Файл: Учебнометодическое пособие для студентов высших учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы. Цели и задачи экспертизы
2. СТРУКТУРА работ при метрологической и стандартизацонной экспертизе
3. Стандартизационная экспертиза (нормоконтроль)
3.1. Общие вопросы нормоконтроля
3.2. Функциональный нормоконтроль и задачи оптимизации параметров объекта
3.3. Требования, проверяемые в ходе стандартизационной экспертизы
3.4. Особенности экспертизы нормативных документов
3.5. Экспертиза проектов государственных стандартов РБ и технических условий
4. Неконтролепригодность требований. Возможные причины и рекомендации по устранению
4.1. Причины неконтролепригодности параметров и пути ее устранения
4.2. Соотношения между допусками размеров, формы и расположения поверхностей
4.3. Соотношения между допусками макрогеометрии и высотными параметрами шероховатости поверхностей
5. Построение метрологических схем
5.1. Порядок построения метрологических схем
5.2. Назначение и виды метрологических схем
5.3. Условные обозначения элементов метрологических схем
6. Использование метрологических моделей для оценки погрешностей измерений геометрических параметров
6.2. Схемы для оценки погрешностей при измерении биений
6.3. Анализ методических погрешностей при контроле радиальных и торцовых биений поверхностей валов
7. ОСОБЕННОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭкспертизЫ нормативной документации
7.1. Объекты метрологической экспертизы в нормативных документах и структура экспертизы
8. Типовые ошибки, выявляемые при экспертизе
9. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
9.1. Объекты проектирования и формы представления результатов
9.2. Проектирование по результатам метрологической экспертизы
10. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (КУРСОВОЙ РАБОТЫ)
10.1. Общие требования к оформлению материалов
10.2. Общие требования к оформлению пояснительной записки
Б.В.Цитович
МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И НОРМОКОНТРОЛЬ.
курсовое проектирование
Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений
Рекомендовано УМО вузов РБ по образованию в области обеспечения
качества
2007 г.
Пособие предназначено для подготовки инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и сертификация». В нем приводятся методические рекомендации к выполнению курсового проекта (курсовой работы) по дисциплине «Метрологическая экспертиза и нормоконтроль».
При выполнении курсового проекта (курсовой работы) используются материалы таких учебных дисциплин, как «Теоретическая метрология», «Законодательная и прикладная метрология», «Стандартизация норм точности», «Теория стандартизации» и «Метрологическая экспертиза и нормоконтроль».
Пособие позволит упорядочить выполнение экспертизы и проведение аналитических исследований выбранного объекта, выработку рекомендаций для его усовершенствования. Представлены также материалы в помощь проектировщикам схем нестандартизованных средств измерений и измерительного контроля, схем измерительного контроля параметров, по разработке других проектных решений.
Настоящее пособие может быть использовано инженерно-техническими работниками при проведении метрологической экспертизы и нормоконтроля объектов производства.
1. Объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы. Цели и задачи экспертизы 6
2. СТРУКТУРА работ при метрологической и стандартизацонной экспертизе 9
3. Стандартизационная экспертиза (нормоконтроль) 14
3.1. Общие вопросы нормоконтроля 14
3.2. Функциональный нормоконтроль и задачи оптимизации параметров объекта 20
3.3. Требования, проверяемые в ходе стандартизационной экспертизы 22
3.4. Особенности экспертизы нормативных документов 26
3.5. Экспертиза проектов государственных стандартов РБ и технических условий 29
3.5.1. Экспертиза стандартов 29
3.5.2. Экспертиза технических условий 32
4. Неконтролепригодность требований. Возможные причины и рекомендации по устранению 36
4.1. Причины неконтролепригодности параметров и пути ее устранения 37
4.2. Соотношения между допусками размеров, формы и расположения поверхностей 39
4.3. Соотношения между допусками макрогеометрии и высотными параметрами шероховатости поверхностей 48
5. Построение метрологических схем 52
5.1. Порядок построения метрологических схем 52
5.2. Назначение и виды метрологических схем 53
5.3. Условные обозначения элементов метрологических схем 58
6. Использование метрологических моделей для оценки погрешностей измерений геометрических параметров 62
6.1. Построение метрологических моделей контроля радиальных и торцовых биений поверхностей. Исходные положения 62
6.2. Схемы для оценки погрешностей при измерении биений 64
6.3. Анализ методических погрешностей при контроле радиальных и торцовых биений поверхностей валов 66
