Файл: Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[30].

Целесообразно возобновить практику подготовки комплексных прогнозов социально-экономического, научно-технического, экологического и территориального развития один раз в пять лет в течение 20 лет и назначить ответственные за подготовку прогнозов органы исполнительной власти.

Необходимо расширить сеть научных организаций, занимающихся прогнозированием в рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственного прогнозирования и другие учреждения), Российской академии естественных наук (Отдел цикловедения и прогнозирования) соответственно. Академия прогнозирования. Ассоциация «Прогнозы и циклы», Международный фонд «Н.Д.». Кондратьева, Питирима Сорокина - Международного института Николая Кондратьева и других научных организаций и общественных академий.

Предсказание будущего требует глубоких и многогранных знаний и практических навыков. Необходимо организовать подготовку специалистов в нескольких ведущих вузах, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академии народного хозяйства при Правительстве России.

3.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Рассмотрим прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов подготовлен исходя из условий сценария, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации, с учетом приоритетов и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определяемых Президентом Российской Федерации, а также с учетом результатов социально-экономического развития Российской Федерации. развития экономики Российской Федерации за январь-август 2022 года. При подготовке документа были полностью учтены все прогнозные данные Банка России, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таблица 1 – Основные показатели развития экономики в 2023–2025 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)


Основные показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации

Дополнительным источником рисков для российской экономики является ужесточение действующего санкционного режима (де-юре либо де-факто).




2021

2022

2023

2024

2025

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США за баррель

69,1

80,0

70,1

67,5

65,0


Курс доллара среднегодовой, руб. за долл. США

73,6


68,1

68,3

70,9

72,2

Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю

8,4

12,4

5,5

4,0

4,0


Валовой внутренний продукт, %

4,7

-2,9

-0,8

2,6

2,6 12


Инвестиции в основной капитал, %

7,7

-2,0

-1,0

3,9

3,7


Промышленное производство, %

6,4

-1,8

-1,3

2,2

2,3


Реальные располагаемые доходы населения, %

3,0

-2,2

1,6

2,8

2,5


Реальная заработная плата, %

4,5

-2,0

2,6

2,9

2,8


Оборот розничной торговли, %

7,8

-6,1

2,7

3,7

3,1


Экспорт товаров, млрд долл. США

494,4

578,6

529,0

522,0

530,4


Импорт товаров, млрд долл. США

304,0

276,2

303,3

317,5

330,3





Источник: Росстат, ФТС России,расчеты Минэкономразвития России


Разработка прогноза выполнялась одному дополнительному варианту (2b) и по 2-м базовым вариантам (1а и 2а). В роли основы для выполнения разработки проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов был взят наиболее умеренно оптимистический вариант (2а).

Консервативная оценка развития внешних условий и, прежде всего, несколько невысокая динамика цен на нефть марки Urals учитывают прогнозы, относящиеся к базовым вариантам 1а и 2а.

В 2023 году сценарии имеют свои отличия в основном в доступности кредитных ресурсов и затратах, которые во многом определяются разным уровнем инвестиционной и потребительской активности, а также перспективами изменения конкурентоспособности и эффективности экономики. Основные отличия сценариев 2024-2025 гг. заключаются в подходах к модернизации экономики и политике «выхода из кризиса», в том числе ее бюджетных и монетарных параметрах.

Консервативный сценарий (1а) предполагает стагнацию всей экономики из-за снижения государственного спроса после завершения антикризисных программ, продолжение стагнации банковских кредитов до 2024-2025 гг. при низком уровне инвестиций в инфраструктурные отрасли. Слегка оптимистичный сценарий (2а) предполагает оживление экономики за счет повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса и увеличения реального объема кредитов. К 2025году возобновится умеренный рост кредитов в реальном выражении, что будет способствовать модернизации предприятий, а также более активному оживлению всего потребительского спроса. В 2024–2025 годах реализуется комплекс реформ и программ, направленных на существенное совершенствование науки и техники, здравоохранения, образования и развития транспортной инфраструктуры. После 2023 года ожидается рост уровня заработной платы в бюджетной сфере пропорционально инфляции наряду с рационализацией системы государственных учреждений. Рост ВВП составил 101,6% в 2020 году и 103% и 104,3% в последующие годы.

