Файл: Древнерусское государство в ixначале xii вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекционное занятие № 1

Тема: «Древнерусское государство в IX-начале XII вв.».


Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Восточные славяне в V-VIII вв.: процессы этногенеза. политическая и общественная жизнь, обычаи и верования.

  2. Сущность и несостоятельность «норманской» теории.

  3. Древнерусское государство в IX-начале XII вв.:

а) формирование государственной власти Древней Руси;

б) становление социальной структуры древнерусского общества;

в) военно-политическая деятельность киевских князей.

4. Принятие христианства и его социокультурное значение.

5. Культура Древней Руси до монгольского нашествия.

1. Начало славянской истории, как и истории других этносов, неразрывно связано с Великим переселением народов. Великое переселение народов – это масштабные миграции племен и народов, проходившим в I тысячелетии нашей эры на территории Европы и значительной части Азии (так называемая «этническая революция»), которая привела к кардинальным изменениям на географической и этнической карте Евразии. В качестве причин этой грандиозной миграции следует выделить: во-первых, появление у «молодых» народов тяги к самоопределению в историческом пространстве и историческом времени, их стремление утвердить себя среди других народов; во-вторых, численный рост разных племен, вынуждавший их заботиться о расширении ареала своего обитания; в-третьих, поиск новых пахотных земель у земледельческих племен и новых пастбищ у кочевых племен; в-четвертых, логика межплеменных конфликтов и столкновений, когда одними племенами с привычного места обитания вытеснялись другие.

Эпоха Великого переселения народов была временем бурной динамики, бесчисленных войн между разными племенами. В составе участников Великого переселения народов выделялись тюркские, монгольские, аланские, германские, славянские, арабские, мадьярские племена. Тюркские и монгольские кочевники совершали дерзкие тысячекилометровые переходы из глубин Азии преимущественно в западном направлении, отрываясь от своих прежних тылов. В Западной Европе особое влияние на ход этнических процессов оказали германские племена, ворвавшиеся на историческую арену в качестве жестоких завоевателей. В IV–V веках они захватили западную часть Римской империи. В бывших римских провинциях – Британии, Галлии, Испании, Италии – германские племена – англы, саксы, юты, франки, бургунды, алеманы, вестготы, остготы, лангобарды – основали свои королевства. Путем смешивания германцев с кельтами и романизированным населением стали формироваться современные европейские этносы – французы, англичане, итальянцы, испанцы, португальцы и др.


При всей активности германцев в ходе Великого переселения народов не только они определили весь масштаб этого исторического действия. Не менее активную роль в нем сыграли славяне. Славянская колонизация охватила огромные пространства Восточной Европы и Балканского полуострова. Размах этнических и политических перемен на данных территориях был даже более значительным, чем в Западной Европе. При этом славянская колонизация не сопровождалась той демонстративной жестокостью, с которой германцы подчиняли себе население бывших римских провинций. Славянская колонизация носила комбинированный характер: наряду с военными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческими общинами, причем мирный, трудовой, хозяйственный компонент в славянской колонизации был преобладающим. Славяне вынуждены были передвигаться, но их продвижение на новые для них места обитания было постепенным, не вело к полному отрыву от тылов, как у кочевников, и не связывалось с целями завоевания других племен, как у германцев. К моменту, когда Великое переселение народов достигло пика интенсивности (V–VI века н. э.), славяне прочно освоились в Центральной Европе, занимая относительно компактную территорию от южных берегов Балтийского моря до Дуная и от р. Лабы (Эльбы) до верховьев Днепра. Активное продвижение во всех направлениях позволило славянским племенам за исторически короткие сроки заселить огромные пространства, дойдя до Верхней Волги, северных берегов Балтики, Черного и Адриатического морей. В период Великого переселения славяне представляли собой единую этническую общность – с единым языком, единой материальной и духовной культурой, основой которой были общинные земледельческие традиции. Единый славянский язык сохранялся примерно до XIV века, когда, несмотря на диалекты, житель Новгорода и Черногории, чех и болгарин могли вполне свободно общаться друг с другом.

В «Повести временных лет» – одном из главных источников по истории древних славян – летописец XII века оставил показательное свидетельство: «Словенский язык и русский одно есть». В IX веке выдающиеся православные просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, получившую название кириллицы. Некоторое время у славян существовала общая письменность, но в процесс самобытного развития славянства вмешалась католическая Церковь, выступившая против использования славянского языка в богослужебной практике и в системе образования. У западных и части южных славян – поляков, чехов, словаков, хорватов – католическими миссионерами была внедрена письменность на основе латинской графики. До сегодняшнего дня верность кириллице сохраняют славянские народы, предки которых когда-то приняли православие: русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы, черногорцы, македонцы.



Переселение способствовало дальнейшему развитию процессов этногенеза у славян. На новых местах обитания между изолированными друг от друга славянскими племенами стали накапливаться культурные и языковые различия. Причинами этого являлись большие расстояния между ними, естественно-географические барьеры, иноземные вторжения во владения славян, рассекавшие их общую территорию. Не последнюю роль в данном процессе сыграли контакты славян с неславянскими племенами, влиявшие на язык и культуру славян. Эти контакты были преимущественно мирными и отражали естественное взаимодействие культур. На Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, иллирийцы, пришедшие с Волги булгары. Заметно влияла на балканских славян греческая культура с ее богатым античным наследием.