6.3.1. Методические погрешности из-за плоскопараллельного смещения реальной оси вращения контролируемой поверхности 71
6.3.2. Методические погрешности из-за угловых смещений реальной оси вращения контролируемой поверхности 72
7. ОСОБЕННОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭкспертизЫ нормативной документации 76
7.1. Объекты метрологической экспертизы в нормативных документах и структура экспертизы 76
8. Типовые ошибки, выявляемые при экспертизе 78
9. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ 84
9.1. Объекты проектирования и формы представления результатов 84
9.2. Проектирование по результатам метрологической экспертизы 89
10. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (КУРСОВОЙ РАБОТЫ) 98
10.1. Общие требования к оформлению материалов 98
10.2. Общие требования к оформлению пояснительной записки 98
10.3. Требования к оформлению графических материалов 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курсовой проект (курсовая работа) по дисциплине «Метрологическая экспертиза и нормоконтроль» – самостоятельная работа, требующая комплексного применения материалов данной дисциплины и смежных дисциплин, необходимых для аналитического исследования (экспертизы) выбранного объекта и выработки рекомендаций для его усовершенствования. Экспертная работа потребует знаний, полученные в ходе лекционных и практических занятий, самостоятельного изучения литературы и нормативных документов. Полезными могут быть также данное пособие и консультации руководителя.
Общим содержательным моментом при выполнении курсового проекта и курсовой работы являются метрологическая и стандартизационная экспертиза объекта. Различия между курсовым проектом и курсовой работой заключаются в составе выполняемых работ и формах представления результатов. Курсовая работа содержит в основном аналитическую часть: результаты метрологической и стандартизационной экспертизы, оценки контролепригодности требований. Она может включать необходимые для экспертизы расчетные схемы для оценки погрешностей, а также элементы проектирования. Для экспертизы возможности контроля параметров, контролепригодность которых не очевидна, могут быть предложены схемы измерительного контроля и схемы средств измерительного контроля.
Основная часть курсового проекта – результаты процесса проектирования, причем базой проектирования являются полученные в ходе экспертизы результаты. Результаты проектирования представляют в виде проектных документов, причем уровни проработки могут существенно различаться (от решений на уровне структурных схем и алгоритмических инструкций до проектных документов, предназначенных для непосредственной реализации).
Разработанные проектные решения могут включать:
-
методики выполнения измерений или/и измерительного контроля параметров; -
методики поверки или калибровки нестандартизованных средств измерений, метрологической аттестации средств измерений; -
элементы представленных выше технологических процессов; -
нестандартизованные средства измерений; -
проекты документов или комплексов документов (конструкторских, технологических, исследовательских, др.); -
проекты нормативных документов; -
элементы указанных выше документов (могут быть представлены в виде модернизированных исходных материалов или как автономные элементы).
Возможны и другие варианты проектирования, предложенные разработчиком, если с ними соглашается руководитель проекта.
В курсовой проект кроме пояснительной записки входит графическая часть, необходимая для представления разработанных проектных решений. Для представления результатов экспертной работы на защите также может быть использована графическая часть. Плакаты с результатами экспертизы могут существенно облегчить процесс защиты, поскольку позволяют концентрированно представить комиссии наиболее существенные результаты работы во всей полноте.
В ходе метрологической и стандартизационной экспертизы первичной задачей является оценка контролепригодности. Для обеспечения контролепригодности некоторого положения нормативного документа или параметра объекта может потребоваться его корректное представление. При неконтролепригодности возможными решениями являются трансформация требования или разработка специальных методов его оценки, включая методики выполнения измерений (МВИ), средства измерений (СИ) или модернизацию существующих СИ. В данном курсовом проекте (курсовой работе) предлагаемые методы оценки или средства измерений могут быть представлены на уровне «схемного решения». Для увеличения объема квалифицированной метрологической работы исполнителя может быть предпринята разработка методики (методик) выполнения измерений или измерительного контроля одного или нескольких параметров изделия (технологического процесса).
