Файл: Предприятие, как субъект рыночного хозяйства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предприятие, как субъект рыночного хозяйства

Предприятие — это обособленный хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие для осуществления своей деятельности формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Источниками имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы от реализации продукции (работ, услуг); доходы от ценных бумаг, капитальные вложения и дотации от бюджетов разных уровней; выкуп имущества государственных предприятий путем акционирования, конкурса, аукциона, тендера и иные источники.

Основными признаками предприятия выступают

  • наличие в своей собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

  • способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом;

  • способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени (приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права), т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданских правовых договоров с хозяйственными партнерами и другими юридическими и физическими лицами;

  • право (или возможность) быть истцом, предоставлять виновной стороне иск и выступать в качестве ответчика в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами;

  • право иметь самостоятельный баланс или смету.

В соответствии с ГК РФ любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В уставе отражаются:

  • организационная и правовая формы предприятия (фирмы);

  • наименование, местонахождение, юридический адрес;

  • цели и предмет деятельности;

  • уставный фонд (капитал) и порядок распределения прибыли;

  • органы контроля;

  • перечень и местонахождения структурных единиц, входящих в состав предприятия;

  • условия реорганизации и ликвидации.




  1. Функции и задачи предприятия

Задачи предприятия:

1. Получение прибыли.

2. Обеспечение потребителей продукцией.

3. Создание рабочих мест.

Основные функции предприятия:

  1. -Производственная функция - производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.

  2. -Реализационно-маркетинговая функция - маркетинг и реализация произведенной продукции на рынке.

  3. -Финансово-инвестиционная - генерация финансовых потоков.

  4. -Бюджетная функция предприятия – наполнение местного, регионального и федерального бюджета.

  5. -Социальная функция предприятия - обеспечение граждан работой в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с образованием и склонностями.

  6. -Инновационная функция предприятия - генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.

  7. -Информационная - распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.



  1. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.

Внешние факторы разделяются на:

1) среду прямого воздействия,

2) среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести:

1) поставщиков,

2) трудовые ресурсы,

3) законы и учреждения государственного регулирования,

4) потребителей,

5) конкуренты.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:

1) политические

2) социокультурные факторы,

3) состояние экономики,

4) международные события,

5) научно-технический прогресс.

6) климатические.
Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.
Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации.



Внутренняя среда включает:

1) цели организации;

2) структуру организации (как формальную, так и неформальную);

3) людей, работающих в организации;

4) используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов;

5) задачи управления;

6) организационную культуру. Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением.


  1. Классификация предприятий




  1. Классификация по отраслевому признаку и виду хозяйственной деятельности

Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса:

  1. производственные;

  2. строительные;

  3. торговые;

  4. транспортно-экспедиторские;

  5. научно-производственные и др.


Промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров, обычно это те предприятия, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции.
Торговые предприятия занимаются в основном осуществлением операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.
Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
2. Классификация по формам собственности.

В основе юридического статуса предприятия лежит форма собственности. По формам собственности различают

  1. государственные;

  2. муниципальные;

  3. частные;

  4. смешанные.


Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний, либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренности между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение вопросов зависит от материнского предприятия.

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятия государству принадлежит обычно весь акционерный капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), тем самым, осуществляет контроль за их деятельностью.

3. Классификация по характеру правового режима собственности:

  1. индивидуальные;

  2. коллективные:

  3. с общей долевой собственностью

  4. с общей совместной собственностью.


4. Классификация по принадлежности капитала и контролю за ним:

  1. национальные;

  2. иностранные;

  3. смешанные.


5.Классификация в зависимости от пределов ответственности:

  1. с полной ответственностью;

  2. с ограниченной ответственностью.


6. Классификация по виду производимой продукции:

  1. предприятия по производству товаров;

  2. предприятия по оказанию услуг.


7. Классификация по организационно-правовой форме:

  1. хозяйственные товарищества;

  2. хозяйственные общества;

  3. производственный кооператив;

  4. унитарное предприятие.


8. По количеству производимой продукции предприятия различаются как многопрофильные, производящие разные товары, и специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров
9. По размерам предприятия подразделяются на: крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и меняться по отраслям производства.
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью.

5. Уставный фонд предприятия
Уставный капитал отражает минимальную стоимость активов компании. Его вносят учредители при регистрации ООО, без этого компанию не создать
Функции уставного капитала

У уставного капитала три функции:

  1. гарантийная,

  2. распределительная

  3. и репутационная.




  1. Гарантийная. Уставный капитал показывает, какую сумму гарантированно получат кредиторы общества, если придется расплачиваться прямо сейчас. И только этой суммой учредители ООО рискуют, когда открывают бизнес: по остальным долгам общества они не отвечают, если активно не способствовали возникновению задолженности.





  1. Распределительная. Размер вклада каждого учредителя в уставный капитал зависит от его общей суммы и доли, которая будет принадлежать учредителю. Например, Иван и Федор регистрируют фирму.

Владелец доли в уставном капитале имеет право на такую же долю от общей стоимости чистых активов компании — это стоимость всех активов общества за вычетом его обязательств. Исходя из доли в УК между участниками распределяют и чистую прибыль общества, проще говоря, платят дивиденды.


  1. Репутационная. Размер уставного капитала может положительно влиять на репутацию компании. Он пригодится, если компания хочет взять большой кредит в банке, участвовать в тендерах или произвести впечатление на контрагента.


Размер уставного капитала Стандартный минимальный размер уставного капитала ООО — 10 000 ₽. В законах, регулирующих отдельные сферы бизнеса, минимальный УК может быть намного выше. Например, это касается банков, страховых компаний и продавцов крепкого алкоголя. Размер уставного капитала закрепляют в уставе компании и Едином государственном реестре юридических лиц — ЕГРЮЛ. В уставе при регистрации учредители могут установить любой размер уставного капитала, но не меньше минимального. Некрупный бизнес обычно ограничивается 10 000 ₽.На момент регистрации бизнеса оплачивать уставный капитал ООО не обязательно, но его размер уже должен быть в учредительных документах:

Чем можно оплатить уставный капитал Минимальные 10 000 ₽ уставного капитала обязательно нужно внести деньгами. Сверх этой суммы можно внести деньгами, ценными бумагами, иным имуществом или имущественными правами.

Уставный капитал при ликвидации компании Часть активов компании, соответствующая уставному капиталу, вместе с остальными активами идет на выплаты кредиторам. Если после этого останутся свободные деньги, имущество или имущественные права, их распределяют между участниками ООО в соответствии с их долями.

Что важно запомнить

  • Уставный капитал — это условная величина, которая обозначает, какую сумму гарантированно получат кредиторы общества, если придется расплачиваться прямо сейчас.

  • Доли уставного капитала, которые принадлежат участникам, соответствуют их долям в самом бизнесе.

  • Размер уставного капитала может влиять на репутацию компании. Однако это не решающий фактор: большой УК не гарантирует надежность. И наоборот, маленький не означает, что контрагент гарантированно подведет.

  • Минимальный уставный капитал, обычно 10 000 ₽, можно внести деньгами, остальное — деньгами или любым имуществом.

  • После внесения уставного капитала ООО может распоряжаться им как угодно