Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Современные технологии формирования и развития детского коллектива Практическое занятие 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Современные технологии формирования и развития детского коллектива
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Каряева Арина Сергеевна
Преподаватель:
Александрова Людмила Юрьевна
Практическое занятие 3
Тема: Психологические и педагогические основы формирования и развития детского коллектива в начальной школе. Психология педагогической поддержки развития детского коллектива в начальной школе. Педагогическая диагностика эффективности развития детского коллектива в начальной школе.
Цель занятия: получить навыки планирования работы по формированию и развитию детского коллектива, осуществления педагогической поддержки; получить навыки планирования внеурочной деятельности; научиться проводить мероприятия в различных технологиях воспитательной работы, проводить педагогическую диагностику эффективности развития детского коллектива в начальной школе, осуществлять анализ деятельности классного руководителя.
Задание 1
Таблица – Анализ ситуации
№ п/п | Вопрос для анализа ситуации | Обоснованный аналитический ответ |
1 | Почему учащиеся «позволили» себе такую шутку? | Я считаю, что учащиеся просто решили подшутить над учителем. Это говорит о том, что в классе присутствует дружелюбная и позитивная атмосфера. То, что учитель решил подыграть, говорит о том, что учитель имеет чувство юмора и у него хорошие отношения с детьми. |
2 | Какую цель преследовали учащиеся? | Дети хотели подшутить над учителем и вероятнее всего просто посмеяться и повеселиться. |
3 | Оцените стиль отношений учителя и учеников. | По имеющимся данным, можно сделать вывод, что между учителем и классом преобладает демократический стиль общения, отношения доверительные. |
4. | Предложите вариант решения ситуации. | После того как все посмеялись, необходимо настроить класс для дальнейшей работы, так сказать направить в рабочее русло. Например, провести разминку Физкультминутка «Мы осанку исправляем» Дети выполняют движения по тексту. Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. |
Задание 2
На основании проведенного анализа «карты адаптации первоклассника» Ивановой Полины установлено:
1) Физиологическая адаптация прошла на среднем уровне и выражена высоким уровнем уравновешенности, достаточной трудоспособностью, внимательностью. На сон и аппетит события, связанные с приходом в первый класс оказали не значительное влияние. Явные признаки физиологической дезадаптации представлены: повышенной утомляемостью, сильной тревожностью и заторможенностью, бывает, плаксива, обидчива. Периодически жалуется на головную боль.
2) Социально – психологическая адаптация проходит удовлетворительно, сопровождается сильным желанием посещать школу, старательностью, активностью, при этом на уроке отмечается снижение активности, возможно, это связанно с необходимостью помощи со стороны во время выполнения самостоятельной работы. Успешность в обучении характеризуется равномерностью. Социально – психологическая дезадаптация наблюдается в необходимости помощи и контроле самостоятельной деятельности и иногда замкнутости.
3) В общении с ровесниками и учителями Полина проявляет дружелюбность и отзывчивость, но сложно вступает в контакт с детьми, так как особой симпатией среди сверстников не пользуется. Активности и эмоциональности в играх не проявляет, больше стремится к общению с учителями и взрослыми. Особого внимания к себе не требует. Конфликтных ситуаций не создает.
Рекомендации классному руководителю:
-
Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой ни в коем случае не сравнивать ребёнка с другими детьми, так как это может привести к озлоблению, либо к формированию неуверенности к себе. -
Советовать родителям не говорить плохо о школе при ребёнке, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе. -
Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок. -
Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками. -
Учителю стоит позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. -
Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомиться с правилами поведения в школе, осознаёт необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем. -
Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как полностью восстанавливать силы после учебной деятельности. -
Обсуждайте важные вопросы -
В первые месяцы обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов: -
Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу? -
Что значит быть школьником? -
Зачем нужно учиться? -
Что такое правила и принципы школьной жизни? -
Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты и т.д.? -
Как себя вести на уроках и на переменах? -
Как работать с учебниками? -
Каким должно быть твоё рабочее место дома?
Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:
-
возрастные особенности; -
индивидуально-личностные особенности; -
проявления и первопричины дезадаптации; -
условия среды развития.
Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.
Итак, что можно сделать:
-
Выявить способности и интересы ребенка. -
Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи. -
Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.
По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.
