Файл: Древнерусское государство в ixначале xii вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На государственное единство негативно влияло стремление удельных князей превратить уделы в вотчины, т. е. передавать их по наследству своим прямым потомкам. В 1097 г. на княжеском съезде в Любече было принято два решения (положительное и отрицательное): первое прекращало споры и усобицы, второе превращало уделы в вотчины. В результате второго решения страна сделала шаг от единого, централизованного государства к конфедерации. Конфедерация – аморфная, рыхлая форма государственного устройства, при которой роль центра не превышает роли отдельных областей, входящих в государственное объединение.

Функции наместников чаще всего выполняли сыновья великого князя. Авторитет власти киевского князя был восстановлен после народного восстания в Киеве в 1111 г., когда киевляне изгнали из города князя Святополка, защищавшего интересы бояр и ростовщиков, загнавших большую часть населения в долговую кабалу. На киевском вече решено было позвать на княжеский престол Владимира Всеволодович Мономаха (113-1125 гг.), внука Ярослава Мудрого, умного и самого уважаемого из всех тогдашних князей. Мономах принял присягу в пользу простого люда, положил предел ростовщичеству, организовал успешный поход против половцев. Опираясь на народную поддержку, ему удалось заметно усилить роль государственного центра. В 1125 г. Мономах умер, а политику отца продолжил его сын Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Однако после смерти Мстислава политическая ситуация на Руси резко изменилась – начался период раздробленности Киевской державы.

4. В 988 г. князь Владимир Святославович провозгласил православие государственной религией Руси. Этот год стал важнейшим в русской истории. С принятием православия Русь вступила на путь сознательного исторического творчества: все события стали оцениваться с позиций нравственных заповедей, историческая картина приобрела четкость, которой не было у язычников. Православие оказало определяющее воздействие на русскую культуру, мировосприятие русского народа стало формироваться как православное. Новое вероисповедание определяло правила поведения в семье и обществе, принципы отношения к людям, природе, труду. Явившись источником жизнеутверждающей духовной энергии, оно стало одной из главных движущих сил русской истории.

Выбор веры был для русичей свободным творческим актом. Его необходимость диктовалась тремя основными факторами. Во-первых, перед князем Владимиром стояла задача ускорить культурно-этническую и политическую консолидацию древнерусского общества. Во-вторых, отказ от язычества в пользу одной из развитых религиозных систем диктовался потребностями культурного развития Руси. В-третьих, будучи сильной в военном отношении державой, Русь стремилась закрепить свои позиции на международной арене, расширить торговые и дипломатические связи.


В «Повести временных лет» говорится о том, что Владимир к выбору веры подошел весьма основательно, выслушав посланников из разных стран: болгар магометанской веры, хазарских иудеев, послов папы римского. Убедить Владимира в преимуществах своих религий они не сумели. Зато рассказ философа, прибывшего из Византии в качестве представителя православия, произвел на князя большое впечатление

Привлекательный образец он увидел в Византийской империи, где отношения между императорской и церковной властями определялись принципом «симфонии»: государство и церковь плодотворно сотрудничали и поддерживали друг друга. Предпосылки принятия Русью православия вызревали по мере развития у восточных славян религиозных представлений. Православие давало Руси возможность не только приобщиться к культурным достижениям других стран, но и развивать собственную культуру. Этому в сильной степени способствовала кирилло-мефодиевская традиция, закрепившаяся в православии. Она была нацелена на развитие книжной культуры и приобщение к ней широких масс людей.

На решение Владимира крестить Русь по православному обряду повлияли и тесные связи с Византией, с которой Русь имела общую границу в Причерноморье, севернее Крыма. Византийская империя в Х веке являлась мощной державой, самой развитой из европейских стран в политическом и культурном отношении. На фоне Византии Западная Европа, раздираемая частыми войнами и феодальными усобицами, тогда выглядела непривлекательно. К тому же среди русских к моменту официального принятия христианства в 988 году имелось немало православных, поскольку дорога православию на Русь была открыта еще княгиней Ольгой.

После крещения Руси ее контакты с Византией стали еще более разнообразными. О политической зависимости Руси от константинопольских императоров речи не было. Обращение Руси к византийскому культурному опыту только поднимало ее авторитет на международной арене.

