Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Современные технологии формирования и развития детского коллектива Практическое занятие 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Современные технологии формирования и развития детского коллектива

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Каряева Арина Сергеевна

Преподаватель:

Александрова Людмила Юрьевна

Практическое занятие 3

 

Тема: Психологические и педагогические основы формирования и развития детского коллектива в начальной школе. Психология педагогической поддержки развития детского коллектива в начальной школе. Педагогическая диагностика эффективности развития детского коллектива в начальной школе.

Цель занятия: получить навыки планирования работы по формированию и развитию детского коллектива, осуществления педагогической поддержки; получить навыки планирования внеурочной деятельности; научиться проводить мероприятия в различных технологиях воспитательной работы, проводить педагогическую диагностику эффективности развития детского коллектива в начальной школе, осуществлять анализ деятельности классного руководителя.
Задание 1
Таблица – Анализ ситуации


№ п/п


Вопрос для анализа ситуации


Обоснованный аналитический ответ


1


Почему учащиеся «позволили» себе такую шутку?


Я считаю, что учащиеся просто решили подшутить над учителем. Это говорит о том, что в классе присутствует дружелюбная и позитивная атмосфера. То, что учитель решил подыграть, говорит о том, что учитель имеет чувство юмора и у него хорошие отношения с детьми.


2


Какую цель преследовали учащиеся?


Дети хотели подшутить над учителем и вероятнее всего просто посмеяться и повеселиться.


3


Оцените стиль отношений учителя и учеников.


По имеющимся данным, можно сделать вывод, что между учителем и классом преобладает демократический стиль общения, отношения доверительные.


4.


Предложите вариант решения ситуации.


После того как все посмеялись, необходимо настроить класс для дальнейшей работы, так сказать направить в рабочее русло.

Например, провести разминку
Физкультминутка «Мы осанку исправляем»
Дети выполняют движения по тексту.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.



Задание 2

На основании проведенного анализа «карты адаптации первоклассника» Ивановой Полины установлено:

1) Физиологическая адаптация прошла на среднем уровне и выражена высоким уровнем уравновешенности, достаточной трудоспособностью, внимательностью. На сон и аппетит события, связанные с приходом в первый класс оказали не значительное влияние. Явные признаки физиологической дезадаптации представлены: повышенной утомляемостью, сильной тревожностью и заторможенностью, бывает, плаксива, обидчива. Периодически жалуется на головную боль.

2) Социально – психологическая адаптация проходит удовлетворительно, сопровождается сильным желанием посещать школу, старательностью, активностью, при этом на уроке отмечается снижение активности, возможно, это связанно с необходимостью помощи со стороны во время выполнения самостоятельной работы. Успешность в обучении характеризуется равномерностью. Социально – психологическая дезадаптация наблюдается в необходимости помощи и контроле самостоятельной деятельности и иногда замкнутости.

3) В общении с ровесниками и учителями Полина проявляет дружелюбность и отзывчивость, но сложно вступает в контакт с детьми, так как особой симпатией среди сверстников не пользуется. Активности и эмоциональности в играх не проявляет, больше стремится к общению с учителями и взрослыми. Особого внимания к себе не требует. Конфликтных ситуаций не создает.

Рекомендации классному руководителю:




  •  Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой ни в коем случае не сравнивать ребёнка с другими детьми, так как это может привести к озлоблению, либо к формированию неуверенности к себе.


  • Советовать родителям не говорить плохо о школе при ребёнке, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.


  • Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.


  • Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.


  • Учителю стоит позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.


  • Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомиться с правилами поведения в школе, осознаёт необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.


  • Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.


  • Обсуждайте важные вопросы


  • В первые месяцы обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:


  • Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?


  • Что значит быть школьником?


  • Зачем нужно учиться?


  • Что такое правила и принципы школьной жизни?


  • Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты и  т.д.?


  • Как себя вести на уроках и на переменах?


  • Как работать с учебниками?


  • Каким должно быть твоё рабочее место дома?



Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:




  • возрастные особенности;


  • индивидуально-личностные особенности;


  • проявления и первопричины дезадаптации;


  • условия среды развития.


Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.

Итак, что можно сделать:




  1. Выявить способности и интересы ребенка.


  2. Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи.


  3. Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.


По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.

Задание 3

 Основные направления работы:
1. Сплочение детского коллектива.