Задание 3
Основные направления работы:
1. Сплочение детского коллектива.
2. Выработка организаторских и лидерских качеств личности.
3. Проведение коллективных творческих дел по интересам детей.
Для этого необходимо разнообразить досуговую деятельность. можно использовать следующие формы: тематические вечера, «Клуб любознательных», викторины и встречи, праздник труда, день рождения детского дома, встреча с выпускниками, шефская работа, трудовые десанты.
Для достижения поставленной цели класс можно разбить на отделы, в соответствии с увлечением детей и их интересов:
1. Отдел «Учеба» отвечает за:
- сбор информации об учебном процессе;
- проверку рабочих ученических мест одноклассников;
- проведение интеллектуальных игр.
2. Отдел «Культура и досуг» отвечает за помощь в подготовке и проведение:
- вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
- выставок и конкурсов.
3. Отдел «Порядок и уют» отвечает за:
- благоустройство класса;
- проведение трудовых десантов;
- оказание посильной помощи в уходе за классом (пддержание чистоты в классе, уход за цветами и т.д.);
4. Отдел «Спорт»:
- организует и проводит спортивные конкурсы, утреннюю гимнастику.
Задание 4
Вопросы:
-
Определите, какие шаги по формированию коллектива нужно предпринимать ЕЖЕДНЕВНО.
На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
Организация уборки классной комнаты и своего рабочего (учебного) места.
Ежедневная помощь одаренных ребят неуспевающим одноклассникам в учебе.
Оказание помощи одноклассникам с ограниченными физическими возможностями или проходящим обучение на дому.
2. Опишите, какие мероприятия должна провести школьная социально-психологическая служба, чтобы помочь классу и классному руководителю.
Проведение диагностики «Социометрия» до начала проведения работы в классе и после.
Памятка для детей «Что такое буллинг»
Памятка детям «Как не стать жертвой буллинга»
Памятка для родителей «как справиться с буллингом»
Информирование о работе телефона доверия
Психолого-педагогические классные часы:
«Жизненные ценности»
«Конфликт. Способы бесконфликтного общения»
«Уважение к окружающим»
«Эмпатия»
«Толерантность»
-
Перечислите мероприятия, которые необходимо включить в план воспитательной работы, ведь только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
проектная деятельность (защита или презентация проектов);
аукционы талантов или необычных (фантастических) идей;
эскурсии;
игра-экспромт и заочные-путешествия;
концерт-«молния»;
акции «Подарок...» или «Помоги...» (другу, ветерану, младшим, детям детского дома, родителям и т. д.);
«биржи труда» (знаний, инноваций, нераскрытых талантов);
вечер творческих мастеров или фестивали творчества (народного, прикладного, технического);
веселая пантомима и театр миниатюр;
«живая» газета и конкурсы агитбригад;
игра-путешествие и карнавал;
конкурс инсценированной (строевой) песни;
кольцовки (песен, скороговорок, стихов), экскурсии в природу.
4. Сформируйте рекомендации о тематике классных часов в данном классе.
«Дружба – это…», «Нарисуй подарок другу», «Если другу плохо?»; «Учимся общаться», «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Поговорим о толерантности», «Причины обид: кто такие эгоисты», «Я среди людей, люди вокруг меня»; вежливости.
5. Укажите групповые виды деятельности, которые стоит практиковать учителю на уроках в данном классе, поясните их необходимость.
Разыгрывание по ролям
Выполнение заданий под подгруппам
6. Опишите всевозможные способы гашения вспыхивающих в классе конфликтов, исключая авторитарные методы.
При организации индивидуальной беседы руководитель (учитель) поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом необходимо пресекать любую попытку оценочных суждений и требовать привести только факты, избегая эмоций. Далее учитель, насколько это возможно, уточняет факты. Как только он, независимо от суждений конфликтующих, приходит к. определенному решению, так вызывает обоих и просит их в его присутствии высказать все, что они считают нужным, при этом прерывает любые проявления негативных эмоций и объявляет им свое решение. Оно может быть в пользу одного либо не в пользу обоих; в любом случае педагог прям, деловит и опирается на свой авторитет, этические традиции, существующие в обществе; Это решение служит сигналом, что инцидент исчерпан и возвращаться к нему - отнимать время у занятых людей.