Файл: Курсовая работа по экономике организации студентки 2ого курса экономики апк коптевой анастасии 2021.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения. В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.
Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены.
Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация.
Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования.
Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.
Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.
Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены.
Существуют следующие принципы ценообразования:
определение основ государственной политики в области ценообразования;
сочетание свободных и регулируемых цен;
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен;
установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.
Важным фактором эффективного функционирования механизма ценообразования является научно-информационное обеспечение. Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:
фиксированных цен;
предельных максимальных уровней цен;
предельных минимальных цен;
предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;
фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях;
определенных правил или условий определения и применения цен;
декларирования цен;
Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.
Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.
Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики.
Первая из них - концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобные цены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказывается весьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядных подразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так как воспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондов экономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:
Ц=С+V+m/V∙V,
где Ц - цена закупочная, р. /ед., С - материальные затраты, р. /ед., V - прямая оплата труда, р. /ед., m- чистый доход, р. /ед., m/V- норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.
Вторая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов. Моделью такой цены служит:
Ц=С+V+m/Фосн. ∙Фосн.,
где Фосн. - удельная величина основных фондов на ед. продукции, р. /ед., m/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р. /р.
Подобные цены стимулируют производство более фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию требуется относительно больших фондовых вложений.
Третью концепцию называют обычно моделью усредненной себестоимости, когда норма чистого дохода в цене соответствует потребленным ресурсам, себестоимости различных продуктов.
Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V,
где C+V- себестоимость ед. продукции, р. /ед., m/C+V- норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р.
Наконец, четвертая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них представляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая - на рубль основных фондов.
Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн.,
где m1/V- норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р., m2/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р/р.
Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений.
Наиболее влиятельными на средние величины реализационных цен являются государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи с удорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этим сложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмерения с себестоимостью единицы продукции. Причем средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции и сезонности их продажи.
Многоканальность реализации сельскохозяйственной продукции предприятиями общественного сектора АПК свидетельствует о расширяющей рыночной среде. В средне реализационной среде таких предприятий не учтены цены продажи продукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских и личных приусадебных хозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуется колхозам и совхозам по государственным закупочным ценам.
Средние реализационные цены рассмотрены в таблице 1.5.
ТАБЛИЦА 1.5
Вид продукции | Объем реализации, тонн | Выручено, тыс. руб. | Средняя реализа- ционая цена 1 тонны, руб. | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2014 | 2015 | 2016 | 2014 | 2015 | 2016 | |
1. Зерно | 2079 | 1630 | 2370 | 293000 | 226000 | 578000 | 140933 | 138650 | 243881 |
2. Картофель | 996 | 935 | 1476 | 125000 | 134000 | 153000 | 125502 | 143315 | 106658 |
3. Овощи от - крытого грунта | 563 | 702 | 691 | 94000 | 103000 | 66000 | 166962 | 146723 | 95513 |
4. Рапс | 77 | 220 | 16000 | 85000 | 207792 | 386364 | | | |
5. Молоко | 2426 | 3020 | 3706 | 579000 | 866000 | 1526000 | 238664 | 286754 | 411765 |
6. Мясо | 441 | 331 | 447 | 528000 | 537000 | 821000 | 1197279 | 1622356 | 1836689 |
Из таблицы видно, что наибольшая средняя реализационная цена 1 тонны в 2014 году была по мясу КРС. И в 2016 году она достигла 1836689 рублей. Затем следует средняя реализационная цены 1 тонны молока. В 2016 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2014 годом. Средняя реализационная цена 1 тонны зерна так же увеличилась на 100 000 рублей в 2016 году, по сравнению с 2014 годом. А вот средняя реализационная цена 1 тонны картофеля и 1 тонны овощей уменьшилась.
Выводы и предложения
В области методологии ценообразования в отечественной и зарубежной экономической науке не прекращаются дискуссии. Остается актуальным выбор себестоимости, как базы регулируемой цены и обоснование нормы чистого дохода в такой цене. Классическая модель цены по худшим условиям производства не является бесспорной для стран с большими различиями этих условий. Требуют научного обоснования интеграционные с мировым и региональными зарубежными рынками модели цен тарифов на сельскохозяйственную продукцию. Актуальным является научное обоснование соотношения ценового механизма поддержки отечественных товаропроизводителей в сельском хозяйстве и обеспечение продовольственной безопасности страны. Целесообразно обосновывать рациональное соотношение централизованного директивного регулирования закупочных цен со свободным рыночным ценообразованием.
Новым направлением в ценообразовании является поиск наиболее приемлемого механизма цен в условиях общего регионального аграрного рынка стран СНГ. Применительно к закупочным ценам отечественного рынка сельскохозяйственных продуктов актуальным является более полный учет качества реализуемой продукции и сезонных сроков ее продажи, так как действующие ныне цены не в полной мере стимулируют повышение качества и конкурентоспособности этой продукции на мировом рынке. В качестве методов научных исследований в области совершенствования методологии ценообразования могут служить метод теоретической абстракции, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории и практики. При выборе моделей и обосновании уровней централизованно регулируемых цен на продукцию и услуги АПК целесообразно пользоваться методами монографических исследований и экспериментов, методами экономического анализа, и синтеза, расчетно-конструктивными методами с применением математической статистики и компьютерной техники. Результатами таких исследований могут служить проекты новых, более совершенных цен и тарифов, предлагаемых директивным органам и партнерам по хозяйственным договорам.