Файл: Древнерусское государство в ixначале xii вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
словенское письмо и переписавших книги многие, ими же учащиеся люди наслаждаются. Велика бывает польза от учения книжного, книгами мудрость обретаем. Се бо реки суть, напояющие вселенную. Аще поищем в книгах мудрости прилежно, то обрящем великую пользу».

От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них - "Остромирово Евангелие". Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.

В XI веке зародилась русская литература, отличительной чертой которой стало многообразие жанров: слово, моления, хожения, летописание. Развитие русской литературы стимулировалось огромным интересом к истории. Знаменательно, что первое крупное литературное произведение, появившееся на Руси, – «Слово о Законе и Благодати» – было посвящено именно историософским проблемам. В нем содержатся размышления о смысле истории, месте Руси в мировом историческом процессе, духовном статусе русского народа.

«Слово» явилось своевременным откликом на потребность русского общества в государственной идеологии, стало началом письменной истории русского самосознания. Автор «Слова» Илларион в 1051 г. собором епископов был выбран митрополитом – главой Русской церкви. Он был первым митрополитом из русских, до него Русскую митрополию возглавляли посланцы из Константинополя.

На Руси православная Церковь, борясь с языческими предрассудками, вовсе не отвергала того, что в славянском язычестве не противоречило христианским нормам. Русские христиане, соблюдая заповедь человеколюбия, не высказывали пренебрежения к своим предкам язычникам, наследовали от них фольклор, земледельческий календарь, бытовые обычаи, в том числе и некоторые праздники: Масленицу, Святки. У русских христиан устойчиво сохранялась любовь к природе, их сознание было космоцентричным, воспринимало мир с позиций «священного материализма», т. е. материя для них не была антиподом духа, а воспринималась художественным творением, где дух находит свое творческое применение. Древнерусская литература учила творческому познанию мира. Писатели, продолжавшие кирилло-мефодиевскую традицию, отождествляли книжную культуру с праведной жизнью.


Во второй половине XI века крупнейшим культурно-образовательным центром стал Киево-Печерский монастырь, в котором было развернуто летописание, имевшее исключительное значение для формирования общерусского культурно-этнического сознания. В летописях не только отражались те или иные исторические события, но и закреплялись вполне определенные традиции в понимании истории. Эти традиции нацеливали русских людей на то, что каждый человек имеет свое место и свою творческую роль в истории.

Древнейший из дошедших до нашего времени летописный свод – это «Повесть временных лет». Созданная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, она стала своеобразной исторической энциклопедией своего времени. Ее историософия была тесно связана с патриотизмом, идеей свободной исторической воли восточнославянских и финно-угорских племен, создавших свою государственность и принявших православие.

Таким образом, образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности.