ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Неотомизм
Занятие 1.
1. Концепция "Философского Бога" Э. Жильсона.
Этьен Жильсон (1884—1978 гг.) — французский религиозный философ, неотомист. Директор Папского института средневековых исследований в Торонто (Канада). Учился в католическом колледже, затем в лицее Генриха IV в Париже. Закончил отделение словесности в Сорбонне. После защиты докторской диссертации работал преподавателем в университете г. Лилля. В годы I Мировой войны был призван в армию, попал в плен. После войны работал профессором университета в Страсбурге, в 1926—1932 годах возглавил кафедру средневековой философии в Сорбонне. В 1929 году основал Папский институт средневековых исследований в Торонто и возглавил его. Многие годы читал лекции в университетах США. В 1947 г. был избран членом Французской Академии. Был сторонником президента Франции Ш. де Голля, а в 1947—1948 гг. — сенатором Франции. Автор около 700 научных работ, в том числе более 60 книг. Основные сочинения; «Философия св. Бонавенту-ры», «Св. Фома Аквинский», «Дух средневековой философии», «Томизм. Введение в философию Фомы Аквинского», «Христианство и философия», «Метаморфозы Божьего града», «История христианской философии» и др.
Э. Жильсон считает, что духовный потенциал томизма, возникшего в средние века, не исчерпан и в настоящее время, он актуален сегодня и будет актуален в будущем. Для решения проблем веры нам никогда не избежать встреч со святым Фомой Аквинским и его трудами. Э. Жильсон называет томизм философией будущего. Для этого необходимо обновление теологии и философии Фомы Аквинского. Как мы уже отмечали, Э. Жильсон в полном соответствии с учением Фомы Аквинского считает философию служанкой богословия, а для того, чтобы она служила, она не должна быть уничтожена. Надо модернизировать томизм, ибо истина — это не мраморная доска.
Э. Жильсон вводит в томизм элементы экзистенциализма, в частности, отмечает, что божественное бытие — это «чистое существование (экзистенция)». Он утверждает, что все наделённые материальным бытием вещи каким-то образом причастны к нематериальное™, так как их существование — результат акта божественного творения. Если предположить, что Вселенная чисто материальна, лишена всякого разумного начала, она уже по определению была бы непроницаема для духа. Жильсон считал, что экзистенция вещей недоступна чувственному познанию. Действительное существование — это лишь существование единичного, и такое единичное существование ускользает от разума, поскольку он ориентирован на познание общего. Тайна томизма, по Жильсону, как раз и заключается в том, что постижение истины возможно в высшем синтезе рационального познания и веры. Гармония разума и веры как один из постулатов томизма несомненна и выступает как необходимое требование самого разума. Философия и теология семантически не противостоят друг другу, они идут к одному и тому же, но функционально они несводимы друг к другу. Теология, по мнению Э. Жильсона — это не наука, превосходящая другие науки, — это вненаучный и внерациональный способ постижения истины посредством интуитивного схватывания содержания божественного откровения. Философ выделяет два вида истин;
-
истины, не допускающие постижение разумом (то есть иррациональные). Среди таких истин он называет бытие Божье, бессмертие души, божественные атрибуты; вечность, всемогущество и др. Они явлены в божественном откровении, но постигаются с помощью разума; -
истины, содержащиеся в религиозных догматах, которые по самому существу своему, как утверждает Жильсон, находятся вне пределов досягаемости для науки, ибо богопознание находится вне пределов объектсубъектной процедуры. Среди таких истин — доктрина Ф. Аквинского о непознаваемости Бога, запрещающая представлять Бога как некоторый предмет и даже образ и вообще не допускающая любых представлений о Боге.
Ещё при работе над докторской диссертацией «Свобода у Декарта и богословие» Э. Жильсон открыл для себя философию Ф. Аквинского и пришёл к выводу об оригинальность трактовки последним проблемы бытия по сравнению со всеми предшествующими мыслителями. Эта оригинальность состоит в признании примата существования перед сущностью, которые соотносятся как акт и потенция. В то время как самые выдающиеся мыслители и даже многие философы Нового времени рассматривали и изучали лишь сущности, а представители экзистенциализма сосредоточивают своё внимание на исследовании существования, Фома Аквинский рассматривал и то, и другое, и сущность, и существование, и их несводимость друг к другу. Жильсон утверждал, что любое понятие относится лишь к сущности, поэтому принципиально не может существовать понятие бытия; бытие познаётся, когда мы переходим от понятия какой-либо вещи к суждению о существовании этой вещи. Поэтому недостижимо непосредственное познание бытия. Жильсон считает, что отличие религиозной философии от теологии заключается не в том, что существуют истины, которые возможно познать только благодаря божественному откровению, а в том, что истины, основанные на разуме, исторически были углублены и сохранены благодаря откровению. Такими истинами христианской философии являются существование Бога, свобода божественного и человеческого действия.