Руководитель выдает задание на курсовой проект (работу), утвержденное в установленном порядке. Тема проекта (работы) определяет конкретный объект метрологической и стандартизационной экспертизы. Объект экспертизы может быть предложен исполнителем по согласованию с руководителем. Готовый курсовой проект (работу) исполнитель защищает перед комиссией кафедры, которая выставляет дифференцированную оценку по результатам выполнения и защиты проекта (работы).
1. Объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы. Цели и задачи экспертизы
Типовые объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы (нормоконтроля) представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1 «Варианты заданий на курсовой проект (курсовую работу)». В рамках указанных вариантов исполнитель может предложить конкретный объект, и если объем предполагаемой экспертной работы является достаточным, руководитель формулирует соответствующую тему курсового проекта (курсовой работы).
Объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы (нормоконтроля) могут быть представлены:
-
конструкторской документацией (комплекты чертежей, чертежи общего вида любых изделий, включая технологическое оборудование и средства измерений, чертежи сложных деталей); -
эксплуатационной документацией технологического оборудования и средств измерений (инструкция по эксплуатации, паспорт); -
технологической документацией (описания технологических процессов с обязательным наличием контрольных операций); -
документацией метрологического мероприятия (методика выполнения измерений, методика измерительного контроля, методика поверки или калибровки СИ, методика метрологической аттестации СИ и МВИ); -
материалами научных исследований, например такими, как отчет о научно-исследовательской работе (НИР), монография, статья и др.; -
нормативным документом (стандарт государственный, отраслевой нормативный документ, стандарт предприятия, технические условия и др.); -
научно-технической литературой, включая справочники и учебную литературу.
Обязательным условием является наличие стандартных требований к объекту в целом и/или его составным частям, а также элементов объекта, содержащих данные для метрологической экспертизы (требования к точности параметров, наличие операций измерений и/или измерительного контроля).
Конкретные цели метрологической и стандартизационной экспертизы объектов в рамках выполнения курсового проекта (курсовой работы) можно сформулировать после предварительного ознакомления с объектом экспертизы, например, в виде одного из следующих вариантов:
-
обнаружить и зафиксировать явные ошибки объекта (дефекты оформления, дефекты содержания, включая неконтролепригодность параметров) и дать предложения по их устранению; -
обнаружить основные недостатки объекта, проанализировать причины их появления и наметить пути устранения; -
обнаружить повторяющиеся (типовые) недостатки объекта и предложить пути их устранения; -
выявить все значимые недостатки объекта и разработать пути их устранения.
Чем лучше проработан экспертируемый объект, тем уже может быть круг исследуемых вопросов и тем глубже анализ недостатков и более объемным предложения методов их устранения.
Цель и основные задачи экспертизы формулируют в первом разделе Пояснительной записки. По окончании работы исполнитель должен проверить, достигнута ли поставленная цель и решены ли задачи, на основании чего и составляется заключительная часть проекта (курсовой работы), в которой формулируются основные результаты проведенной работы.
Цели учебной экспертной работы существенно отличаются от целей практической экспертизы, в ходе которой должны быть выявлены все дефекты объекта. Наряду с основной целью экспертизы (экспертное исследование объекта и его элементов) у автора курсового проекта (курсовой работы) есть дополнительная цель – демонстрация уровня квалификации исполнителя.
Стандартизационная и метрологическая экспертиза объектов включает решение следующих задач:
-
обнаружение ошибок, связанных с оформлением документа (неправильные термины и обозначения, некорректная структура, несоответствие содержания разделов заголовкам, устаревшая информация и т.п. дефекты); -
обнаружение содержательных ошибок экспертируемого объекта, включая неполноту состава (содержания), неправильное использование терминологии; некорректное применение понятий, зависимостей, аналогов, ошибки в логических построениях, допущениях, расчетах и др.; -
обнаружение неконтролепригодных требований и норм; -
обнаружение противоречий содержания элементов экспертируемого объекта фундаментальным законам, общепризнанным положениям и закономерностям, требованиям действующих нормативных документов и т.д.; -
обнаружение противоречий внутри экспертируемого объекта (несоответствие элементов, их взаимоисключающие требования или свойства).
Могут быть поставлены и другие задачи, например, такие как определение соответствия объекта и использованных в нем аналогов, поиск причин ошибок при заимствовании аналогов. Для конструкции – оценка правильности