Дополнительный нефтяной сценарий (2б) предполагает восстановление экономики за счет роста цен на нефть и наиболее интенсивное восстановление мировой экономики. Вариант 2б предполагает небольшой рост цен на нефть, что во многом отражается в прогнозах экспертных агентств и мировых банков. Нефть Urals будет стоить 68 долларов в 2024 году, 65 доллара в 2025 году. В этих условиях рост ВВП может превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантом прогноза на 0,6-1,4 процентных пункта.


Реализация антикризисных мер и мер, которые ориентированы на решение долгосрочных задач по модернизации и повышению конкурентоспособности экономики всей страны станет приоритетными направлениями социально-экономической политики Правительства России на среднесрочную перспективу (2022–2025 годы).

К основным приоритетам относятся повышение устойчивости национальной финансовой системы, выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, увеличение внутреннего спроса, снижение административного давления на бизнес и развитие конкуренции. Будет сохранен курс на стабильность национальной валюты и постепенное снижение инфляции, обеспечен макроэкономический баланс.

При этом будут активизированы мероприятия, обеспечивающие переход экономики на новый инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2025 года и Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2023 года.

К ним относятся вопросы, связанные с развитием человеческого капитала, модернизацией пенсионной системы, образования и здравоохранения, развитием технологической, транспортной, энергетической инфраструктуры, развитием национальной инновационной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Без выбора тактических и стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации, без предвидения последствий не могут быть приняты и реализованы никакие экономические или стратегические решения. Для этого используются такие апробированные инструменты, как прогнозирование, индикативное и стратегическое планирование и программирование социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов.

Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о том или ином направлении, которое связано с социально-экономическим развитием страны. Прогнозирование в условиях перехода к рыночным отношениям приобретает относительно значительное значение и оказывается начальным этапом, основной частью всей системы управления. Это связано с тем, что меняются траектории развития на рынке, возрастает его многовариантность и возрастает интенсивность поиска различных выходов из неподходящих, неблагоприятных ситуаций.


Теория прогнозирования будущего является научной основой социально-экономического прогнозирования, разработанной видным русским экономистом Н.Д. Кондратьев. В соответствии с Н.Д. Кондратьева, предвидение будущего развития основывается на понимании и практическом применении законов социально-экономической генетики, циклической динамики и статики.

В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный подход. На основе статистического анализа определяются и переносятся в будущее параметры и тенденции развития всей системы в прошлом. Такой подход позволяет давать несколько достоверные результаты в момент инерционного развития системы, но вызывает большие ошибки в моменты разворотов тренда, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды кризиса.

Более надежные, научно обоснованные и достоверные прогнозы можно сделать только с помощью теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьев и другие зарубежные и российские ученые.

Неотъемлемым элементом функционирования механизма управления экономикой является прогнозирование, оно тесно связано с другими элементами этого механизма - планом и рынком. Без прогноза невозможно принятие правильных, просчитанных плановых и рыночных решений, как добиться успеха в государственном регулировании развития и воспроизводства, в хозяйственной деятельности.

В системе управления экономикой прогнозирование выполняет 3 основные функции: предсказание возможных тенденций по отношению к развитию и отношений по отношению к прогнозируемому объекту; предиктивное обоснование всех принимаемых решений; предиктивная поддержка внедрения решения.

Реализация функций, связанных с социально-экономическим и территориальным прогнозированием, осуществляется через систему прогнозов, которые классифицируются по 4 основаниям: объект прогноза, горизонт прогноза, уровень и характер управления.

При аргументации и подтверждении прогнозов используются разные наборы инструментов - от обычной экстраполяции на будущее существующих тенденций до организации сложнейших имитационно-эвристических и экономико-математических моделей.

На основании Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) закладываются основы организации прогнозной работы в Российской Федерации.