Файл: Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[12].
Суть прогнозирования - заключается не в определении характера будущих событий и сроков их наступления, а в выявлении тенденций развития, их возможных сценариев, факторов и последствий.
Это дает возможность установить возможности и условия осуществления стратегического управления, близкие к оптимальному сценарию, и существуют генетические прогнозы (основанные на знании закономерностей и тенденций развития системы в прошлом и возможных путей ее динамики в будущего), телеологический, нормативный (исследование возможных путей достижения априорных целей) и комбинированное, сочетающий изучение закономерностей и тенденций движения с выбором оптимальной траектории движения, оптимальных способов его осуществления. концентрируясь на нем.
Предвидение циклов и кризисов. В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный подход, который является наиболее значимым. На основе статистического анализа выявляются и переносятся на будущие периоды возможные параметры и тенденции развития всей системы в прошлом. Такой подход позволяет давать менее или более достоверные результаты в период инерционного развития всей системы, но в то же время создает большие ошибки в период разворота трендов, изменения факторов движения при переходе от одной фазы развития к другой. цикла к другому, особенно в периоды кризисов[13].
Используя теорию циклов и кризисов, разработанную Н. Д. Кондратьевым и многими другими зарубежными и российскими учеными, можно создавать наиболее достоверные и достоверные прогнозы, имеющие к тому же научное обоснование.
Каковы основные положения этой теории?
1. Всякая социально-экономическая (как и природная) система совершенствуется циклически, последовательно проходя стадии возникновения, становления, диффузии (диффузии), устойчивого развития (зрелости), кризисов и реликтовых состояний [14].
2. Кризисы являются необходимой фазой цикла, они выполняют в динамике систем особые функции: деструктивную (основанную на удалении старых элементов системы или возможной гибели системы), созидательную (основанную на расчистка поля для создания более новых элементов новой системы или системы) и наследственная функция (основанная на сохранении и передаче в будущие периоды, связанные с обогащенным наследственным ядром системы или надсистемы).
Можно выделить следующие стадии развития кризиса и возможный выход из них: латентный (скрытое накопление предвестников и элементов кризиса), коллапсный (стремительное проявление негативных параметров кризиса), депрессивный ( накопление возможных предпосылок выхода из кризиса) и окончательные (возрождение, совершенствование системы, превышение и достижение докризисных уровней в новой структуре). Кризисов нельзя избежать, но процесс их возможного предвосхищения позволяет пройти кризисную фазу в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями[15].
3. Динамика систем полициклична. Итак, в процессе развития социально-экономических систем происходит выделение среднесрочных (8-11 лет), долгосрочных кондратьевских (45-55 лет), цивилизационных (200-300 лет) циклов. Циклы разной длительности накладываются друг на друга, влияют друг на друга. Как установил Н.Д. Кондратьева, на волне восходящего долгосрочного цикла все кризисные фазы, относящиеся к среднесрочным циклам, короче и не столь глубоки, а фазы их подъема выражены значительно сильнее. Падающая волна характеризуется противоположными тенденциями.
4. Взаимодействие циклов разных областей по отношению к динамике близких систем неизбежно. Например, кризисы и экономические циклы отражают циклы: государственно-политический, научно-технический, природно-экологический, социокультурный, демографический. Взаимодействие циклов проявляется в 3-х формах: деформирующей (нарушение нормального течения цикла, например в условиях крупной природной катастрофы или войны); затухание (уменьшается амплитуда колебаний, что снижает выраженность кризисных фаз); резонансный (амплитуда колебаний увеличивается во все фазы цикла).
5. Непреодолимая циклическая динамика. Поэтому призывы к бескризисному развитию и антициклическим программам бесполезны. Но перед кризисами и циклами общество не должно быть беспомощным, оно не должно занимать позиции, подобные позиции кролика перед удавом.
П. Сорокин обосновал социальный закон, согласно которому в кризисных ситуациях возрастает регулирующая роль государства, государственное регулирование экономики и всей общественной жизни. Если кризис останется в прошлом, такое регулирование в целом ослабнет. опыт, связанный с разработкой и реализацией антикризисных программ, накопленный в мировой практике, позволяет ускорить выход из кризиса.
2.2. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Переход к регулируемой рыночной экономике от экономики планово-директивной не снижает, а наоборот повышает роль прогнозирования в хозяйственной системе и государственном управлении.
В первую очередь, при рыночных условиях существенно повышается изменчивость и стохастичность динамики экономики, взаимодействия большого количества факторов, которые определяют её траекторию. Следует предвидеть возможные вариации развития событий при осуществлении выбора стратегии и принятия решений[16].
