ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2021

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что нормативно-правовое регулирование отношений в сфере банкротства, базирующегося на нормах гражданского права, имеет комплексный характер. В то же время, законодательство о банкротстве не является и самостоятельной отраслью права, пусть даже комплексной. Отрасль права или законодательства20 характеризуются единством и обособленностью предмета правового регулирования (что регулируется), метода (как регулируется), а также степенью систематизации и кодификации (чем регулируется)21. Несмотря на всю значимость банкротства в экономической жизни страны и его важность для гражданского оборота, несостоятельность - достаточно узкое частноправовое явление, направленное на упорядочение отношений сторон в условиях конфликта интересов. Гражданский оборот, в целом, стоит все же на обязательности исполнения сторонами принятых на себя обязательств надлежащим образом и достижения положительного результата за счет не нарушения, а соблюдения прав всех субъектов, участвующих в отношениях.

Таким образом, банкротство как специфическое направление антикризисного управления является комплексным межотраслевым правовым институтом, базирующимся на нормах гражданского права.


ВОПРОС 3. Работа государства по созданию кадрового обеспечения антикризисного управления

До принятия закона о банкротстве 2002 г. в России существовало две системы процедур, связанных с реструктуризацией и продажей (ликвидацией) предприятий, находящихся в кризисном состоянии. Это судебная система, связанная с возможным признанием предприятия несостоятельным (банкротом), и досудебная система, связанная с возможным признанием предприятия, имеющего в уставном капитале более 25% государственной собственности, неплатежеспособным (имеющим неудовлетворительную структуру баланса). В первом случае решение принимали судебные органы, во втором - орган государственного управления.

Одной из актуальных проблем современного периода экономического развития стала проблема квалифицированного управления предприятиями, находящимися в стадии банкротства. Опыт работы с этими предприятиями показывает, что от умелого и правильного подхода к этой проблеме можно получить колоссальный эффект, связанный не только с сохранением предприятия, но и его дальнейшим развитием (сохранением и профиля предприятия, и рабочих мест).

Другой, но не менее важной, проблемой, сдерживающей процесс реформирования предприятий, стал дефицит такой категории антикризисных управляющих как арбитражные управляющие, способных в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособного предприятия.

Наиболее полно и четко права и обязанности арбитражного управляющего сформулированы в Федеральном законе о несостоятельности (банкротстве).


Арбитражный управляющий наделен весьма широкими полномочиями на всех стадиях процедуры банкротства. При условии прохождения предприятием всех стадий процедуры банкротства арбитражный управляющий осуществляет руководство деятельностью предприятия-должника в течение свыше трех лет (по максимуму: финансовое оздоровление – 2 года или внешнее управление - до 18 месяцев и конкурсное - 18 месяцев).

В соответствии с Федеральным законом о несостоятельности арбитражный управляющий (за исключением административного управляющего) обязан:

  • принимать меры по защите имущества должника;

  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность должника, его положение на товарных рынках;

  • рассматривать требования кредиторов;

  • осуществлять иные функции, установленные федеральным законом.

В процессе проведения процедуры банкротства у арбитражного управляющего появляется возможность путем профессиональных действий решить неразрешимые в обычной ситуации проблемы:

  • освободить из-под ареста имущество должника;

  • приостановить все требования, предъявляемые к расчетному счету предприятия-должника, т. е. приостановить взыскание задолженности по исполнительным листам;

  • решить вопросы, связанные с прекращением начисления штрафных санкций и, самое главное, добиться разблокирования расчетного счета должника;

  • реструктурировать бизнес.

Как показывает практика, представители МНС РФ (ныне Федеральная налоговая служба РФ), внебюджетных фондов и др., руководствуясь ведомственными инструкциями, зачастую пытаются предъявлять не предусмотренные Федеральным законом о несостоятельности меры, чем фактически парализуют деятельность должника.

Необходимо отметить, что Федеральным законом о несостоятельности определены меры финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции), но нет перечня мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника. Следовательно, для этих целей могут быть использованы любые дозволенные сделки или мероприятия. В этой ситуации именно нестандартный подход к реформированию предприятий является неотъемлемой его составляющей. Поэтому в нынешних условиях возрастает роль лидера и его команды.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. В ведущих ВУЗах существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером (руководителем). При этом, основополагающим является то, что лидерство - это не только набор навыков и умений, но и качество характера, и возможность принятия на себя риска.