Христианизация имела для Руси огромное значение, во многом определив сам ход русской истории. Она резко ускорила процесс интеграции отдельных племен в единый русский этнос. По сути дела, русский народ и возник в результате религиозного объединения, стал выражением православной общности, пришедшей на смену разноплеменному конгломерату. Понятие «русский» в сознании людей отождествлялось с понятием «православный». У полян, ильменских словен, кривичей, радимичей, древлян, мери, муромы на смену племенной идентификации за короткий срок пришло общерусское самосознание. С течением времени основная масса населения Руси самоопределилась с помощью понятия «крестьяне», являющегося производным от слова «христиане». Культурная консолидация различных племен сопровождалась ослаблением родоплеменного уклада в пользу дальнейшего укрепления государственной организации. После принятия христианства на Руси появилась церковная организация, взявшая на себя многие важные социальные функции. В

ведении Церкви находилась, по сути дела, вся культура: образование, написание и распространение книг, летописание. Она занималась благотворительной и медицинской деятельностью, строя больницы, приюты для сирот и престарелых, оказывая помощь пострадавшим от стихийных бедствий, выкупая людей из рабства или вражеского плена. Большое внимание Церковь уделяла охране нравственности. На новый, более культурный лад перенастраивались семейно-бытовые отношения. Провозглашалась святость семьи. Церковь стремилась искоренить такие пережитки язычества, как кровную месть, близкородственные браки, похищение невест, многоженство и им подобные.


Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала влияние как кочевых народов, так и, особенно, Византии, из которой на Русь пришло христианство. Традиции Византии - одной из наиболее развитых стран того периода – оказали огромное влияние на народную, основанную на языческом мировоззрении, культуру Руси.

Во второй половине XII - начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западноевропейской романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: 1) культуру восточного славянства, 2) культуру Киевской Руси, 3) культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.

Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство - главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала ХII в. (в связи с раздробленностью) в отдельных княжествах и землях как местные варианты культуры древнерусской народности начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы.

После принятия христианства Киевская Русь пережила период динамичного и успешного развития. В течение всего XI века по уровню военно-политической мощи и достижений в сфере культуры она находилась в числе ведущих стран тогдашнего мира. При князе Владимире развивается градостроительство. «Повесть временных лет» свидетельствует, что Владимир после крещения Руси «стал ставить города по (рекам) Десне и по Осетру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне, и стал набирать мужей лучших от славян и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города». Из этого свидетельства ясно, что в новых городах, где население смешивалось, родоплеменной уклад жизни уже не мог играть сколько-нибудь значимой роли.

Ярослав Владимирович основал такие стратегически важные города, как Юрьев в Прибалтике и Ярославль на Волге. Размах городского строительства на Руси был отражен в иностранных хрониках того времени. В них Русь называли Гардарикой, т. е. «страной городов».


Архитектура Руси была представлена храмовым зодчеством. Внешний облик русских городов заметно преобразился за счет храмового строительства. Особенно масштабным оно было в Киеве. Церкви здесь начали строиться еще при Владимире, из них своим значением выделялась Десятинная церковь (989-006 гг.). В период княжения Ярослава Владимировича количество храмов в городе увеличилось до 400, да и размеры самого города многократно выросли.

В основании храма по византийской традиции лежал крест, отсюда пошло название «крестово- купольные храмы», украшением стен храма по православной традиции станет фреска и мозаика Завершением храма был купол, новаторством русских зодчих стало развитии традиции многокупольности. В 1037 г. при Ярославе Мудром был построен знаменитый Софийский собор, в 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь. Киев служил культурным ориентиром для других крупных центров Руси. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке и других городах. Строительство Софийских храмов являлось отражением распространившегося среди русских людей культа Премудрости.

Владимир Святославович и его сын Ярослав большое внимание уделяли распространению книжной грамоты. При Владимире были открыты первые русские школы в Киеве и Новгороде. Ярослав в 1025 г. открыл в Новгороде первое духовное училище на 300 учащихся. Училища с немалым числом учеников появились в Чернигове, Переяславе, Суздале, Курске, Муроме и других городах. Выпускники училищ постоянно пополняли число священников, которые считались самыми грамотными людьми на Руси. К рубежу XI–XII веков взрослое население таких крупных городов, как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, было почти поголовно грамотным.

Доказательством широкой грамотности среди русичей служат берестяные грамоты, найденные в древнерусских городах. Особенно много этих грамот добыто в Великом Новгороде. По инициативе Ярослава Мудрого в Софии Киевской была организована первая на Руси общедоступная библиотека, ставшая важнейшим очагом книжности. В XI веке на Русь в больших количествах привозились книги из Болгарии и Сербии, написанные по-славянски и не требовавшие в то время перевода на русский язык. Много книг поступало из Византии, они переводились, затем переписывались и распространялись. Среди этих книг преобладали церковные произведения, но немалым был приток и светской литературы, в котором выделялись философские сочинения и исторические хроники. Ярослав Мудрый представлен летописцами как выдающийся поборник просвещения, который «собрал писцов многих, переложивших от грек на