность любого гражданина на территории РФ. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
Экономическая безопасность как система имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и использование отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяют определить три ее качественных характеристики:
— экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научнотехническими достижениями;
— стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);
— способность к саморазвитию, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Если посмотреть на эту структуру в организационном аспекте, то мы увидим, что она является иерархической, т.е. предполагает определение различных уровней, на которых происходит обеспечение экономической безопасности.
4. Уровни экономической безопасности
Методологической и правовой основой теоретической и практической деятельности в сфере национальной безопасности является Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». В Федеральном законе определены принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности. Положения этого Закона предусматривают системный подход к рассмотрению всех угроз национальной безопасности. Эта системность заключается в самих объектах безопасности — «личность, общество, государство», а также ряде отдельных самостоятельных видов безопасности.
Это в полной мере относится и к экономической безопасности. Ее можно анализировать с использованием основных категорий: сущность, виды, уровни, критерии оценки, внутренние и внешние взаимосвязи.
Экономическая безопасность определяется как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальное развитие страны даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, это — защищенность национальных интересов и социально-экономического развития страны даже в случае наиболее неблагоприятных для этого условий.
Обеспечение гapaнтированной защиты национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, достаточный оборонный потенциал, обеспечение устойчивого развития страны определяет сущность экономической безопасности.
Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Структура экономической безопасности и декомпозиция этой структуры создают предпосылки для обеспечения защищенности национальных интересов, которая обеспечивается необходимостью государства создавать механизмы реализации и защиты национальных экономических интересов, поддержания социально-политической стабильности общества.
Некоторые авторы, выделяя в составе экономической безопасности разные ее уровни, подчеркивают, что она представляет собой диалектическое единство государства общества и личности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Если рассматривать разные уровни безопасности, можно говорить
о безопасности личности, семьи, предприятия (организации), в которой трудится человек,
о безопасности региона (места проживания человека), государства, общества, нации, международного сообщества, ноосферы.
Эти градации по уровням безопасности, субъектам и их интересам, взаимосвязям между ними тоже отнесем к методологическим основаниям анализа.
Структуру экономической безопасности можно представить через уровни (организационная структура) и виды (функциональная структура).
Принято различать пять уровней экономической безопасности :
— международная (глобальная и региональная);
— национальная;
— региональная (внутри страны);
— организации (предприятия, фирмы);
— личности.
1. Международная экономическая безопасность — это «комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству — члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств».
Можно рассматривать международную экономическую безопасность как устойчивое состояние международной системы, противостоящей внешним и внутренним угрозам, обеспечивающее при этом каждому государству:— свободные направления экономического развития;— защиту от внешних угроз, закрепленных международным правом;— устойчивость к глобальным экономическим кризисам.
Организацией, призванной обеспечить международную безопасность, является Организация Объединенных Наций (ООН). Организация Объединенных Наций не является исключительно экономической организацией, но формально она обладает универсальными компетенциями в области международных экономических отношений. В качестве одной из целей создания ООН (ст. 1 Устава) указывается на решение экономических проблем при осуществлении международного сотрудничества. Международная экономическая безопасность предполагает законность существования различных форм собственности и национальных интересов, признание права любого государства на выбор собственного пути.
Правовые нормы обеспечения международной экономической безопасности заключаются в признании принципов равноправия государств; суверенитета государств над природными ресурсами и экономическим потенциалом; сотрудничества и свободного развития экономических, финансовых и иных отношений между государствами; специальных льгот в отношении менее развитых стран — членов мирового сообщества; мирного урегулирования экономических споров.