Лидерство - это не только управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.


Такой подход к управлению отечественными предприятиями - явление принципиально новое и требует пересмотра всей концепции управления и роли руководителя, а также подбора и формирования команды управляющего. Команда руководителя (арбитражного управляющего) - это коллектив специалистов, связанных единой целью и способных поддержать его во всех начинаниях. Несомненно, что арбитражный управляющий должен быть лидером, более того, это должен быть такой человек, который имеет достаточный авторитет среди всех, кто заинтересован в предпринимаемом преобразовании, ибо только в этом случае есть гарантия, что эти преобразования принесут положительный результат.

Опыт показывает, что большинство неудач при реформировании предприятий вызвано несоответствием характера человека, претендующего на роль лидера, тем требованиям, которые к нему предъявляются. Если нет сильного, компетентного, активного лидера, не может быть эффективного результата. А именно это очень важно для финансового оздоровления несостоятельных предприятий.

По своей сути деятельность арбитражных управляющих является также деятельностью, направленной на оздоровление экономики, на вывод ее из состояния кризиса. Таким образом, все эти специалисты (специалисты антикризисного управления, работающие на предприятии в рамках досудебной санации и арбитражные управляющие) могут быть объединены одним понятием - специалисты по антикризисному управлению, или антикризисные управляющие.

Арбитражный управляющий, осуществляя процедуру банкротства, принимает на себя всю ответственность за принятие управленческих решений. В этой ситуации важно не только заручиться поддержкой кредиторов, но и грамотно построить работу с трудовым коллективом. Поэтому при выборе (утверждении кандидатуры) арбитражного управляющего на ту или иную процедуру банкротства необходимо учитывать первоначальную (базовую) профессиональную подготовку специалиста. Так, при назначении на внешнее управление арбитражному управляющему желательно иметь экономическое образование или большой опыт хозяйственной работы, поскольку при внешнем управлении возникает много вопросов, связанных с восстановлением текущей деятельности предприятия - должника. Без умения грамотно анализировать любую создавшуюся финансовую ситуацию невозможно принять единственно правильное решение. Сегодня именно неуверенность значительной части (если не большинства) арбитражных управляющих в своих силах, прежде всего, как управленцев, их недостаточная компетентность в экономических вопросах зачастую предопределяет мотивацию в предпочтительном выборе конкурсного производства.

Тот факт, что абсолютное большинство арбитражных управляющих в ходе процедуры наблюдения склоняется к выводу о необходимости введения конкурсного производства, и следующее за этим решение арбитражного суда о банкротстве, кроме всего прочего, объясняется недостаточной экономико-управленческой подготовкой и отсутствием опыта у арбитражных управляющих. Лишь в отдельных случаях арбитражный суд, не считаясь с арбитражным управляющим и собранием кредиторов, вводит процедуру внешнего управления, что, естественно, не повышает авторитет арбитражного управляющего.


Особую конфликтность вызывают отношения с налоговыми органами, которые руководствуются исключительно ведомственными указаниями, подчас не хотят вникать в суть процедуры банкротства. Если налоги, которые предприятие не уплатило до процедуры банкротства, «замораживаются», то их уплату налоговые органы в рамках процедуры банкротства относят к внеочередным платежам. Причем их совершенно не интересует, что к внеочередным платежам относятся текущие коммунальные платежи, заработная плата персонала, расходы арбитражного управления. Вычленение только своих «интересов» инспекцией МНС РФ22 ставит предприятие в чрезвычайно сложную ситуацию и не способствует наилучшему исходу в завершении процедуры банкротства.

Арбитражные процедуры имеют свои нюансы и свои «технологии». Овладение ими позволит арбитражному управляющему адекватно разрешать возникающие конфликтные ситуации. При этом необходимо учитывать, что любой арбитражный управляющий должен действовать осмотрительно, осуществлять свою деятельность как в интересах должника, так и в интересах кредитора. Создать баланс интересов в рамках процедуры банкротства - это необходимый залог успеха всей работы арбитражного управляющего.