Славяне, закрепившиеся на Русской равнине, активно вступали в контакты с финно-угорскими, балтскими, тюркскими, аланскими племенами. На психологию и характер различных славянских племен накладывали свой отпечаток и природно-климатические условия. Те славяне, которые продвигались в северном направлении, оказывались в значительно более суровых природных условиях, нежели те, которые выбрали южный вектор колонизации. Земледельческий цикл на севере был на два-три месяца короче, чем на юге. Это означало, что славянам, осваивавшим северо-восток Европы, т. е. территорию Русской равнины, в борьбе за выживание приходилось опираться не на индивидуализм, а на общинную солидарность. Основой жизнедеятельности, как и у других этносов, ведущих оседлый образ жизни, у славян было земледелие и пастушеское скотоводство. Важную роль в хозяйственной жизни издревле имели промыслы: охота, рыболовство и бортничество. Суровая природа закаляла характер восточных славян, выковывая в них стойкость, терпение, умение противостоять многочисленным невзгодам.

На разделение славянства в сильной степени повлиял религиозный фактор. Восточные и основная часть южных славян, пользуясь свободой выбора, добровольно приняли православие. Западные и некоторые из южных славян оказались в лоне католичества.

В ходе Великого переселения народов славяне разделились на восточных
, западных и южных. Восточные славяне заселяли Русскую равнину, с ее западных и южных рубежей постепенно продвигаясь в северном и восточном направлениях. Главными транспортными артериями были реки, на берегах которых создавались славянские земледельческие поселки. Активная фаза расселения восточных славян на Русской равнине пришлась на VI–VIII века. В то время численность славян на этой территории была невысока, составляла несколько десятков тысяч человек. Славянские родовые общины заселяли разные области Русской равнины. В силу языкового единства, близости хозяйственных и военных интересов общины постепенно сливались в племенные группы и союзы. Переход к пашенному земледелию в VI в. способствовал разрушению родовых отношений и вытеснению кровно-родственной общины соседской, территориальной ( на юге она называлась «мир», на севере – «вервь»).

Сведения о политическом строе восточных славян содержатся в византийских источниках VI в., в которых сообщается, что славяне живут в народоправстве. Убедительным свидетельством этого вывода служил орган власти – народное собрание (вече – от слова «вещать») и избранный на нем вождь. В VIII в. усиление роли военного предводителя будет сопровождаться складыванием дружинного сословия, которое в государственный период станет опорой княжеской власти. Жизнь в обществе регулировалась нормами обычного права, в котором главную роль играл обычай кровной мести.

К началу IX века восточные славяне имели 15 крупных племенных союзов. На северо-западе Русской равнины выделялись ильменские словене, основавшие города Новгород и Ладогу, и кривичи, на землях которых возникли Псков и Смоленск. В VIII–IX веках ильменские словене и кривичи находились в авангарде восточнославянской колонизации, осваивая верховья Волги и продвигаясь в сторону Белого моря. Верховья Днепра и берега Оки заселили радимичи и вятичи. Северо-восток Русской равнины в середине I тысячелетия был покрыт сплошными лесами, в которых жило малочисленное финно-угорское население. С приходом славян процесс хозяйственного освоения этих земель ускорился. В южной части Русской равнины своей организованностью выделялись поляне, основавшие Киев – будущую столицу Древнерусского государства. Соседями полян были древляне, северяне, дреговичи. Берега Немана и Западной Двины заселили полочане, Западного Буга – бужане и дулебы. Карпаты и их предгорья осваивали волыняне и белые хорваты, Северное Причерноморье – уличи и тиверцы. Южная, полустепная часть Русской
равнины отличалась от северной части тем, что с глубокой древности была областью расселения различных народов. Еще до нашей эры здесь проживали киммерийцы, скифы, сарматы. В период Великого переселения народов через южнорусские степи прошли готы, гунны, авары, хазары, булгары и другие племена и племенные союзы, пытавшиеся утвердить здесь свою государственность. Юг Русской равнины оказался ареной острых столкновений интересов многих народов. Бурная динамика той эпохи, продиктованная бесконечными войнами, препятствовала созданию здесь по-настоящему устойчивых государств. Восточным славянам также приходилось вести войны, однако они являлись, как правило, оборонительными.

Основой жизненного уклада восточных славян был земледельческий труд, чем определялись их отношения с соседями. Славяне, проживавшие на одних территориях с финно-угорскими и балтскими племенами, успешно взаимодействовали с ними. В орбиту хозяйственных и политических интересов восточного славянства постепенно втягивались чудь, меря, мурома, мещера, весь, корела, ижора, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, голядь, зимигола, корсь, норома,либь. Все эти племена, хозяйственный уклад которых был преимущественно промысловым, охотно взаимодействовали со славянами-земледельцами. Шел процесс культурно-бытовых заимствований, заключались межплеменные браки. Некоторые финно-угорские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) племена со временем полностью растворились в славянском этническом массиве. В процессе межплеменных взаимодействий славянский элемент доминировал: славян было численно больше, они объединялись в общины, что давало им организационное и психологическое преимущество. Земледельческая культура восточных славян обладала привлекательностью для финно-угров и балтов, стимулируя их ассимиляцию в славянской среде. Отношения этих племен со славянами характеризовались взаимной симпатией, рано появившимся ощущением общей исторической судьбы. Позднее, в XII веке, это нашло отражение в карельских рунах, где русские названы братьями. Взаимодействие с финно-угорскими соседями облегчало славянам процесс адаптации к непростым природно-климатическим и ландшафтным условиям. Славяне заимствовали у соседей многие приемы ведения промыслового хозяйства. Финно-угорское влияние прочно отпечаталось в великорусском антропологическом типе,