Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическое пособие
по программе формирования навыков
здорового образа жизни у подростков
ВСЁ,
ЧТО ТЕБЯ
КАСАЕТСЯ
Авторский коллектив:
От Фонда «Здоровая Россия»:
Бернова Ю. Е. кандидат филологических наук
Дмитриева Е. В. доктор социологических наук
Рюмина И. И. доктор медицинских наук
Фомина Е. В. педагог
Фролов С. А. социолог, психолог
Независимые эксперты:
Васильева Е. А. психолог-педагог
Орлов А. И. психолог
Мелешко Т. А. кандидат филологических наук
Селюнина Е. С. психолог
Кожина Н. В. психолог-педагог
Рецензенты:
Федотова Т. Ю. кандидат психологических наук, начальник отдела государственной политики по обеспечению безопасной деятельности обучающихся, воспитанников и профилактике асоциальных явлений Министерства образования и науки Рос- сийской Федерации
Смакотина Н. Л. доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии молодежи МГУ имени М.В.Ломоносова
Белова Н. А. доцент кафедры психологии и андрогогики Сахалинского областного институ- та переподготовки и повышения квалификации кадров
Соколов А. В. программный директор Оренбургской областной общественной организации
«Молодежь против наркотиков»
Художники:
Сучилкина Н. В., Рыжов А. И.
Дизайн пособия и компьютерная верстка:
Иванченко Д. В.
Издание 2-е, исправленное и дополненное.
© Фонд «Здоровая Россия», 2008
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
. . . . . . . 277
Введение в программу
Первое занятие: давайте знакомиться
Искусство общения
Жизненные ценности
Эмоции
Мужчина и женщина
Разрешаем конфликты
Критическое мышление
Курить или не курить?
Сопротивление давлению
Наркотики: не влезай – убьёт!
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить
Развитие характера (Уверенное поведение)
Я абсолютно спокоен!
Кризис: выход есть!
Алкоголь: мифы и реальность
Моё мнение
Толерантность
Моё будущее: стратегии успеха
Последнее занятие: подводим итоги
Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ В
ПРОГРАММУ
Кому адресовано это пособие?
Если вы держите в руках нашу книгу, значит, вы хотите стать тренером или уже им являе- тесь. Вы – тот, кто решил помочь молодому поколению сделать правильный выбор – стать свободным и самодостаточным, здоровым и успешным. Некоторые учатся на своих ошибках, другие – на чужих. Мы учим предвидеть эти ошибки и предотвращать их. Именно этому по- священа наша программа. Пособие адресовано волонтерам (молодым людям, которые будут участвовать в проведении программы) и специалистам (тренерам-психологам, педагогам, руководителям молодежных организаций). Мы рады, что теперь вы – с нами!
Для кого будут проводиться тренинги?
Участники наших занятий – молодые люди 14-17 лет. Подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности и жажда самоутверждения – все это закономерности полового созревания. Подростковый период – время потенциальных опасностей (зависимости, опасность заражения ИППП
1 и
ВИЧ). С другой стороны, подростковый период – время активного освоения новой инфор- мации, эмоциональной открытости и огромного интереса к этим вопросам. Все это говорит том, что наши занятия будут актуальны именно для подростков.
Концепция программы
Здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе 14-17 лет. В этот пе- риод человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не самоцель, а средство для достижения цели. Средство для того, что бы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессиона- лом. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна анало- гия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осо- знало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Светлое будущее может и не наступить!
Основные принципы программы
Принцип актуальности
Наша программа основана на ценностях, актуальных для человека 14-17 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспри- нимают? Почему я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду? Именно на эти вопросы участники (самостоятельно!) должны найти ответы в процессе наших занятий.
Принцип позитивности
Одна из задач нашей программы – показать подростку, что все его потребности можно реа- лизовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их раз- решения.
Многие профилактические программы рассказывают, как делать нельзя, но редко говорят, что же делать вместо этого. Они не учат подростка пользоваться своими ресурсами так, что- бы его кипучая энергия была направлена в мирное русло.
1
ИППП – инфекции, передающиеся половым путем
Введение в программу
6
Иными словами, взрослый человек, который позитивно решил задачи подросткового воз- раста, в ситуации, когда ему понадобятся деньги, будет искать способ заработать их, ему и в голову не придет грабить банк или пользоваться другими деструктивными способами до- бычи денег. Точно так же, если он попадет в сложную жизненную ситуацию, он будет стре- миться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам. Следует отметить, что способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте.
И данная программа помогает подростку в этом.
Принцип активности
Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его способности реаги- ровать и изменять занятие в соответствии с требованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет, будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень важен и принцип активного участия группы. Древнее высказывание гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне поучаствовать – я пойму». Занятия стро- ятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.
Принцип активного участия «работает» и на самого ведущего-волонтера. Именно он по- лучает «главный приз» – развитие лидерских качеств и свободное владение актуальной информацией. Действительно, «хочешь понять сам – попробуй объяснить другому».
