Файл: Билет Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Билет 1. Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.

Билет 2. Экономические законы и категории.

Билет 3. Предмет и метод современной экономической теории

Билет 4. Структура экономической теории и задачи, решаемые на каждом из ее уровней.

Билет 5. Значение производства в экономическом развитии общества. Виды производства и их характеристика.

Билет 7. Факторы производства: сущность, способы соединения и замещения.

Билет 8. Производственная функция и ее разновидности. Учет фактора времени в экономике.

Билет 9. Цели производственной деятельности и экономические формы получаемых результатов.

Билет 10. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы.

Билет 11. Роль собственности в реформировании экономики. Приватизация и разгосударствление: задачи и результаты.

Билет 12. Виды собственности и формы хозяйствования. «Пучок прав» собственности.

Билет 13. Экономическая система. Институты, формирующие экономическую систему.

Билет 14. Типы экономических систем и их характеристика.

Билет 15. Экономические интересы и их реализация в различных экономических системах. Проблема выбора эффективной хозяйственной системы.

Билет 19. Деньги. Сущность, функции и формы денег. Денежная система и ее эволюция.

Билет 20. Рынок как экономическое понятие и система хозяйствования. Характеристика рыночных отношений.

Билет 21. Субъекты и объекты рынка. Функции, выполняемые субъектами рынка, и причины их усложнения.

Билет 22. Условия и принципы работы рыночной экономики. Функции рынка.

Билет 23. Классификация и сегментация рынков. Рыночная инфраструктура.

Билет 24. Классическая и современные модели рынка. Границы рыночных отношений.

Билет 25. Противоречия рыночной экономики и механизм их сглаживания.

Билет 26. Понятие, сущность и виды конкуренции. Функции конкуренции.

Билет 27. Рыночный механизм формирования цены. Количественная и качественная характеристика спроса и предложения. Равновесная цена.

Билет 28. Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.

Билет 29. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции.

Билет 30. Виды рыночного равновесия и механизмы их достижения

Билет 31. Предпринимательская деятельность: экономическое содержание и условия ее формирования.

Билет 32. Характеристика предпринимателя как базового субъекта предпринимательской деятельности

Билет 33. Основные формы организации предпринимательства в современной экономике.

Билет 34. Формирование предпринимательского капитала: виды, методы и источники

Билет 35. Сущность и эволюция концепций капитала. Кругооборот и оборот предпринимательского капитала. Основной и оборотный капитал.

Билет 36. Виды предпринимательских рисков и инструменты их минимизации.

Билет 40. Предельные издержки и производительность. Закон убывающей отдачи.

Билет 41. Альтернативные издержки производства и их роль в выборе предпринимательской структурой оптимального поведения.

Билет 43. Сущность, функции и виды прибыли. Факторы, определяющие прибыль.

Билет 44. Заработная плата, сущность, функции и виды. Экономическая и социальная функции заработной платы.

Билет 45. Теория процента в современной экономической науке

Билет 46. Земельная рента и ее виды. Цена земли. Региональные особенности формирования цены на землю.

Билет 47. Домохозяйство как субъект рыночной экономики. Функции домохозяйств в рыночной экономике, структура доходов и расходов домохозяйства.

Билет 48. Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя.

Билет 49. Анализ потребительских предпочтений. Количественный и порядковый подход в оценке полезности

Билет 50. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Аксиомы поведения потребителей. Реакция потребителя на изменение дохода и цены.

Билет 51. Роль домашних хозяйств в воспроизводстве товаров, услуг и рабочей силы.

Билет 52. Особенности макроэкономического подхода к исследованию экономических процессов. Предмет и метод макроэкономики.

Билет 53. Основные макроэкономические проблемы и их характеристика. Макроэкономическая политика. Виды макроэкономической политики.

Билет 54. Инфраструктура национальной экономики и ее совершенствование.

Билет 55. Система макроэкономических показателей и их измерение. Национальное счетоводство.

Билет 56. Экономическое равновесие и его достижение.

Билет 57. Совокупный спрос и определяющие его факторы. Эффект процентной ставки, богатства, импортных закупок.

Билет 58. Совокупное предложение. Характеристика кейнсианского, классического, промежуточного отрезка кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

Билет 59. Макроэкономическое равновесие и его виды

Билет 60. Экономические и неэкономические факторы, воздействующие на национальную экономику и макроэкономическую политику.

Билет 61. Потребление и сбережение в национальной экономике.

Билет 62. Формирование доходов и расходов государства.

Билет 63. Накопления и инвестиции. Сущность, функции, классификация инвестиций.

Билет 70. Цикличность в экономике. Причины циклических колебаний. Виды экономических циклов.

Билет 71. Фазы циклических колебаний. Показатели, характеризующие изменения на различных фазах экономического цикла.

БИЛЕТ 72. Проблема экономического кризиса. Виды экономических кризисов и их характеристика

Билет 76 Социальная основа заработной платы. Неравенство доходов.

Билет 77. Трудовая миграция и ее регулирование в интересах национальной экономики.

Билет 78. Безработица. Причины безработицы. Виды безработицы. Кривая Филлипса. Закон Оукена.

Билет 79. Методы борьбы с безработицей.

Билет 80. Рынок денег. Спрос и предложение на деньги. Денежная масса. Денежные агрегаты.

Билет 81. Кредит: сущность, функции и виды. Кредитно-банковская система и ее структура.

Билет 85. Экономическая сущность инфляции и ее виды. Индекс инфляции. Причины инфляции и механизм ее развертывания.