Задачей неотомизма Жильсон считает преобразование в новых исторических условиях наследия Фомы Аквинского и других классиков средневековой теологии. Он сам демонстрирует образцы такого преобразования и адаптации учений Фомы Аквинского и Бонавентуры.
В своих исследованиях Жильсон обратил внимание на различие между христианским Богом как Богом религии и «философским Богом», то есть образом Бога в нерелигиозной философии. Эту проблему он исследовал в книге «Бог и философия». В европейской философской традиции меняются представления о Боге. Так, в античной философии, которая характеризовалась признанием политеизма, боги рассматривались как личности (Зевс, Гера, Аполлон и др.) и как природные стихии (Океан, Небо и т. д.). Они подобны человеку; любят и ненавидят, рождаются и умирают. В политеизме устанавливается иерархическая субординация богов. В философско-теологической доктрине Августина боги описаны в терминах философии Платона. Августин
преклоняется перед религиозным началом, хотя у самого Платона боги ниже «Эйдоса» — идеи, которая более божественна, нежели сами боги. Новый этап развития представлений о Боге — синтез философии Аристотеля и теологии Фомы Аквинского — это кульминация представлений о Боге. В Новое время наступает упадок, философия, стремясь избавиться от подчинения теологии, пытается самостоятельно обосновать философскую идею Бога. Жильсон подробно анализирует пути и методы конструирования идеи Бога, например, в философии Р. Декарта. Бог в понимании Декарта — это своеобразный автор природы. Между тем христианский Бог не может, по мнению Жильсона, быть сведен к каким-то ограниченным функциям.
Э. Жильсон относится к классикам неотомизма. В новых исторических условиях он защищает классический томизм, объявляя его актуальным в прошлом, настоящем и будущем, и одновременно пытается модернизировать его, приспособив к новым социально-политическим реалиям.
Этьен Жильсон - видный представитель неотомизма, крупнейший в XX в. специалист по истории средневековой философии, превосходный ее знаток и интерпретатор. С 1922 г. он издавал высокопрофессиональный журнал "Etudesdephilosophicmedievale". Жильсон был профессором Коллеж де Франс и других французских университетов, читал лекции в Гарвардском университете, возглавлял Институт средних веков в Торонто. Жильсон - автор книг, многие из которых приобрели широкую известность и стали классическими пособиями по истории средневековой философии и неотомизма: "Философия св. Бонавентуры" (1924); "Св. Фома Аквинский" (1925); "Методический реализм"; "Бог и философия" (1941); "Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского" (1942); "Философия средних веков" (2 тома, 1944); "Дух средневековой философии" (1948); "Христианский экзистенциализм" (1948); "Христианство и философия" (1949); "Дунс Скот, введение в его основополагающие тезисы" (1952);
"Метаморфозы града Божьего" (1953); "Данте и философия" (1953); "Церковь обращается к современному миру" (1954); "История христианской философии в средние века" (1955); "Живопись и реальность" (1958); "Философия и теология" (1960); "Массовое общество и его культура" (1967); "Трудный атеизм" (1979).
Как уже говорилось, неотомизм есть возрождение и преобразование в новых исторических условиях наследия Фомы Аквинского и других классиков средневековой теологии и философии. Толкование их концепций и идей становится главным средством обоснования самой неотомистской философии. Так, в учении Фомы Аквинского (1225-1274) Жильсон выдвигает на передний план универсальный замысел, удавшуюся, как он полагает, попытку гармонического объединения религии и философии, веры и разума2. Другой вершиной католической мысли средневековья Жильсон считает философию св. Бонавентуры (1221-1274), представителя поздней схоластики, одного из великих Учителей Церкви, главу ордена францисканцев. В его учении особо подчеркивается значимость метафизики, тесно объединенной с христианской мистикой. Бонавентура - в толковании Жильсона (несколько отличающемся от подхода ортодоксального томизма) -признает существенные различия между верой и теологией, с одной стороны, и разумом и философией, с другой стороны. Но следуя традициям католической философии, он отказывает философии в какой бы то ни было автономии. Если бы философия исходила только из разума, она вела бы к заблуждениям. И потому истинную философию может создать только разум, озаренный божественным светом.
В философии БонавентурыЖильсона привлекает также удачный, по его суждению, синтез томистской и августинистской традиций. Сам Жильсон предпринимает современную интерпретаторскую попытку объединить учения Фомы Аквинского и Бонавентуры, хотя он и признает всю глубину различии между философскими идеями этих двух католических мыслителей.