Цели и задачи программы
Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи, которые можно разделить на три группы:
1.
Сообщение новой информации. Участники должны узнать, что такое репродуктивное здоровье, безопасное сексуальное поведение, кризисные ситуации, конфликт и его типы, зависимость (никотиновая, алкогольная и наркотическая), ВИЧ/СПИД и т.д.
2.
Формирование заинтересованного отношения к теме здоровья. Через «эмоциональ- ную включенность» участники должны сформировать собственное отношение к разным формам рискованного поведения и конструктивным способам решения проблем; по- нять, что их здоровье - в их руках.
3.
Формирование поведенческих навыков ответственного отношения к своему здо- ровью.
Описание программы
Данная программа состоит из двух частей:
1. Основная программа: курс тренинговых занятий.
2. Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу
Курс тренинговых занятий
Тренинговый курс состоит из 17 тематических занятий, а также вводного и заключительного занятий.
Основная цель нашей программы – способствовать формированию уверенной
в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контро-
лировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое
здоровье.
7
Введение в программу
Темы занятий:
1. Искусство общения.
2. Жизненные ценности.
3. Эмоции.
4. Мужчина и женщина.
5. Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах).
6. Критическое мышление.
7. Курить или не курить.
8. Сопротивление давлению.
9. Наркотики: не влезай – убьет!
10. ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить.
11. Развитие характера (уверенное поведение).
12. Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях).
13. Кризис: выход есть.
14. Алкоголь: мифы и реальность.
15. Мое мнение.
16. Толерантность.
17. Мое будущее. Стратегии успеха.
Каждая из тем, приведенных выше, занимает одно тренинговое занятие, продолжительность которого составляет 1,5-2 часа.
Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу
Эта часть программы включает в себя: тренинги по командообразованию;
z спортивные фестивали и акции; z
проведение уличных акций и флеш-мобов;
z проектно-исследовавательскую деятельность.
z
Как стать ведущим?
Основными ведущими программы могут стать школьные психологи, педагоги, воспитатели, руководители молодежных организаций. Но нам бы хотелось, чтобы и сами ребята активно участвовали в работе. Наиболее активных и заинтересованных молодых людей, которые сами прошли тренинговый курс как участники, целесообразно постепенно привлекать к ведению тренингов с другими группами (оптимально, если ведущий-волонтер будет на 2-3 года старше участников). Сначала ведущий-волонтер работает как ассистент тренера, по- могает ему с реквизитом, проводит разминочные упражнения. Когда волонтер достаточно подготовлен, тренер может доверить ему проведение целого занятия.
Чтобы стать ведущим-волонтером необходимо:
Раз – захотеть этого;
Два – познакомиться с программой как можно лучше.
Что для этого нужно сделать будущему волонтеру?
Пройти программу в качестве участника.
z
Внимательно прочитать это пособие.
z
Провести весь курс занятий вместе с тренером в качестве ассистента, наблюдая за ним, z
помогая ему и пробуя провести что-то самостоятельно под его контролем.
Найти себе со-ведущего. Вести данную программу лучше в паре. Во-первых, вдвоем z
всегда веселее. Во-вторых, это позволит:
8
лучше узнать участников, наблюдая за их реакциями;
разделить обязанности: кто-то проводит упражнение, а кто-то помогает раздать рек-
визит, уточняет инструкцию и т.д.
после окончания занятия обсудить все плюсы и минусы в его проведении и с учетом
этого подготовиться к следующему занятию.
Перед занятием ведущие должны прочитать текст занятия как минимум 4 раза. Это нуж- z
но для того, чтобы
1. Познакомиться с занятием;
2. Разобраться в каждом упражнении и почувствовать его (необходимо представить, как это упражнение вы будете проводить в вашей конкретной группе, как отреагируют на него участники, подготовиться к возможным сложностям).
Лучше понять теорию
(необходимо представить, как вы будете ее рассказывать, решить, что лучше вообще убрать, а на чем сделать акцент, какую форму изложения материала выбрать). Возможно, для этого вы захотите что-то дополнительно прочитать, обратитесь к знакомым специа- листам или поищите информацию в Интернете. Для того чтобы не растеряться во время занятия, можно сделать себе специальные карточки-шпаргалки с наиболее важной информацией, терминами или инструкциями по проведению упражнений и игр. Если вы ведете занятие в паре нужно заранее распределить обязанности, кто какое упражнение ведет и за что отвечает.
3. Подготовить реквизит к занятию;
4. Непосредственно перед занятием освежить в памяти материал.
Быть хотя бы чуть-чуть психологом. Нужно прислушиваться к эмоциям участников. Ваша z
задача – сделать так, чтобы на ваших занятиях было комфортно всем.
Знать специальные приемы и техники. В этом пособии вы найдете описание многих из них. z
В основе всех методов работы ведущих-волонтеров лежат два главных принципа: принцип
«равный - равному» и принцип активного участия.