Во вторую очередь, децентрализация управления и собственности во много раз увеличивает спрос на прогнозирование в низших и средних эшелонах управления. Ранее прогнозирование требовалось в основном для принятия решений высшими эшелонами управления, директивы которого являлись обязательными для низших эшелонов управления, у которых в свою очередь существовал небольшой диапазон для принятия решений стратегических. На данный период времени многочисленные предприниматели самостоятельным образом принимают решения, являющиеся судьбоносными для их компании, по этой причине у них есть потребность в прогнозировании для того, чтобы они смогли выработать верную стратегию развития компании. Верхние и средние эшелоны управления необходимы предпринимателям потому, что у них имеется больший горизонт видения и они в состоянии предложить качественные прогнозы на отраслевом, региональном и народнохозяйственном уровнях, также они могут предвидеть тенденции развития международной экономики. По этой причине все управленческие уровни имеют заинтересованность в существовании надёжных, взаимосогласованных и обоснованных прогнозов (хоть это и не всеми осознаётся) [17].
Также необходимо отметить, что экономическая многоукладность, резкое повышение открытости экономики, возрастание роли фондового рынка, фиктивного капитала, их усиливающееся действие на реальный экономический сектор и макропоказатели, увеличение масштабов теневой экономики – всё это существенно повышает сложность управленческого процесса и принятия необходимых решений, требует учесть многообразие быстро изменяющихся факторов регулярного предвидения интенсивности, характера и географии перемен, постоянно возникающих кризисов и их последствий в масштабах государства, региона, компании и отрасли. В данных условиях управление без наличия предвидения является самоубийственной политикой, которая может привести к краху какой-либо системы из-за грубых стратегических ошибок[18].
Забвение данных ключевых факторов, которые обуславливают увеличение роли прогнозной деятельности явилось одной из основных причин провала в социально-экономической политике, проводимой в 90-х годах.
2.3 ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Прогнозирование - неотъемлемый элемент деятельности механизма управления экономикой, который тесно связан с другими составляющими этого механизма - планом и рынком. Без наличия прогнозов невозможно принятие обоснованных плановых и рыночных решений, невозможно достижение успехов в хозяйственной деятельности, регулирование развития и воспроизводства государством[19].
Необходимо отметить следующие ключевые функции, с помощью которых осуществляется прогнозирование в системе управления экономикой.
1.Прогнозирование связи прогнозируемого объекта и тенденций его развития. Прежде чем принимать решение об инновациях и инвестициях, внедрении новых продуктов, выходе на какой-либо рынок, введении экономических санкций или налоговых льгот, необходимо иметь представление о дальнейшей судьбе этого объекта, тенденциях развития рынка, внутренних и внешних факторах и конъюнктуре рынка. фаза. динамика экономики. Чем больше и шире поле прогноза, тем меньше вероятность ошибки в процессе принятия решения[20].
Глубина и поле прогнозирования неодинаковы для разных уровней управления и принятия решений. Маркетинговое прогнозирование в отношении отдельных коммерческих продуктов часто вызывает затруднения у предпринимателей, но также необходимо применять результаты прогнозной деятельности на мезо- и макроуровне. Для отраслевых и региональных органов управления расширяется горизонт и поле предвидения, особенно в случае обоснования отраслевых и региональных программ. Для федерального уровня необходимы макропрогнозы широкого размаха, которые сочетались бы с предвидением тенденций развития стран СНГ и циклической динамики мировой экономики, частью которой стало и российское государство. В процессе обоснования решений, влияющих на экономические структурные сдвиги, поддерживающих базовые инновации, создающих масштабные проекты, влияющих на социально-демографические процессы, происходящие в государстве, необходимы долгосрочные прогнозы на период от 10 лет и более[21] .
2. Предиктивная аргументация принимаемых решений. Перед принятием любого экономического или управленческого решения, особенно стратегического, необходимо спрогнозировать его возможные результаты, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант и снизить вероятность стратегической ошибки, исправление которой связано с определенными трудностями в будущем.
Этот прогноз осуществляется в процессе подготовки бизнес-плана инновационного или инвестиционного проекта, а также при проведении технико-экономического обоснования. В ходе исследования проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровне должен проводиться ситуационный анализ, а также прогнозирование последствий введения какой-либо нормативной документации; в этом случае не будет противоречий между законодательными предложениями, не потребуются поправки и значительно сократится количество ошибок. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что предиктивное обоснование законодательных актов и различных проектных решений в
данное время развито в очень слабой степени[22].