Характерно, что Жильсон, для которого подлинная религиозная философия есть не что иное, как следование Фоме Аквинскому, уделил немалое внимание истолкованию философии главного оппонента Фомы в эпоху поздней схоластики, Дунса Скота (1266-1308). В его философии Жильсон прежде всего выделил тезис о существовании бесконечного бытия. При этом, как считает Жильсон, теология хотя и опирается на философско-метафизические идеи относительно бытия, но не выводит теологическое понятие бытия из философского. Более того, как только теолог "прикасается" к метафизике, она меняет свой облик, поднимаясь выше "к метафизическому небу сущностей". Теология ищет бесконечный источник бытия и, естественно, находит его во всемогуществе христианского Бога. Уникальность Бога Дунс Скот видит в том, что его сущность сливается с бесконечностью.
Обсуждая вопрос об очевидных различиях философских позиций выдающихся католических мыслителей, Жильсон высказывается в пользу плюрализма именно философских идей и взглядов. Если основополагающие "истины веры" объединяют и должны объединять католических теологов, то разъединяющие их расхождения по частным, в том числе философским, вопросам вполне допустимы и даже неизбежны. Церковь не случайно не осудила учение Дунса Скота, направленное - пo ряду философских параметров - против установок классического томизма. Ибо в философии главные орудия - теоретические доводы, доказательства. Всякие запреты и директивные рекомендации в философии бессмысленны. Итак, теологи, замечает Жильсон, не должны надеяться на то, что люди, направляющие свой умственный взор на проблему бытия, придут к согласию. Тем самым становится ясно, что теология должна представить философии большую свободу исследования. Однако и философы должны, согласно Жильсону, в конечном счете признать преимущество веры, откровения перед разумом.
Особые требования предъявляются к философствующим теологам, к религиозным, тем более католическим, философам. "Мы не принижаем философию, когда предпочитаем ей Откровение как источник согласия в достоверности. Вот, наверное, почему Церковь позволяет теологам, под надзором своего учительства, свободно исследовать тайну Бытия, в единении веры, мир которой не нарушается их благородным соревнованием. А сами они должны не покладая рук трудиться, чтобы лучше узнать - с целью лучше понять - друг друга; и они заранее объединятся между собой в изначальном свете, если верно, что никакое слово человеческое не посмеет разъединить тех, кого соединило слово Божье".
Важнейший для неотомиста Жильсона предмет исследования - существенное различие между христианским Богом как Богом религии и "философским богом", т.е. образом и понятием бога в нерелигиозной философии. В книге "Бог и философия"7 в свете этой проблемы последовательно анализируются главные исторические стадии европейской философии.
В Древней Греции утверждаются, и прежде всего благодаря поэтической мифологии, особые представления о божествах. Боги греков мыслятся и как личности (Зевс, Гера, Аполлон, Афина и др.), и как стороны физической реальности, природные стихии (Океан, Земля, Небо). Они уподоблены человеку: боги любят и ненавидят, испытывают и другие эмоции, желания; они наделены и сверхчеловеческой силой, и поистине человеческими слабостями. Для греческой политеистической религии характерна иерархическая субординация богов. Что касается древнегреческой философии, то Жильсон оспаривает распространенную в антиковедении мысль о том, что философия возникла из мифологии и на ее основе. Философия рождается из решительного отрицания мифологии. Вот почему различные образы первоначала, предложенные древнегреческими философами, не только не подчинены божеству, но поставлены выше него. Так, в представлении Платона боги ставятся ниже Идеи, которая - парадоксальным образом - объявляется "более божественной, чем сами боги". Вместе с тем Жильсон придает большое значение несомненному факту преклонения Платона перед религиозным началом, как бы напоминая, что вера в богов древнее философии. В становлении новых представлений о боге Жильсон отводит особую роль встрече греческой философии с христианской верой. Когда молодой Августин начал читать "Эннеады" неоплатоника Плотина, то его захватила задача: выразить христианского Бога в терминах плотиновской (а значит, и платоновской) философии. Через несколько столетий после Августина новый синтез античной философии, а именно философии Аристотеля, и христианства осуществил Фома Аквинский. Возникшая в результате этого синтеза метафизика св. Фомы стала, согласно Жильсону, кульминацией религиозной метафизики. В эпоху нового времени метафизическую мысль, стремившуюся избавиться от опеки теологии, именно по этой причине ожидал упадок - и прежде всего в той области, где она пыталась самостоятельно обосновать философскую идею бога.
"Бог и философия нового времени" - тема, весьма важная как для Жильсона, так и для всей философии неотомизма. К ней в разных связях и аспектах обращались и религиозные философы других христианских конфессий - протестантизма, православия. В чем же особенность позиции Жильсона, одного из самых яростных критиков тенденций и традиций нерелигиозной философии нового времени?