Файл: Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определяются обобщающие показатели экономической динамики - темп падения (роста) ВВП и его уровень на душу населения, динамика инвестиционной активности, уровень инфляции, размер внутреннего и внешнего государственного долга. Ключевые показатели рассчитываются на основе системы национальных счетов. В случае обоснования долгосрочных и среднесрочных прогнозов необходимо учитывать смену фаз экономических циклов, требования к изменению стратегии в разных фазах. Определяется также территориальный раздел динамики - по отношению к крупным экономическим районам и др.

Научно-технические и инновационные прогнозы определяют перспективы научно-инновационного и технологического развития, которые определяют степень конкурентоспособности российской товарной продукции и экономики в целом, возможные результаты развития базовых и улучшающих инноваций, смену поколений оборудования, развитие сертификации и стандартизации продукции.

К обобщающим показателям в этой сфере относятся доля принципиально новой продукции в выпускаемой и разрабатываемой продукции, а также динамика технологической структуры (доля различных технологических режимов в валовой продукции или ВВН) по отраслям и экономике в целом. ; по последнему показателю расчет в этот момент времени не производится [25].

Экологические прогнозы включают прогнозирование динамики природных процессов (изменение температуры, распределение и осадки и др.), экологических показателей и затрат на воспроизводство природных ресурсов. Обобщающий показатель включает расходы на охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов на душу населения в сопоставимых ценах и в процентах к ВВП.

Внешнеэкономические прогнозы характеризуются прогнозированием динамики мировой экономики, конъюнктуры мирового рынка, развития внешнеэкономических связей (внешняя торговля, ее товарная структура, распределение по группам государств, баланс внешнеторгового оборота, иностранный туризм, экспорт и импорт капитала, иностранные инвестиции и развитие совместных предприятий и др.). Обобщающие показатели включают баланс импорта и экспорта товарной продукции и услуг, долю и объем расходов на обслуживание внешних долговых обязательств в ВВП[26].

По горизонту прогнозирования различают:

краткосрочные прогнозы – на 1, 2 года или более короткий период времени (например, динамика курса иены – на одну неделю или один месяц);


среднесрочные прогнозы - на 3-5 лет;

долгосрочные прогнозы - на период 10-20 лет, которые являются наиболее вариативными и распространенными;

сверхдолгосрочные прогнозы - на 40-50 лет и более, способные дать общее представление о возможных тенденциях развития в будущем с учетом фаз среднесрочного, долгосрочного и сверхдолгосрочного циклов . Наличие прогнозов разного горизонта и с разной детализацией позволяет сочетать реализацию долгосрочной стратегии с гибкой тактикой ее реализации.

По уровню управления прогнозы делятся на:

индивидуальные, которые разрабатываются отдельными компаниями, организациями, банками (часто на короткий срок);

региональные - на уровне муниципальных образований, субъектов федерации, крупных экономических районов;

отраслевые - по межотраслевому комплексу или отдельному сектору;

проблемные - об отдельной проблеме экономического, научного, технического или экологического развития (например, о применении, распространении и разработке оборудования нового поколения, экологически чистых технологий);

национальные - на уровне государства в целом (федеральные экономические, научно-технические, социальные, агрегированные и экологические прогнозы);

международные - по группе государств (например, СНГ) или в глобальном масштабе.

Прогнозы разных уровней дополняют друг друга в предвидении динамики сложной, иерархической экономической структуры.

Наконец, по характеру прогнозов различают:

-обобщающие и частные прогнозы, характеризующие ожидаемую динамику одного показателя (например, уровня занятости или инфляции) или совокупности основных показателей по изучаемому объекту в целом (предприятие, регион, отрасль, государство);

-генетические (исследование на основе прошлых тенденций и возможных изменений определяющих их факторов), нормативный (прогнозирование путей, факторов и сроков достижения заданной цели) и комбинированный (сочетающий оба подхода);

-одновариантные и многовариантные (последние более удобны и реалистичны, в них рассматриваются сценарии возможного развития событий при конкретном сочетании факторов).

2.4. ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

При обосновании прогнозов используются различные инструменты - от обычной экстраполяции установленных тенденций в будущее до создания сложных имитационно-эвристических и экономико-математических моделей.

Метод экстраполяции заключается в ретроспективном изучении тенденций в динамике исследуемого объекта (желательно более продолжительном, чем период прогноза, и продлении этих тенденций во времени в будущее).



Этот метод достаточно надежен, чтобы делать краткосрочные прогнозы в пределах одной фазы цикла. Однако широкое применение этого метода для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования динамики сложных объектов опасно, так как не учитывает возможные разрывы траектории движения в случае перехода к следующему этапу. цикл или переход к новому циклу в исследуемой и смежной сфере. Этот метод основан на статистических данных[27].