3. Предиктивная поддержка при внедрении решения. После принятия нормативного акта и стратегического решения прогностическая деятельность не остановится. Процедура мониторинга должна проводиться регулярно, а ход реализации и возможные последствия следует прогнозировать, чтобы в любое время можно было ввести средство правовой защиты в случае существенного изменения рыночной ситуации, а продолжение этого процесса может привести только к значительным повреждения.
В других случаях, наоборот, могут появиться благоприятные факторы, благодаря которым можно достичь желаемой цели быстрее и с наименьшими затратами [23].
Все эти функциональные составляющие экономического прогнозирования взаимосвязаны, они представляют собой этапы одного непрерывного процесса, который, к сожалению, в настоящее время недостаточно устоялся в экономике Российского государства.
Система прогнозирования
Функции территориального и социально-экономического прогнозирования реализуются с помощью системы прогнозов, которые можно классифицировать по следующим признакам: уровень и характер управления, предмет и горизонт прогноза (рис. 1).
Рисунок 1 – Система прогнозов в экономике
По объекту выделяются следующие группы прогнозов макроуровня.
Социальные прогнозы характеризуют демографические процессы, происходящие в прогнозируемый период (изменение количественной составляющей и структуры граждан, рождаемости, смертности и естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и др.), структуру и уровень занятости, динамику доходов, уровень и качественная составляющая жизни граждан, заболеваемость, развитие здравоохранения, образования, искусства и культуры[24].
На макроуровне определяются обобщающие показатели социокультурной динамики, иначе говоря, конечное потребление домохозяйств на одного жителя, расходы на сферу социокультурной деятельности (образование, наука, культура, социальное обеспечение и здравоохранение). ) на душу населения и в процентах от ВВП, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Эта группа прогнозов занимает основное положение в связи с тем, что характеризует конечный результат воспроизводства, эффективность государственного управления и социальную направленность. Экономические прогнозы дают возможность представить расчетную динамику в наблюдаемом периоде ВВП, инвестиций, производственной деятельности в основных отраслях народного хозяйства, структуру и сдвиги в экономике, динамику рыночной конъюнктуры, себестоимости продукции, цены на товары и инфляция, основные показатели эффективности (уровень доходности и прироста стоимости) государственного бюджета, об институциональных изменениях и развитии системы управления экономикой.
Суть прогнозирования - заключается не в определении характера будущих событий и сроков их наступления, а в выявлении тенденций развития, их возможных сценариев, факторов и последствий.
Это дает возможность установить возможности и условия осуществления стратегического управления, близкие к оптимальному сценарию, и существуют генетические прогнозы (основанные на знании закономерностей и тенденций развития системы в прошлом и возможных путей ее динамики в будущего), телеологический, нормативный (исследование возможных путей достижения априорных целей) и комбинированное, сочетающий изучение закономерностей и тенденций движения с выбором оптимальной траектории движения, оптимальных способов его осуществления. концентрируясь на нем.
Предвидение циклов и кризисов. В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный подход, который является наиболее значимым. На основе статистического анализа выявляются и переносятся на будущие периоды возможные параметры и тенденции развития всей системы в прошлом. Такой подход позволяет давать менее или более достоверные результаты в период инерционного развития всей системы, но в то же время создает большие ошибки в период разворота трендов, изменения факторов движения при переходе от одной фазы развития к другой. цикла к другому, особенно в периоды кризисов[13].
Используя теорию циклов и кризисов, разработанную Н. Д. Кондратьевым и многими другими зарубежными и российскими учеными, можно создавать наиболее достоверные и достоверные прогнозы, имеющие к тому же научное обоснование.
Каковы основные положения этой теории?
1. Всякая социально-экономическая (как и природная) система совершенствуется циклически, последовательно проходя стадии возникновения, становления, диффузии (диффузии), устойчивого развития (зрелости), кризисов и реликтовых состояний [14].
2. Кризисы являются необходимой фазой цикла, они выполняют в динамике систем особые функции: деструктивную (основанную на удалении старых элементов системы или возможной гибели системы), созидательную (основанную на расчистка поля для создания более новых элементов новой системы или системы) и наследственная функция (основанная на сохранении и передаче в будущие периоды, связанные с обогащенным наследственным ядром системы или надсистемы).
Можно выделить следующие стадии развития кризиса и возможный выход из них: латентный (скрытое накопление предвестников и элементов кризиса), коллапсный (стремительное проявление негативных параметров кризиса), депрессивный ( накопление возможных предпосылок выхода из кризиса) и окончательные (возрождение, совершенствование системы, превышение и достижение докризисных уровней в новой структуре). Кризисов нельзя избежать, но процесс их возможного предвосхищения позволяет пройти кризисную фазу в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями[15].
