Файл: Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[30].
Целесообразно возобновить практику подготовки комплексных прогнозов социально-экономического, научно-технического, экологического и территориального развития один раз в пять лет в течение 20 лет и назначить ответственные за подготовку прогнозов органы исполнительной власти.
Необходимо расширить сеть научных организаций, занимающихся прогнозированием в рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие учреждения), Российской академии естественных наук (Отдел цикловедения и прогнозирования) соответственно. Академия прогнозирования. Ассоциация «Прогнозы и циклы», Международный фонд «Н.Д.». Кондратьева, Питирима Сорокина - Международного института Николая Кондратьева и других научных организаций и общественных академий.
Предсказание будущего требует глубоких и многогранных знаний и практических навыков. Необходимо организовать подготовку специалистов в нескольких ведущих вузах, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства при Правительстве России.
3.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Рассмотрим прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов подготовлен исходя из условий сценария, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации, с учетом приоритетов и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определяемых Президентом Российской Федерации, а также с учетом результатов социально-экономического развития Российской Федерации. развития экономики Российской Федерации за январь-август 2022 года. При подготовке документа были полностью учтены все прогнозные данные Банка России, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таблица 1 – Основные показатели развития экономики в 2023–2025 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Основные показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
Дополнительным источником рисков для российской экономики является ужесточение действующего санкционного режима (де-юре либо де-факто).
Источник: Росстат, ФТС России,расчеты Минэкономразвития России
Разработка прогноза выполнялась одному дополнительному варианту (2b) и по 2-м базовым вариантам (1а и 2а). В роли основы для выполнения разработки проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов был взят наиболее умеренно оптимистический вариант (2а).
Консервативная оценка развития внешних условий и, прежде всего, несколько невысокая динамика цен на нефть марки Urals учитывают прогнозы, относящиеся к базовым вариантам 1а и 2а.
В 2023 году сценарии имеют свои отличия в основном в доступности кредитных ресурсов и затратах, которые во многом определяются разным уровнем инвестиционной и потребительской активности, а также перспективами изменения конкурентоспособности и эффективности экономики. Основные отличия сценариев 2024-2025 гг. заключаются в подходах к модернизации экономики и политике «выхода из кризиса», в том числе ее бюджетных и монетарных параметрах.
Консервативный сценарий (1а) предполагает стагнацию всей экономики из-за снижения государственного спроса после завершения антикризисных программ, продолжение стагнации банковских кредитов до 2024-2025 гг. при низком уровне инвестиций в инфраструктурные отрасли. Слегка оптимистичный сценарий (2а) предполагает оживление экономики за счет повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса и увеличения реального объема кредитов. К 2025году возобновится умеренный рост кредитов в реальном выражении, что будет способствовать модернизации предприятий, а также более активному оживлению всего потребительского спроса. В 2024–2025 годах реализуется комплекс реформ и программ, направленных на существенное совершенствование науки и техники, здравоохранения, образования и развития транспортной инфраструктуры. После 2023 года ожидается рост уровня заработной платы в бюджетной сфере пропорционально инфляции наряду с рационализацией системы государственных учреждений. Рост ВВП составил 101,6% в 2020 году и 103% и 104,3% в последующие годы.
Дополнительный нефтяной сценарий (2б) предполагает восстановление экономики за счет роста цен на нефть и наиболее интенсивное восстановление мировой экономики. Вариант 2б предполагает небольшой рост цен на нефть, что во многом отражается в прогнозах экспертных агентств и мировых банков. Нефть Urals будет стоить 68 долларов в 2024 году, 65 доллара в 2025 году. В этих условиях рост ВВП может превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантом прогноза на 0,6-1,4 процентных пункта.
Реализация антикризисных мер и мер, которые ориентированы на решение долгосрочных задач по модернизации и повышению конкурентоспособности экономики всей страны станет приоритетными направлениями социально-экономической политики Правительства России на среднесрочную перспективу (2022–2025 годы).
К основным приоритетам относятся повышение устойчивости национальной финансовой системы, выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, увеличение внутреннего спроса, снижение административного давления на бизнес и развитие конкуренции. Будет сохранен курс на стабильность национальной валюты и постепенное снижение инфляции, обеспечен макроэкономический баланс.
При этом будут активизированы мероприятия, обеспечивающие переход экономики на новый инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2025 года и Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2023 года.
К ним относятся вопросы, связанные с развитием человеческого капитала, модернизацией пенсионной системы, образования и здравоохранения, развитием технологической, транспортной, энергетической инфраструктуры, развитием национальной инновационной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без выбора тактических и стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации, без предвидения последствий не могут быть приняты и реализованы никакие экономические или стратегические решения. Для этого используются такие апробированные инструменты, как прогнозирование, индикативное и стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о том или ином направлении, которое связано с социально-экономическим развитием страны. Прогнозирование в условиях перехода к рыночным отношениям приобретает относительно значительное значение и оказывается начальным этапом, основной частью всей системы управления. Это связано с тем, что меняются траектории развития на рынке, возрастает его многовариантность и возрастает интенсивность поиска различных выходов из неподходящих, неблагоприятных ситуаций.
