Файл: Курсовая работа по экономике организации студентки 2ого курса экономики апк коптевой анастасии 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения. В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования.

Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.

Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены.


Существуют следующие принципы ценообразования:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен;

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен;

установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:

фиксированных цен;

предельных максимальных уровней цен;

предельных минимальных цен;

предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;

фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях;

определенных правил или условий определения и применения цен;

декларирования цен;

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики.



Первая из них - концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобные цены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказывается весьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядных подразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так как воспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондов экономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:

Ц=С+V+m/V∙V,

где Ц - цена закупочная, р. /ед., С - материальные затраты, р. /ед., V - прямая оплата труда, р. /ед., m- чистый доход, р. /ед., m/V- норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.

Вторая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов. Моделью такой цены служит:

Ц=С+V+m/Фосн. ∙Фосн.,

где Фосн. - удельная величина основных фондов на ед. продукции, р. /ед., m/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р. /р.

Подобные цены стимулируют производство более фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию требуется относительно больших фондовых вложений.

Третью концепцию называют обычно моделью усредненной себестоимости, когда норма чистого дохода в цене соответствует потребленным ресурсам, себестоимости различных продуктов.

Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V,

где C+V- себестоимость ед. продукции, р. /ед., m/C+V- норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р.

Наконец, четвертая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них представляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая - на рубль основных фондов.

Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн.,

где m1/V- норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р., m2/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р/р.

Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений.


Наиболее влиятельными на средние величины реализационных цен являются государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи с удорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этим сложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмерения с себестоимостью единицы продукции. Причем средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции и сезонности их продажи.

Многоканальность реализации сельскохозяйственной продукции предприятиями общественного сектора АПК свидетельствует о расширяющей рыночной среде. В средне реализационной среде таких предприятий не учтены цены продажи продукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских и личных приусадебных хозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуется колхозам и совхозам по государственным закупочным ценам.

Средние реализационные цены рассмотрены в таблице 1.5.

ТАБЛИЦА 1.5

Вид продукции

Объем реализации,

тонн

Выручено, тыс. руб.

Средняя реализа-

ционая цена 1 тонны, руб.

2014

2015

2016

2014

2015

2016

2014

2015

2016

1. Зерно

2079

1630

2370

293000

226000

578000

140933

138650

243881

2. Картофель

996

935

1476

125000

134000

153000

125502

143315

106658

3. Овощи от - крытого грунта

563

702

691

94000

103000

66000

166962

146723

95513

4. Рапс

77

220

16000

85000

207792

386364










5. Молоко

2426

3020

3706

579000

866000

1526000

238664

286754

411765

6. Мясо

441

331

447

528000

537000

821000

1197279

1622356

1836689


Из таблицы видно, что наибольшая средняя реализационная цена 1 тонны в 2014 году была по мясу КРС. И в 2016 году она достигла 1836689 рублей. Затем следует средняя реализационная цены 1 тонны молока. В 2016 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2014 годом. Средняя реализационная цена 1 тонны зерна так же увеличилась на 100 000 рублей в 2016 году, по сравнению с 2014 годом. А вот средняя реализационная цена 1 тонны картофеля и 1 тонны овощей уменьшилась.

Выводы и предложения

В области методологии ценообразования в отечественной и зарубежной экономической науке не прекращаются дискуссии. Остается актуальным выбор себестоимости, как базы регулируемой цены и обоснование нормы чистого дохода в такой цене. Классическая модель цены по худшим условиям производства не является бесспорной для стран с большими различиями этих условий. Требуют научного обоснования интеграционные с мировым и региональными зарубежными рынками модели цен тарифов на сельскохозяйственную продукцию. Актуальным является научное обоснование соотношения ценового механизма поддержки отечественных товаропроизводителей в сельском хозяйстве и обеспечение продовольственной безопасности страны. Целесообразно обосновывать рациональное соотношение централизованного директивного регулирования закупочных цен со свободным рыночным ценообразованием.

Новым направлением в ценообразовании является поиск наиболее приемлемого механизма цен в условиях общего регионального аграрного рынка стран СНГ. Применительно к закупочным ценам отечественного рынка сельскохозяйственных продуктов актуальным является более полный учет качества реализуемой продукции и сезонных сроков ее продажи, так как действующие ныне цены не в полной мере стимулируют повышение качества и конкурентоспособности этой продукции на мировом рынке. В качестве методов научных исследований в области совершенствования методологии ценообразования могут служить метод теоретической абстракции, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории и практики. При выборе моделей и обосновании уровней централизованно регулируемых цен на продукцию и услуги АПК целесообразно пользоваться методами монографических исследований и экспериментов, методами экономического анализа, и синтеза, расчетно-конструктивными методами с применением математической статистики и компьютерной техники. Результатами таких исследований могут служить проекты новых, более совершенных цен и тарифов, предлагаемых директивным органам и партнерам по хозяйственным договорам.