Файл: Учебнометодическое пособие для студентов высших учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы. Цели и задачи экспертизы
2. СТРУКТУРА работ при метрологической и стандартизацонной экспертизе
3. Стандартизационная экспертиза (нормоконтроль)
3.1. Общие вопросы нормоконтроля
3.2. Функциональный нормоконтроль и задачи оптимизации параметров объекта
3.3. Требования, проверяемые в ходе стандартизационной экспертизы
3.4. Особенности экспертизы нормативных документов
3.5. Экспертиза проектов государственных стандартов РБ и технических условий
4. Неконтролепригодность требований. Возможные причины и рекомендации по устранению
4.1. Причины неконтролепригодности параметров и пути ее устранения
4.2. Соотношения между допусками размеров, формы и расположения поверхностей
4.3. Соотношения между допусками макрогеометрии и высотными параметрами шероховатости поверхностей
5. Построение метрологических схем
5.1. Порядок построения метрологических схем
5.2. Назначение и виды метрологических схем
5.3. Условные обозначения элементов метрологических схем
6. Использование метрологических моделей для оценки погрешностей измерений геометрических параметров
6.2. Схемы для оценки погрешностей при измерении биений
6.3. Анализ методических погрешностей при контроле радиальных и торцовых биений поверхностей валов
7. ОСОБЕННОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭкспертизЫ нормативной документации
7.1. Объекты метрологической экспертизы в нормативных документах и структура экспертизы
8. Типовые ошибки, выявляемые при экспертизе
9. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
9.1. Объекты проектирования и формы представления результатов
9.2. Проектирование по результатам метрологической экспертизы
10. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (КУРСОВОЙ РАБОТЫ)
10.1. Общие требования к оформлению материалов
10.2. Общие требования к оформлению пояснительной записки
В основные задачи экспертизы объекта, представленного любым документом, при выполнении курсового проекта (курсовой работы) в обязательном порядке следует включить:
-
обнаружение ошибок, связанных с оформлением документа (в том числе ошибок в обозначениях физических величин, формах представления результатов измерений, ментрологических характеристик); -
обнаружение неконтролепригодных требований и норм;
Другие задачи включаются по необходимости.
При решении основных задач могут появиться сопряженные с ними дополнительные задачи, вызванные необходимостью устранения обнаруженных недостатков. Если эти задачи не требуют выполнения больших объемов работы, они могут быть доведены до окончательного решения, в противном случае в рамках выполнения курсовой работы и курсового проекта только намечают путь решения или обозначают его ход.
2. СТРУКТУРА работ при метрологической и стандартизацонной экспертизе
Экспертная работа начинается с определения ее конкретной цели и постановки задач, и включает разработку методики экспертизы, проведение исследования (экспертизы), анализ результатов и формирование выводов и рекомендаций.
Можно рекомендовать следующий порядок выполнения работ, содержанием которых является метрологическая и стандартизационная экспертиза:
-
первичное установление конкретной цели (целей) экспертизы; -
постановка основных задач экспертизы; -
разработка плана проведения экспертизы; -
проведение экспертизы, корректировка ее методики и (при необходимости) ее задач и цели; -
оформление результатов экспертизы (оформление курсового проекта или курсовой работы).
Любая формальная экспертиза предполагает выявление ошибок и разработку предложений по их устранению. Формальная стандартизационная экспертиза (нормоконтроль) направлена на обеспечение соблюдения положений действующей нормативной документации, требования которой распространяются на экспертируемый объект и представляющий его документ. Формальная метрологическая экспертиза направлена на обеспечение контролепригодности нормированных в документе параметров объекта (заданных физических величин).
Если в ходе предварительной экспертизы обнаружено большое количество дефектов, можно ограничиться рассмотрением типовых ошибок. В таком случае проводят выявление дефектов и их классификацию. В каждом выделенном классе рассматривают два-три примера, дополняя анализ стереотипной фразой о наличии аналогичных дефектов со ссылками на части документа (разделы нормативного документа, проекции чертежа, главы отчета о НИР и т.д.).
Если разработка рекомендаций по устранению недостатков требует слишком большого объема квалифицированной работы, то по согласованию с руководителем можно уточнить ориентировочную структуру и состав предложений эксперта и ограничить уровень подробности их разработки.
Функциональная метрологическая и стандартизационная экспертиза требует оптимального применения в контролируемом объекте стандартных и/или унифицированных решений в части его состава и контроля параметров.
Предложения по замене оригинальных решений стандартными эксперт может высказывать в мягкой форме
, поскольку принятые разработчиком оригинальные решения могли быть направлены на повышение уровня качества объекта. Это может относиться к применению непредпочтительных чисел, линейных и угловых размеров, кажущемуся избыточным разнообразию размеров резьб, нестандартных подшипников, исходных контуров профиля зубчатых колес и др. Для обоснованной замены оригинального решения унифицированным требуются доскональные знания конкретного производства, поэтому в учебных проектах такие предложения почти не встречаются.
Если при реальной экспертизе обнаружены неконтролепригодные параметры, приходится планировать разработку специальных средств измерений и/или методик выполнения измерений. В курсовом проектировании работу можно завершить на уровне получения принципиальных решений, включающих структуру средств измерений или схемы средств измерений и состав методик измерений (измерительного контроля).