2. Выработка организаторских и лидерских качеств личности.

3. Проведение коллективных творческих дел по интересам детей.

Для этого необходимо разнообразить досуговую деятельность. можно использовать следующие формы: тематические вечера, «Клуб любознательных», викторины и встречи, праздник труда, день рождения детского дома, встреча с выпускниками, шефская работа, трудовые десанты.

Для достижения поставленной цели класс можно разбить на отделы, в соответствии с увлечением детей и их интересов:

1. Отдел «Учеба» отвечает за:

- сбор информации об учебном процессе;

- проверку рабочих ученических мест одноклассников;

- проведение интеллектуальных игр.

2. Отдел «Культура и досуг» отвечает за помощь в подготовке и проведение:

- вечеров отдыха, праздников, фестивалей;

- выставок и конкурсов.


3. Отдел «Порядок и уют» отвечает за:

- благоустройство класса;

- проведение трудовых десантов;

- оказание посильной помощи в уходе за классом (пддержание чистоты в классе, уход за цветами и т.д.);

4. Отдел «Спорт»:

- организует и проводит спортивные конкурсы, утреннюю гимнастику.
Задание 4

Вопросы:




  1. Определите, какие шаги по формированию коллектива нужно предпринимать ЕЖЕДНЕВНО.


 

На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

Организация уборки классной комнаты и своего рабочего (учебного) места.

Ежедневная помощь одаренных ребят неуспевающим одноклассникам в учебе.

Оказание помощи одноклассникам с ограниченными физическими возможностями или проходящим обучение на дому.

2.         Опишите, какие мероприятия должна провести школьная социально-психологическая служба, чтобы помочь классу и классному руководителю.

Проведение диагностики «Социометрия» до начала проведения работы в классе и после.

Памятка для детей «Что такое буллинг»

Памятка детям «Как не стать жертвой буллинга»

Памятка для родителей «как справиться с буллингом»

Информирование о работе телефона доверия

Психолого-педагогические классные часы:

«Жизненные ценности»

«Конфликт. Способы бесконфликтного общения»

«Уважение к окружающим»

«Эмпатия»

«Толерантность»




  1. Перечислите мероприятия, которые необходимо включить в план воспитательной работы, ведь только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.



проектная деятельность (защита или презентация проектов);

аукционы талантов или необычных (фантастических) идей;

эскурсии;

игра-экспромт и заочные-путешествия;

концерт-«молния»;

акции «Подарок...» или «Помоги...» (другу, ветерану, младшим, детям детского дома, родителям и т. д.);

«биржи труда» (знаний, инноваций, нераскрытых талантов);

вечер творческих мастеров или фестивали творчества (народного, прикладного, технического);

веселая пантомима и театр миниатюр;

«живая» газета и конкурсы агитбригад;

игра-путешествие и карнавал;

конкурс инсценированной (строевой) песни;

кольцовки (песен, скороговорок, стихов), экскурсии в природу.

4.         Сформируйте рекомендации о тематике классных часов в данном классе.

«Дружба – это…», «Нарисуй подарок другу», «Если другу плохо?»; «Учимся общаться», «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Поговорим о толерантности», «Причины обид: кто такие эгоисты», «Я среди людей, люди вокруг меня»; вежливости.

5.         Укажите групповые виды деятельности, которые стоит практиковать учителю на уроках в данном классе, поясните их необходимость.

Разыгрывание по ролям

Выполнение заданий под подгруппам

6.         Опишите всевозможные способы гашения вспыхивающих в классе конфликтов, исключая авторитарные методы.

При организации индивидуальной беседы руководитель (учитель) поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом необходимо пресекать любую попытку оценоч­ных суждений и требовать привести только факты, избегая эмоций. Далее учитель, насколько это возможно, уточняет факты. Как только он, независимо от суждений конфлик­тующих, приходит к. определенному решению, так вызы­вает обоих и просит их в его присутствии высказать все, что они считают нужным, при этом прерывает любые проявления негативных эмоций и объявляет им свое ре­шение. Оно может быть в пользу одного либо не в пользу обоих; в любом случае педагог прям, деловит и опирается на свой авторитет, этические традиции, существующие в обществе; Это решение служит сигналом, что инцидент исчерпан и возвращаться к нему - отнимать время у заня­тых людей.