3. Динамика систем полициклична. Итак, в процессе развития социально-экономических систем происходит выделение среднесрочных (8-11 лет), долгосрочных кондратьевских (45-55 лет), цивилизационных (200-300 лет) циклов. Циклы разной длительности накладываются друг на друга, влияют друг на друга. Как установил Н.Д. Кондратьева, на волне восходящего долгосрочного цикла все кризисные фазы, относящиеся к среднесрочным циклам, короче и не столь глубоки, а фазы их подъема выражены значительно сильнее. Падающая волна характеризуется противоположными тенденциями.
4. Взаимодействие циклов разных областей по отношению к динамике близких систем неизбежно. Например, кризисы и экономические циклы отражают циклы: государственно-политический, научно-технический, природно-экологический, социокультурный, демографический. Взаимодействие циклов проявляется в 3-х формах: деформирующей (нарушение нормального течения цикла, например в условиях крупной природной катастрофы или войны); затухание (уменьшается амплитуда колебаний, что снижает выраженность кризисных фаз); резонансный (амплитуда колебаний увеличивается во все фазы цикла).
5. Непреодолимая циклическая динамика. Поэтому призывы к бескризисному развитию и антициклическим программам бесполезны. Но перед кризисами и циклами общество не должно быть беспомощным, оно не должно занимать позиции, подобные позиции кролика перед удавом.
П. Сорокин обосновал социальный закон, согласно которому в кризисных ситуациях возрастает регулирующая роль государства, государственное регулирование экономики и всей общественной жизни. Если кризис останется в прошлом, такое регулирование в целом ослабнет. опыт, связанный с разработкой и реализацией антикризисных программ, накопленный в мировой практике, позволяет ускорить выход из кризиса.
2.2. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Переход к регулируемой рыночной экономике от экономики планово-директивной не снижает, а наоборот повышает роль прогнозирования в хозяйственной системе и государственном управлении.
В первую очередь, при рыночных условиях существенно повышается изменчивость и стохастичность динамики экономики, взаимодействия большого количества факторов, которые определяют её траекторию. Следует предвидеть возможные вариации развития событий при осуществлении выбора стратегии и принятия решений[16].
Во вторую очередь, децентрализация управления и собственности во много раз увеличивает спрос на прогнозирование в низших и средних эшелонах управления. Ранее прогнозирование требовалось в основном для принятия решений высшими эшелонами управления, директивы которого являлись обязательными для низших эшелонов управления, у которых в свою очередь существовал небольшой диапазон для принятия решений стратегических. На данный период времени многочисленные предприниматели самостоятельным образом принимают решения, являющиеся судьбоносными для их компании, по этой причине у них есть потребность в прогнозировании для того, чтобы они смогли выработать верную стратегию развития компании. Верхние и средние эшелоны управления необходимы предпринимателям потому, что у них имеется больший горизонт видения и они в состоянии предложить качественные прогнозы на отраслевом, региональном и народнохозяйственном уровнях, также они могут предвидеть тенденции развития международной экономики. По этой причине все управленческие уровни имеют заинтересованность в существовании надёжных, взаимосогласованных и обоснованных прогнозов (хоть это и не всеми осознаётся) [17].
Также необходимо отметить, что экономическая многоукладность, резкое повышение открытости экономики, возрастание роли фондового рынка, фиктивного капитала, их усиливающееся действие на реальный экономический сектор и макропоказатели, увеличение масштабов теневой экономики – всё это существенно повышает сложность управленческого процесса и принятия необходимых решений, требует учесть многообразие быстро изменяющихся факторов регулярного предвидения интенсивности, характера и географии перемен, постоянно возникающих кризисов и их последствий в масштабах государства, региона, компании и отрасли. В данных условиях управление без наличия предвидения является самоубийственной политикой, которая может привести к краху какой-либо системы из-за грубых стратегических ошибок[18].
Забвение данных ключевых факторов, которые обуславливают увеличение роли прогнозной деятельности явилось одной из основных причин провала в социально-экономической политике, проводимой в 90-х годах.
2.3 ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Прогнозирование - неотъемлемый элемент деятельности механизма управления экономикой, который тесно связан с другими составляющими этого механизма - планом и рынком. Без наличия прогнозов невозможно принятие обоснованных плановых и рыночных решений, невозможно достижение успехов в хозяйственной деятельности, регулирование развития и воспроизводства государством[19].