Принцип «равный - равному» означает, что волонтер проводит занятия со своими сверстни- ками не свысока, не как учитель, а на равных. Они доверяют друг другу и могут говорить на одном языке, искренне и свободно. Принцип «равный - равному» можно разбить на восемь маленьких частей.
Основные Принципы Общения Равных
Д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь :
Во- лонтер не выказывает осуждения, отрицательных эмоций по отноше- нию к другим.
У ва же н и е :
Волонтер уважает достоинство, ценности, чувства и мысли каждого человека.
Те р п и м о с т ь :
Волонтер при- нимает людей такими, какие они есть, даже если их образ жизни, манера одеваться, националь- ность, взгляды, интересы отличаются от его собственных.
Внимательность:
Волонтер умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его. Иногда улыбка, жест, взгляд могут сказать больше, чем слова.
9
Введение в программу
разделить обязанности: кто-то проводит упражнение, а кто-то помогает раздать рек-
визит, уточняет инструкцию и т.д.
после окончания занятия обсудить все плюсы и минусы в его проведении и с учетом
этого подготовиться к следующему занятию.
Перед занятием ведущие должны прочитать текст занятия как минимум 4 раза. Это нуж- z
но для того, чтобы
1. Познакомиться с занятием;
2. Разобраться в каждом упражнении и почувствовать его (необходимо представить, как это упражнение вы будете проводить в вашей конкретной группе, как отреагируют на него участники, подготовиться к возможным сложностям).
Лучше понять теорию
(необходимо представить, как вы будете ее рассказывать, решить, что лучше вообще убрать, а на чем сделать акцент, какую форму изложения материала выбрать). Возможно, для этого вы захотите что-то дополнительно прочитать, обратитесь к знакомым специа- листам или поищите информацию в Интернете. Для того чтобы не растеряться во время занятия, можно сделать себе специальные карточки-шпаргалки с наиболее важной информацией, терминами или инструкциями по проведению упражнений и игр. Если вы ведете занятие в паре нужно заранее распределить обязанности, кто какое упражнение ведет и за что отвечает.
3. Подготовить реквизит к занятию;
4. Непосредственно перед занятием освежить в памяти материал.
Быть хотя бы чуть-чуть психологом. Нужно прислушиваться к эмоциям участников. Ваша z
задача – сделать так, чтобы на ваших занятиях было комфортно всем.
Знать специальные приемы и техники. В этом пособии вы найдете описание многих из них. z
В основе всех методов работы ведущих-волонтеров лежат два главных принципа: принцип
«равный - равному» и принцип активного участия.
Принцип «равный - равному» означает, что волонтер проводит занятия со своими сверстни- ками не свысока, не как учитель, а на равных. Они доверяют друг другу и могут говорить на одном языке, искренне и свободно. Принцип «равный - равному» можно разбить на восемь маленьких частей.
Основные Принципы Общения Равных
Д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь :
Во- лонтер не выказывает осуждения, отрицательных эмоций по отноше- нию к другим.
У ва же н и е :
Волонтер уважает достоинство, ценности, чувства и мысли каждого человека.
Те р п и м о с т ь :
Волонтер при- нимает людей такими, какие они есть, даже если их образ жизни, манера одеваться, националь- ность, взгляды, интересы отличаются от его собственных.
Внимательность:
Волонтер умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его. Иногда улыбка, жест, взгляд могут сказать больше, чем слова.
9
Введение в программу
Точность:
Волонтер всегда предоставляет точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.
Искренность:
Волонтер говорит о своих чувствах искренне, ничего не придумывая. Одна- ко он имеет право выбирать, что говорить, а что - нет. Неполная правда гораздо лучше, чем заведомая ложь.
Честность:
Волонтер честно признается в том, что у него нет готового ответа на вопрос или решения проблемы. Он имеет право сказать: «В данный момент я не могу ответить на этот вопрос, но постараюсь ответ найти».
Открытость:
Волонтер открыто рассказывает о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Подростки участвуют в мероприятиях добровольно и имеют право знать о них все, прежде чем решат, принимать участие или нет.
Общие указания к основной части программы
Прежде чем приступить к самим занятиям, необходимо прочитать этот раздел. Здесь мы бу- дем говорить о том, что нужно учитывать при проведении любого тренинга из нашего курса.
Каждый наш тренинг строится по следующей схеме:
Приветственное слово ведущего;
Разминка;
Блок «Вспомним все»;
Основная часть занятия;
Рефлексия всего занятия;
Итоговый вывод;
Традиционное прощание «Мы вместе».
В начале каждого тренинга будет дан следующий план:
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
Разминка
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
Основная часть занятия
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Распечатайте его и возьмите с собой на тренинг, по нему вы легко сможете ориентироваться в занятии и не забудете, какое упражнение должно быть следующим.
10