Теория прогнозирования будущего является научной основой социально-экономического прогнозирования, разработанной видным русским экономистом Н.Д. Кондратьев. В соответствии с Н.Д. Кондратьева, предвидение будущего развития основывается на понимании и практическом применении законов социально-экономической генетики, циклической динамики и статики.
В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный подход. На основе статистического анализа определяются и переносятся в будущее параметры и тенденции развития всей системы в прошлом. Такой подход позволяет давать несколько достоверные результаты в момент инерционного развития системы, но вызывает большие ошибки в моменты разворотов тренда, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды кризиса.
Более надежные, научно обоснованные и достоверные прогнозы можно сделать только с помощью теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьев и другие зарубежные и российские ученые.
Неотъемлемым элементом функционирования механизма управления экономикой является прогнозирование, оно тесно связано с другими элементами этого механизма - планом и рынком. Без прогноза невозможно принятие правильных, просчитанных плановых и рыночных решений, как добиться успеха в государственном регулировании развития и воспроизводства, в хозяйственной деятельности.
В системе управления экономикой прогнозирование выполняет 3 основные функции: предсказание возможных тенденций по отношению к развитию и отношений по отношению к прогнозируемому объекту; предиктивное обоснование всех принимаемых решений; предиктивная поддержка внедрения решения.
Реализация функций, связанных с социально-экономическим и территориальным прогнозированием, осуществляется через систему прогнозов, которые классифицируются по 4 основаниям: объект прогноза, горизонт прогноза, уровень и характер управления.
При аргументации и подтверждении прогнозов используются разные наборы инструментов - от обычной экстраполяции на будущее существующих тенденций до организации сложнейших имитационно-эвристических и экономико-математических моделей.
На основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) закладываются основы организации прогнозной работы в Российской Федерации.
Целесообразно возобновить практику подготовки комплексных прогнозов социально-экономического, научно-технического, экологического и территориального развития один раз в пять лет в течение 20 лет и назначить ответственные за подготовку прогнозов органы исполнительной власти.
Необходимо расширить сеть научных организаций, занимающихся прогнозированием в рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие учреждения), Российской академии естественных наук (Отдел цикловедения и прогнозирования) соответственно. Академия прогнозирования. Ассоциация «Прогнозы и циклы», Международный фонд «Н.Д.». Кондратьева, Питирима Сорокина - Международного института Николая Кондратьева и других научных организаций и общественных академий.
Предсказание будущего требует глубоких и многогранных знаний и практических навыков. Необходимо организовать подготовку специалистов в нескольких ведущих вузах, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства при Правительстве России.
3.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Рассмотрим прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов подготовлен исходя из условий сценария, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации, с учетом приоритетов и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определяемых Президентом Российской Федерации, а также с учетом результатов социально-экономического развития Российской Федерации. развития экономики Российской Федерации за январь-август 2022 года. При подготовке документа были полностью учтены все прогнозные данные Банка России, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таблица 1 – Основные показатели развития экономики в 2023–2025 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Основные показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
Дополнительным источником рисков для российской экономики является ужесточение действующего санкционного режима (де-юре либо де-факто).
| 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США за баррель | 69,1 | 80,0 | 70,1 | 67,5 | 65,0 |
Курс доллара среднегодовой, руб. за долл. США | 73,6 | 68,1 | 68,3 | 70,9 | 72,2 |
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю | 8,4 | 12,4 | 5,5 | 4,0 | 4,0 |
Валовой внутренний продукт, % | 4,7 | -2,9 | -0,8 | 2,6 | 2,6 12 |
Инвестиции в основной капитал, % | 7,7 | -2,0 | -1,0 | 3,9 | 3,7 |
Промышленное производство, % | 6,4 | -1,8 | -1,3 | 2,2 | 2,3 |
Реальные располагаемые доходы населения, % | 3,0 | -2,2 | 1,6 | 2,8 | 2,5 |
Реальная заработная плата, % | 4,5 | -2,0 | 2,6 | 2,9 | 2,8 |
Оборот розничной торговли, % | 7,8 | -6,1 | 2,7 | 3,7 | 3,1 |
Экспорт товаров, млрд долл. США | 494,4 | 578,6 | 529,0 | 522,0 | 530,4 |
Импорт товаров, млрд долл. США | 304,0 | 276,2 | 303,3 | 317,5 | 330,3 |
Источник: Росстат, ФТС России,расчеты Минэкономразвития России
Разработка прогноза выполнялась одному дополнительному варианту (2b) и по 2-м базовым вариантам (1а и 2а). В роли основы для выполнения разработки проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов был взят наиболее умеренно оптимистический вариант (2а).
Консервативная оценка развития внешних условий и, прежде всего, несколько невысокая динамика цен на нефть марки Urals учитывают прогнозы, относящиеся к базовым вариантам 1а и 2а.