Необходимо отметить следующие ключевые функции, с помощью которых осуществляется прогнозирование в системе управления экономикой.
1.Прогнозирование связи прогнозируемого объекта и тенденций его развития. Прежде чем принимать решение об инновациях и инвестициях, внедрении новых продуктов, выходе на какой-либо рынок, введении экономических санкций или налоговых льгот, необходимо иметь представление о дальнейшей судьбе этого объекта, тенденциях развития рынка, внутренних и внешних факторах и конъюнктуре рынка. фаза. динамика экономики. Чем больше и шире поле прогноза, тем меньше вероятность ошибки в процессе принятия решения[20].
Глубина и поле прогнозирования неодинаковы для разных уровней управления и принятия решений. Маркетинговое прогнозирование в отношении отдельных коммерческих продуктов часто вызывает затруднения у предпринимателей, но также необходимо применять результаты прогнозной деятельности на мезо- и макроуровне. Для отраслевых и региональных органов управления расширяется горизонт и поле предвидения, особенно в случае обоснования отраслевых и региональных программ. Для федерального уровня необходимы макропрогнозы широкого размаха, которые сочетались бы с предвидением тенденций развития стран СНГ и циклической динамики мировой экономики, частью которой стало и российское государство. В процессе обоснования решений, влияющих на экономические структурные сдвиги, поддерживающих базовые инновации, создающих масштабные проекты, влияющих на социально-демографические процессы, происходящие в государстве, необходимы долгосрочные прогнозы на период от 10 лет и более[21] .
2. Предиктивная аргументация принимаемых решений. Перед принятием любого экономического или управленческого решения, особенно стратегического, необходимо спрогнозировать его возможные результаты, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант и снизить вероятность стратегической ошибки, исправление которой связано с определенными трудностями в будущем.
Этот прогноз осуществляется в процессе подготовки бизнес-плана инновационного или инвестиционного проекта, а также при проведении технико-экономического обоснования. В ходе исследования проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровне должен проводиться ситуационный анализ, а также прогнозирование последствий введения какой-либо нормативной документации; в этом случае не будет противоречий между законодательными предложениями, не потребуются поправки и значительно сократится количество ошибок. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что предиктивное обоснование законодательных актов и различных проектных решений в
данное время развито в очень слабой степени[22].
3. Предиктивная поддержка при внедрении решения. После принятия нормативного акта и стратегического решения прогностическая деятельность не остановится. Процедура мониторинга должна проводиться регулярно, а ход реализации и возможные последствия следует прогнозировать, чтобы в любое время можно было ввести средство правовой защиты в случае существенного изменения рыночной ситуации, а продолжение этого процесса может привести только к значительным повреждения.
В других случаях, наоборот, могут появиться благоприятные факторы, благодаря которым можно достичь желаемой цели быстрее и с наименьшими затратами [23].
Все эти функциональные составляющие экономического прогнозирования взаимосвязаны, они представляют собой этапы одного непрерывного процесса, который, к сожалению, в настоящее время недостаточно устоялся в экономике Российского государства.
Система прогнозирования
Функции территориального и социально-экономического прогнозирования реализуются с помощью системы прогнозов, которые можно классифицировать по следующим признакам: уровень и характер управления, предмет и горизонт прогноза (рис. 1).
Рисунок 1 – Система прогнозов в экономике
По объекту выделяются следующие группы прогнозов макроуровня.
Социальные прогнозы характеризуют демографические процессы, происходящие в прогнозируемый период (изменение количественной составляющей и структуры граждан, рождаемости, смертности и естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и др.), структуру и уровень занятости, динамику доходов, уровень и качественная составляющая жизни граждан, заболеваемость, развитие здравоохранения, образования, искусства и культуры[24].
На макроуровне определяются обобщающие показатели социокультурной динамики, иначе говоря, конечное потребление домохозяйств на одного жителя, расходы на сферу социокультурной деятельности (образование, наука, культура, социальное обеспечение и здравоохранение). ) на душу населения и в процентах от ВВП, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Эта группа прогнозов занимает основное положение в связи с тем, что характеризует конечный результат воспроизводства, эффективность государственного управления и социальную направленность. Экономические прогнозы дают возможность представить расчетную динамику в наблюдаемом периоде ВВП, инвестиций, производственной деятельности в основных отраслях народного хозяйства, структуру и сдвиги в экономике, динамику рыночной конъюнктуры, себестоимости продукции, цены на товары и инфляция, основные показатели эффективности (уровень доходности и прироста стоимости) государственного бюджета, об институциональных изменениях и развитии системы управления экономикой.