Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Современные технологии формирования и развития детского коллектива Практическое занятие 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагог может принять решение прибегнуть к групповому или коллективному обсуждению.
Педагог предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу в присутствии всей группы на собрании. Последующее решение он принимает на основе выступлений участников обсуждения, и решение объявляется от лица группы.
Более эффективными часто становятся косвенные методы у гашения конфликта.
Познакомимся с некоторыми вариантами косвенного угашения конфликта, психокоррекции общения.
«Выход чувств». Реализация данного принципа требует профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Вполне допустимо в процессе слушания демонстрировать собеседнику сочувственное понимание, которое, однако, еще не гарантирует вашего с ним согласия. По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными.
«Эмоциональное возмещение». Человек, обращающийся к вам со своими проблемами эмоционального дискомфорта, должен рассматриваться как страдающее лицо. Страдания не следует игнорировать, будь они даже неправедными. Показав, что считаетесь с этим, уже эмоционально возмещаете имеющийся у собеседника эмоциональный дискомфорт. Уместно высказанное в разговоре одобрение действительно имеющимся у собеседника качествам является своеобразным ключом к пониманию им ситуации. Льстить конфликтующему нельзя, лесть легко распознается и вызывает впоследствии открытое или тайное презрение к неискреннему взрослому. Просто надо сказать о том хорошем, что действительно в человеке есть.
«Принудительное слушание оппонента». Останавливая ссору, необходимо поставить условие: «Каждый из вас, прежде чем ответить обидчику, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно обнаруживается, что конфликтующие не слышат друг друга, а обидчику приписываются тон и слова, которых в действительности не было. Фиксируя на этом внимание конфликтующих сторон (иногда можно прибегнуть к магнитофонной записи), вы тем самым принуждаете их слушать друг друга. Непривычность такой ситуации снижает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности спорящих.
«Обмен позиций». Педагог останавливает развернувшуюся на его глазах ссору, просит конфликтующих поменяться местами, на
которых они до сих пор сидели, а затем дается следующая инструкция: «Поменявшись ролями, выскажите все обвинения, которые приходят в голову». Взгляд со сторону другого - азбучная истина общения. Однако людям, охваченным гневом и обидой, он дается с большим трудом и преимущественно в ситуации профессионального вмешательства в их конфликт извне. Этот прием психологи рассматривают как универсальный в разрешении конфликтов, имеющих разную причину возникновения, т.е. уместен при угашении конфликтов любого типа.
«Расширение духовного горизонта спорящих». Высказывания спорящих сторон протоколируются или, что лучше, записываются на магнитофон или видеомагнитофон. Остановив ссору, вы воспроизводите сделанную запись. Как правило, конфликтующие подавлены тем, что услышали, поскольку начинают понимать, что вели себя недостойно либо4 по крайней мере, некрасиво. На этом фоне целесообразно приступить к профессиональному разбору ссоры, показывая эгоизм и недоброжелательность аргументации каждого из конфликтующих. Далее разоблачается все мелкое, непринципиальное, что сопровождало конфликт. В беседе с конфликтующими важно раскрыть им смысл жизненных ценностей более высокого порядка, определить духовные цели, в стремлении к которым они, по существу, едины, а не взаимно враждебны.
7. Поясните, почему классному руководителю необходимо избегать проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся.
Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
Задание 5
Данная ситуация могла произойти из-за неопытности педагога и из-за большого количества детей в классе. Педагог не убедился в том, что все обучающиеся вышли из класса и закрыл дверь. Для избегания подобных ситуаций надо всегда проверять отсутствие детей в классе, который есть намерение закрыть, также можно пересчитать детей вышедших с класса, для того чтобы убедиться, что все дети вышли из класса.
Для сглаживания сложившейся ситуации необходимо поговорить с ребенком и его родителями, объяснить, что данная ситуация не была намеренной и учитель ни в коем случае не хотел того, чтобы девочка оставалась одна в закрытом классе. Обязательно необходимо извиниться перед ребенком и родителями и пообещать не допускать подобных случаев в дальнейшем. Чтобы немного поднять ребенку настроение надо все-таки вручить ей долгожданный воздушный шар.
Девочке в первое время необходимо уделять больше внимания и ее адаптации в школе, из-за произошедшей ситуации. Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой, создавать условия чтобы ребенок чувствовал безопасность нахождения в школе.
С классом необходимо провести беседу о необходимости слушать и выполнять указания учителя и если что-то непонятно или происходит ситуация при которой в данный момент ребенок не может выполнить указание учителя необходимо незамедлительно сообщить об этом учителю и убедиться, что педагог его услышал.
Задание 6
Таблица – Планирование внеурочной деятельности по направлениям
№ п/п | Направление | Наименование рабочей программы (не менее 2-х по каждому направлению) | Формы работы | Решаемые задачи |
1. | Спортивно-оздоровительное | «Уроки Здоровья» «Разговор о правильном питании» | Беседы, соревнования, игры | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
2. | Духовно-нравственное | «Разговоры о Важном» «Уроки вежливости» | Выставки рисунков, тематические классные часы; беседы, экскурсии, театрализованные игры | Развитие нравственных качеств личности; привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества; Умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми |
3. | Художественно-эстетическое | «Театр – детям» «Чудеса своими руками» | Занятия в театральном/хоровом кружке, художественное творчество, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций |
4. | Общеинтеллектуальное | «Шахматы» «Робототехника» | Занятия в компьютерном классе, беседы, игры, соревнования, проектирование, исследовательская деятельность | Развитие у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности способствование формированию функциональной грамотности |
5. | Проектная и исследовательская деятельность | История нашего города» «Школа проектов» -реализация через другие направления внеурочной деятельности | Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки | Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов |
Задание 7
Педагогическое наблюдение является планомерным анализом и оценкой индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ход этого процесса.
Для оценки эффективности внеурочной деятельности можно использовать следующие методики:
№ | методика | цель |
1 | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А. А. Андреев) | определить степень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью |
2 | Методика «Наши отношения» (составлена Фридман Л.М.) | выявить степень удовлетворённости обучающихся различными сторонами жизни коллектива |
3 | Анкета «Ты и твоя школа» | выявить степень удовлетворенности внеурочной деятельностью |
4 | Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щурковой) | выявить нравственную воспитанность обучающихся |
5 | Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) | изучить уровень воспитанности отдельно по уровням образования (1-4 классы, 5-9 классы) |
6 | Схема экспертной оценки уровня воспитанности Методика Н.П. Капустиной | предназначена для использования классными руководителями |
Пермь - 2023