Нарушение баланса интересов арбитражным управляющим делает его особенно уязвимым. В наибольшей мере это проявляется в случаях, когда последний «проводится» (с использованием ряда неформальных процедур) на эту должность конкурсным кредитором, имеющим квалифицированное большинство голосов среди всех конкурсных кредиторов, и, таким образом, попадает в зависимость от него. Вырваться из этой зависимости можно лишь, во-первых, строго следуя нормам закона, во-вторых, ориентируясь в экономической ситуации и аргументировано доказывая, что предложения и действия арбитражного управляющего обеспечивают баланс интересов как должника и кредиторов, с одной стороны, так и всех кредиторов, с другой.

Конечно же, овладеть всеми тонкостями арбитражного управления можно только в процессе осуществления процедур банкротства и при наличии необходимых навыков и знаний.

Как отмечалось выше, антикризисный (в т.ч. арбитражный) управляющий – это, прежде всего, профессионал, умеющий создать свою команду специалистов, способных осуществить поиск и реализацию нестандартных подходов и решений для разрешения стоящих перед предприятием проблем. Более того, это лидер, обладающий достаточным влиянием для того, чтобы обеспечить принятие необходимых организационных решений и убедить всех участников процесса согласиться с теми радикальными преобразованиями, которые влечет реформирование предприятия.

Исключительно серьезная и сложная роль арбитражного управляющего требует разносторонней подготовки: в экономике, в управлении, в психологии, в юриспруденции и т.д.


С принятием первого Закона о несостоятельности предприятий сразу же возник вопрос о создании системы отбора кандидатов и подготовке таких специалистов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 эта задача была возложена на ФУДН (б) РФ23. Ведущие специалисты ФУДН(б) РФ совместно со специалистами Высшей школы приватизации и предпринимательства, а также Центра инвестиций, оценки недвижимости и бизнеса Академии народного хозяйства Правительства Российской Федерации разработали Временную программу подготовки специалистов по антикризисному управлению предприятием. Объем аудиторных занятий составлял 164 часа24.

При подготовке этой программы впервые в экономическую терминологию было введено понятие «арбитражный управляющий» (этот термин впоследствии был включен в число основных понятий новых законов о банкротстве 1998 и 2002 гг.). Он объединял как специалистов, работающих с несостоятельными предприятиями (банкротами) в рамках судебных процедур (временный, административный, внешний и конкурсный управляющие), так и специалистов, работающих с неплатежеспособными предприятиями, имевших неудовлетворительную структуру баланса в рамках досудебных процедур (управляющие предприятием-должником по договору подряда). Таким образом, программа предполагала подготовку специалистов, которые могли бы работать не только в рамках судебной процедуры, но и досудебной. Именно поэтому чаще всего понятие «антикризисный управляющий» ассоциировалось с понятием» «арбитражный управляющий». Однако, как отмечалось ранее, антикризисный управляющий более широкое понятие, как и понятие антикризисное управление.

Сложилась такая ситуация, что многие специалисты по антикризисному управлению (которых, образно говоря, тогда можно было сосчитать на пальцах), имея большой опыт работы на предприятиях по консультированию или непосредственно участвуя в разработке антикризисных программ и программ финансового оздоровления, с целью профилактики кризиса и тем самым недопустить банкротства, аттестовались на арбитражных управляющих и особенно успешно были способны осуществить процедуры наблюдения и внешнего управления. Кстати, наименьший интерес для пришедших в арбитражное управление специалистов представляет собственно банкротство, осуществляемое через конкурсное управление. В то же время, несовершенство системы несостоятельности, которое, прежде всего, проявляется в том, что неплатежеспособные приятия слишком поздно попадают в ситуацию банкротства потеряв все шансы выйти из кризиса (и ничего не остается, как провести плановую их ликвидацию), делает невостребованной, да и не особенно привлекательной деятельность квалифицированного специалиста по антикризисному, в том числе и арбитражному управлению. Возникает замкнутый круг: для осуществления оздоровления (в рамках внешнего управления) предприятий необходимы квалифицированные, далеко смотрящие специалисты, а они оказываются невостребованными (прежде всего с точки зрения специалистов), в результате в арбитражные управляющие идут не имевшие не только экономического, но и юридического образования. Им, естественно, требовалось время, и немалое, чтобы методом проб и ошибок сформироваться как специалистам. Однако, в ситуации несостоятельности время особенно дорого и зачастую невосполнимо.