В 2023 году сценарии имеют свои отличия в основном в доступности кредитных ресурсов и затратах, которые во многом определяются разным уровнем инвестиционной и потребительской активности, а также перспективами изменения конкурентоспособности и эффективности экономики. Основные отличия сценариев 2024-2025 гг. заключаются в подходах к модернизации экономики и политике «выхода из кризиса», в том числе ее бюджетных и монетарных параметрах.
Консервативный сценарий (1а) предполагает стагнацию всей экономики из-за снижения государственного спроса после завершения антикризисных программ, продолжение стагнации банковских кредитов до 2024-2025 гг. при низком уровне инвестиций в инфраструктурные отрасли. Слегка оптимистичный сценарий (2а) предполагает оживление экономики за счет повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса и увеличения реального объема кредитов. К 2025году возобновится умеренный рост кредитов в реальном выражении, что будет способствовать модернизации предприятий, а также более активному оживлению всего потребительского спроса. В 2024–2025 годах реализуется комплекс реформ и программ, направленных на существенное совершенствование науки и техники, здравоохранения, образования и развития транспортной инфраструктуры. После 2023 года ожидается рост уровня заработной платы в бюджетной сфере пропорционально инфляции наряду с рационализацией системы государственных учреждений. Рост ВВП составил 101,6% в 2020 году и 103% и 104,3% в последующие годы.
Дополнительный нефтяной сценарий (2б) предполагает восстановление экономики за счет роста цен на нефть и наиболее интенсивное восстановление мировой экономики. Вариант 2б предполагает небольшой рост цен на нефть, что во многом отражается в прогнозах экспертных агентств и мировых банков. Нефть Urals будет стоить 68 долларов в 2024 году, 65 доллара в 2025 году. В этих условиях рост ВВП может превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантом прогноза на 0,6-1,4 процентных пункта.
Реализация антикризисных мер и мер, которые ориентированы на решение долгосрочных задач по модернизации и повышению конкурентоспособности экономики всей страны станет приоритетными направлениями социально-экономической политики Правительства России на среднесрочную перспективу (2022–2025 годы).
К основным приоритетам относятся повышение устойчивости национальной финансовой системы, выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, увеличение внутреннего спроса, снижение административного давления на бизнес и развитие конкуренции. Будет сохранен курс на стабильность национальной валюты и постепенное снижение инфляции, обеспечен макроэкономический баланс.
При этом будут активизированы мероприятия, обеспечивающие переход экономики на новый инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2025 года и Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2023 года.
К ним относятся вопросы, связанные с развитием человеческого капитала, модернизацией пенсионной системы, образования и здравоохранения, развитием технологической, транспортной, энергетической инфраструктуры, развитием национальной инновационной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без выбора тактических и стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации, без предвидения последствий не могут быть приняты и реализованы никакие экономические или стратегические решения. Для этого используются такие апробированные инструменты, как прогнозирование, индикативное и стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о том или ином направлении, которое связано с социально-экономическим развитием страны. Прогнозирование в условиях перехода к рыночным отношениям приобретает относительно значительное значение и оказывается начальным этапом, основной частью всей системы управления. Это связано с тем, что меняются траектории развития на рынке, возрастает его многовариантность и возрастает интенсивность поиска различных выходов из неподходящих, неблагоприятных ситуаций.
Теория прогнозирования будущего является научной основой социально-экономического прогнозирования, разработанной видным русским экономистом Н.Д. Кондратьев. В соответствии с Н.Д. Кондратьева, предвидение будущего развития основывается на понимании и практическом применении законов социально-экономической генетики, циклической динамики и статики.
В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный подход. На основе статистического анализа определяются и переносятся в будущее параметры и тенденции развития всей системы в прошлом. Такой подход позволяет давать несколько достоверные результаты в момент инерционного развития системы, но вызывает большие ошибки в моменты разворотов тренда, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды кризиса.
Более надежные, научно обоснованные и достоверные прогнозы можно сделать только с помощью теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьев и другие зарубежные и российские ученые.
Неотъемлемым элементом функционирования механизма управления экономикой является прогнозирование, оно тесно связано с другими элементами этого механизма - планом и рынком. Без прогноза невозможно принятие правильных, просчитанных плановых и рыночных решений, как добиться успеха в государственном регулировании развития и воспроизводства, в хозяйственной деятельности.
В системе управления экономикой прогнозирование выполняет 3 основные функции: предсказание возможных тенденций по отношению к развитию и отношений по отношению к прогнозируемому объекту; предиктивное обоснование всех принимаемых решений; предиктивная поддержка внедрения решения.
Реализация функций, связанных с социально-экономическим и территориальным прогнозированием, осуществляется через систему прогнозов, которые классифицируются по 4 основаниям: объект прогноза, горизонт прогноза, уровень и характер управления.
При аргументации и подтверждении прогнозов используются разные наборы инструментов - от обычной экстраполяции на будущее существующих тенденций до организации сложнейших имитационно-эвристических и экономико-математических моделей.
На основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) закладываются основы организации прогнозной работы в Российской Федерации.