Экономико-математические модели, используемые для прогнозирования будущего, носят разнообразный характер. Некоторые из этих методов формализуют экстраполяционный подход (например, метод множественной или парной корреляции, с помощью которого можно выяснить существующую зависимость в динамике двух и более показателей, метод производственных функций, позволяющий оценить вклад в экономическую динамику основных факторов производства). Другие, наиболее трудоемкие модели межотраслевых отношений, могут позволить изучить динамику экономической структуры (например, многопродуктовые модели и межотраслевое равновесие). К третьей группе моделей относятся модели, способствующие определению кривых циклических колебаний экономических показателей для разных фаз цикла.

Достаточно широко на практике используется динамический межотраслевой баланс (МРБ), с помощью которого можно определить взаимосвязь в структуре производства и распределения товарной продукции, а также оценить влияние ключевых факторов на сменности. в структуре. Детальную разработку методологии и теоретических основ построения и применения при анализе, прогнозировании и международных сопоставлениях ИЭП обеспечил лауреат Нобелевской премии В.В. Леонтьев. Построение МОБ базируется на системе национальных счетов и может иметь разную размерность (от десятков до сотен отраслей).

Дальнейшим развитием ИЭП стала многомерная воспроизводственно-циклическая макромодель, позволяющая анализировать и прогнозировать динамику экономической структуры по 6 разделам (внешнеэкономический, технологический, воспроизводственный, отраслевой, институциональный, стоимостный) и учитывающая влияние циклы по ключевым индикаторам. На основе этой модели были выполнены экспериментально-прогностические расчеты динамики экономической структуры за рубежом и в Российской Федерации[28].

Оптимизационные модели используются в прогнозировании для определения наиболее оптимального варианта с точки зрения эффективности; в большей степени эти модели пригодны для поддержки нормативных прогнозов с достаточно полной статистической базой. Основоположником этих методов является лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович.


Эвристическое моделирование применяется для прогнозирования и анализа динамики экономики на основе логических выводов, применения дедуктивных и индуктивных методов, когда отсутствует достоверная прогностическая или статистическая информация о динамике исследуемого объекта. При этом модели часто строятся на основе мнений экспертов [29].

Метод сценариев прогнозирования заключается в создании нескольких сценариев возможного развития событий и зависимости от разнообразного сочетания факторов, их определяющих. Часто рассматриваются оптимистичный, пессимистический и умеренный (средний) сценарии, после чего оцениваются последствия этих сценариев.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНОЗОВ В РОССИИ

Организация прогностической деятельности в Российской Федерации определяется положениями Федерального закона от от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозе и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также содержит общий порядок разработки этих программ и прогнозов.

Согласно статье 1 данного законодательного предложения государственный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлении социально-экономического развития Российской Федерации, которые базируются на законах управления рынком. Результаты государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации служат для принятия исполнительными и законодательными органами Российской Федерации ряда решений в области государственной социально-экономической политики.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему представлений о стратегических приоритетах и ​​целях государственной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах достижения этих целей. Концепция утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. на долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации на период до 2020 года.

Целью разработки настоящей концепции является определение путей и средств обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого роста благосостояния существование. граждан Российской Федерации, национальной безопасности, динамичного экономического развития, а также укрепления позиций Российской Федерации в международном сообществе.


Программа социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную систему целевых направлений в отношении социально-экономического развития Российской Федерации и эффективных средств и методов, которыми государство планирует достичь этих критериев.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Данная программа определяет основные направления функционирования российского правительства на определенный период времени, которые смогут достичь таких стратегических целей развития государства, как повышение благосостояния граждан России и сокращение бедности на основе динамичной и устойчивой экономический рост и повышение конкурентных преимуществ российского государства.

Законодательство определяет разработку:

-долгосрочные прогнозы на 10 лет, на основе которых составляется концепция социально-экономического развития Российской Федерации, эта концепция корректируется и продлевается каждые 5 лет;

-среднесрочные прогнозы на 3-5 лет, ежегодно уточняемые и продлеваемые; на их основе правительство разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; краткосрочные прогнозы, составляемые ежегодно и служащие основой для q; и подготовка федерального финансового баланса с перечислением федеральных программ и проектов государственного сектора.

Аналогичные прогнозы следует разрабатывать для межотраслевых комплексов, важнейших отраслей и отдельных субъектов Российской Федерации.

В целях повышения уровня прогностической работы в стране необходимо дополнить вышеуказанный закон положениями о внесении предложения Концепции долгосрочного социально-экономического развития и Программы в Правительство на рассмотрение Федеральное собрание правительством. среднесрочный, годовой план, а также годовой отчет, в котором дается оценка реализации Концепции, Программы и плана за прошедший год и предлагаются мероприятия по реализации намеченной стратегии на следующий год. Концепция, программа и ориентировочный план должны содержать ориентиры (обобщающие показатели) социокультурной, экономической, технологической и экологической динамики, значительно усилить прогностически-плановую работу в отдельных субъектах федерации и крупных экономических районах