Формальный подход к экспертизе подразумевает исследование всех без исключения назначенных требований и параметров, что при экспертизе сложных объектов затруднительно. Исходя из этого, очень важным представляется рациональное уменьшение объема работ, что вполне осуществимо при четкой конкретизации целей и задач экспертизы.
Для метрологической и стандартизационной экспертизы, проводимой в рамках курсового проекта (курсовой работы), конкретные цели и задачи следует определить в соответствии с реальными условиями (сложность объекта, временные ограничения и др.). Экспертизе может подвергаться либо весь объект, либо его отдельные элементы, обеспечивающие достаточный объем для экспертной работы, который определяет руководитель.
Объединенная метрологическая и стандартизационная экспертиза объектов предусматривает выполнение следующих действий:
-
Проверка необходимости наличия экспертируемого объекта (и/или документа) в том числе оправданность разработки нового или существования уже разработанного. В реальных условиях наличие аналога (чертежей стандартного изделия, типовой методики выполнения измерений и др.), который уже прошел апробацию, позволит отказаться от разработки нового объекта и сэкономить интеллектуальные ресурсы. Однако если реальную экспертизу можно закончить предложением замены нового объекта уже разработанным, при выполнении учебного задания экспертизу продолжают.
-
Проверка соответствия формы и содержания объекта (и/или документа) тем требованиям действующих стандартов, которые распространяются на данный объект. -
Проверка корректности требований, устанавливаемых экспертируемым документом (необходимость предъявления, обоснованность, логичность, полнота назначения, внутренняя непротиворечивость, краткость и однозначность формулировок, выполнимость – возможность реализации и проверки или контролепригодность).
При стандартизационной экспертизе можно рекомендовать некоторый «базовый набор действий», включающий:
-
контроль правильности применения стандартных обозначений (используемые на чертежах линии, обозначения разрезов, сечений, размеров, норм точности параметров, включая допуски формы, расположения, шероховатость поверхностей, используемые в надписях и текстах обозначения единиц физических величин, результатов измерений и др.); -
контроль правильности применения стандартных решений (в частности при выборе номинальных значений линейных и угловых размеров, при использовании резьбовых посадок с натягом, при назначении норм точности на поверхности деталей, сопрягаемых с подшипниками качения и т.д.); -
анализ возможности замены оригинального решения стандартным (от использования стандартных элементов деталей типа фасок, канавок, шагов резьбы, модулей зубчатых венцов и до применения стандартных сборочных единиц и готовых изделий типа подшипников качения, редукторов, измерительных приборов и др.).
«Базовый набор действий» при метрологической экспертизе может включать:
-
контроль правильности назначенных параметров и норм их точности; -
анализ инструментальной доступности параметров экспертируемого объекта; -
анализ возможности измерительного заданных параметров объекта с точностью, требуемой для объективного контроля.
Перед началом подробного анализа объекта экспертизы рекомендуется провести предварительную экспертизу: ознакомиться с объектом в целом (назначение, состав, структура), выделить ключевые составляющие части, получить общее представление о количестве дефектов, определить приоритетные действия. Так, при экспертизе средств измерений по документации технического проекта основное внимание необходимо уделять обеспечению его метрологических характеристик (воспроизведению значений, контролепригодности). При экспертизе комплекта конструкторской документации сложного изделия (проектной и рабочей) следует выделить номенклатуру рабочих чертежей для более тщательной проработки.
Техника экспертизы включает некоторый «порядок обхода» экспертируемых элементов объекта (узлов и сборочных единиц изделия, разделов, параметров документации).
Можно предложить следующие варианты, применимые в ходе метрологической и стандартизационной экспертизы текстовых документов, чертежей:
-
Обход в логической последовательности (текст подряд, чертежи в комплекте, проекции, виды, разрезы на конкретном чертеже). -
«Построчное сканирование» сверху вниз или слева направо, сканирование по кольцу, по спирали. -
«Автономное сканирование» по частям объектов (отдельные главы и разделы текста, рисунки, выбранные проекции, виды, разрезы на чертеже). -
Сканирование с учетом специфики требований (по виду требований, уровню точности, диапазонам номинальных значений и т.д.). -
«Комбинированный обход» параметров.
Разработку плана проведения экспертизы и подготовку документов, для ее проведения и оформления результатов, осуществляют после предварительной экспертизы и определения конкретных задач. План может носить достаточно общий характер, обычно он не включается в состав пояснительной записки. Он может включать такие позиции, как оценка предполагаемого объема экспертной работы и уточнение задач экспертизы, определение состава экспертного заключения и рабочих материалов для его подготовки, оценка информационного обеспечения работ (необходимые информационные источники, собственные наработки, материалы для обеспечения и поддержки аналитических исследований, формы для отчета и экспертного заключения).
Вспомогательными документами, предназначенными для оформления результатов, являются таблицы или перечни замечаний и предложений нормоконтролеров, формы отзывов на проекты нормативных документов, рецензии и отзывы на проекты научно-исследовательских работ, рецензии на рукописи и научные статьи, экспертные заключения и пр.
В настоящем пособии приведены рекомендации, которые помогут осуществить экспертную работу в рамках наиболее часто решаемых типовых задач. В частности, это относится к выявлению неконтролепригодности требований, норм и параметров объектов, анализу их причин, разработке рекомендаций по устранению неконтролепригодности. В отдельном разделе рассмотрены вопросы построения метрологических схем, которые являются эффективным средством решения типовых задач метрологической экспертизы.