Билет 86. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

Билет 87. Антиинфляционная политика государства. Сущность, цели, инструменты, эффективность. Таргетирование как инструмент регулирования инфляции.

Билет 88. Сущность и функции финансов в национальной экономике. Принципы построения финансовой системы.

Билет 89. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Структура доходов и расходов государственного бюджета.

Билет 90. Причины возникновения, виды и способы финансирования бюджетного дефицита. Государственный долг и экономическая безопасность.

Билет 91. Золотовалютные резервы и их влияние на устойчивость национальной экономики.

Билет 93. Фискальная политика государства и её роль в государственном регулировании национальной экономики.

Билет 94. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.

95 билет. Международное разделение труда и его эволюция. Международная специализация стран в глобальной экономике.

Билет 97. Институты и инструменты регулирования глобальной экономики.

Билет 99. Усиление экономической нестабильности и ее влияние на развитие мировых рынков и национальных экономик.

Билет 100. Экономические санкции как инструмент воздействия на экономику отдельных стран.



В экономической теории «эффект замены» является одним из видов влияния изменения цены товара на величину спроса на этот товар со стороны потребителя.

Билет 29. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции.


Рынок несовершенной конкуренции. Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции.

На таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и, прежде всего, на цены.

Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции: - чистая монополия; - олигополия; - монополистическая конкуренция.

Чистая монополия — это рынок, на котором функционирует один продавец. Вхождение в отрасль для других фирм заблокировано.

Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника). Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж.

Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену.

Если на оптимальном объеме выпуска цена превышает величину средних совокупных издержек, монополия максимизирует экономическую прибыль.

Монополистическое ценообразование

В то время как при полной конкуренции цена является определенной величиной, на которую никак не влияют отдельные оференты или потребители, монополист, распоряжающийся предложением, находится в совершенно другой ситуации: он может определять цену товара. Если при этом он хочет добиться максимальной прибыли, то он должен осознавать, что при росте цены спрос будет снижаться, а при снижающейся цене — расти. (Исключение в данном случае составляет

, например, монополия связи, принадлежащая федеральной почте, при которой спрос остается неизменным независимо от того, поднимает она цену или нет).

Одновременно монополист должен учитывать ситуацию с издержками, которые он несет. Максимальная прибыль монополиста имеет место при том количестве товара, при котором разница между общей выручкой и общими издержками является наибольшей.

Ценовая дискриминация или ценовая дифференциация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.

Экономические последствия монополии

Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.

Билет 30. Виды рыночного равновесия и механизмы их достижения


Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Виды рыночного равновесия:

– устойчивое, когда после нарушения равновесия на рынке устанавливаются прежние равновесные цена и объем;

– неустойчивое, когда после нарушения равновесия устанавливается новое рыночное равновесие и изменяются равновесные цена и объем.

Механизм рыночного равновесия выражается в изменении рыночной цены в соответствии с изменением спроса и предложения до тех пор, пока перераспределение товаров на рынке не будет осуществляться в зависимости от величины покупательной способности потребителей. В случае если спрос будет превышать предложение, цена будет расти до тех пор, пока их величины не сравняются. Если же предложение превысит спрос, то цена, напротив, будет снижаться до момента установления равнозначных значений спроса и предложения.








мгновенное равновесие, когда предложение неизменно (рис. 5.11);

краткосрочному равновесию, когда предложение растет без увеличения оборудования (рис. 5.12);

длительному равновесию "нормальной цены", когда производители заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли (рис. 5.13).

В трех различных типах равновесия в зависимости от наличия времени у товаропроизводителей могут:

  • либо вообще не приниматься никакие меры;

  • либо к изменившимся условиям будут приспособлены переменные факторы производства;

  • либо к изменившейся цене будут приспособлены все факторы производства.

Эта ситуация длительного равновесия или "нормальной цены", удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса.

Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.

Монопольное вмешательство — это вмешательство в рыночный механизм конкурентного равновесия отдельных лиц, товаропроизводителей, профсоюзов, разнообразных ассоциаций и государства, которые способны изменить цену равновесия. Административное вмешательство в механизм спроса и предложения даже с благими намерениями (например, с целью достижения справедливости в распределении доходов или решения иной социальной цели), как правило, неэффективно. Эту цель с успехом можно достичь путем введения налогов, не затрагивая механизма образования цен.

Другой пример государственного вмешательства в экономику и ее рыночный механизм — установление цены в законодательном порядке.

Билет 31. Предпринимательская деятельность: экономическое содержание и условия ее формирования.


Предпринимательская деятельность – организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих потребности потребителей, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

характерно предпринимательству:

- целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т. е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию;

- содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

Основные условия существования и развития предпринимательской деятельности

• относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;

• наличие рыночного пространства;

• развитие товарно-денежных отношений.

Условия активизации (развития) предпринимательской деятельности

1.Предоставление всем хозяйствующим субъектам гарантий в сохранении их собственности; исключение возможности национализации и экспроприации.

2.Создание для всех участников рынка равных прав и предоставление полной экономической свободы, недопустимость вмешательства органов государственной власти в деятельность фирмы.

3.Рыночный конкурентный режим хозяйствования, формирование соответствующей инфраструктуры.

4.Свободный доступ к ресурсам, кредитам, информации.

5.Оказание помощи со стороны государства.

Билет 32. Характеристика предпринимателя как базового субъекта предпринимательской деятельности


Виды предпринимательства:

1. Производственное – фаза производства. Процесс создания товара или услуги.

2. Коммерческое – осуществляется в сфере обмена. Основано на двух принципах: