ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Потребление чистой прибыли - это выплаты дивидендов, формирование и использование фонда материального поощрения, доплаты за качество работы и другие выплаты. Накопление за счёт чистой прибыли включает затраты на расширение, реконструкцию, модернизацию производства, новое строительство, вложение средств в ценные бумаги и др. направления средств в расширение материально-технической и капиталообразующей базы предприятия.
Методы расчёта прибыли.
-
Метод прямого счёта (по всей номенклатуре продукции или по группам из выручки от реализации продукции по отпускным ценам вычитается себестоимость этой продукции). -
Аналитический метод (сопоставление показателей за смежные отрезки времени или с использованием факторинга (корреляционного анализа).
Каждый из аналитических методов определения прибыли характеризуется специфическим набором форм и приёмов расчётов, которые учитывают условия формирования затрат и выручки (доходов) в результате финансово-хозяйственной деятельности, реализации проектных решений и программ, учёта функционирования предприятий в других сферах возможного вложения финансовых ресурсов.
-
Рентабельность: сущность, значение, показатели
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
-
показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; -
показатели, характеризующие прибыльность продаж; -
показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
В зависимости от целей расчетов наиболее часто рентабельность определяется посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:
-
выручке от реализации продукции; -
себестоимости реализации продукции; -
оборотным средствам; -
основным средствам; -
средствам на оплату труда; -
собственному капиталу; -
совокупному капиталу, включающему собственные и заемные средства.
Рентабельность может определяться по-разному.
В качестве наиболее простого и ёмкого показателя эффективности производства используется показатель рентабельности производства, который определяется отношением валовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств:
Rобщ = · 100%;
где: Rобщ - рентабельности производства, %;
Пр - сумма валовой прибыли, руб.;
ОФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
HOC - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.
Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчётах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
. Рентабельность продукции исчисляется по формулам:
Rпр = · 100 % и Rпр = · 100 %;
где Rпр - рентабельность продукции, %;
Пр - прибыль от реализации продукции, руб.;
Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Цп -объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.
К показателям использования основных производственных фондов можно в определённой мере отнести: рентабельность всего имущества предприятия (Rим), рентабельность собственных средств (Rс.с.) и рентабельность основных производственных фондов (Rф):
Rим = · 100 %;
A - средняя величина актива баланса.
Rс.с. = · 100 %;
СС - средняя величина собственных средств.
Rф = · 100 %;
ОПФ - средняя остаточная стоимость основных производственных фондов.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства и, в частности, с себестоимостью продукции, её фондоёмкостью и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.
-
Планирование на предприятии,
Планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы деятельности наиболее эффективные в конкретных условиях.
Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации.
Планирование может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Общими, однако, являются следующие признаки:
-
упорядоченный процесс, -
обработка информации, -
разработка проекта, -
направленность на достижение определенных целей, -
отношение к будущему.
Никакое управление в принципе невозможно без планирования деятельности организации, без установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития. Независимо от того, идет ли речь об управлении в условиях экономики, регулируемой рыночными отношениями, или о директивном управлении в условиях централизованной, государственно регулируемой экономики, планирование остается основополагающей общей функцией управляющей системы.
Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию, если она отвечает следующим требованиям:
-
строгая обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана; -
точное исполнение плановых заданий всеми его участниками; -
наличие сплошного непрерывного учёта, контроля и корректировки исполнения плана; -
восприимчивость к изменениям внутренней и внешней среды и способность вовремя перестроить работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями (гибкость).
-
Классификация планов по срокам исполнения
Основным классификационным признаком при рассмотрении системы планов предприятия является срок выполнения плана. По этому критерию планы предприятия делятся на стратегические, долгосрочные, текущие и оперативные.
Стратегическое–планирование на перспективу, которое указывает направление действий для обеспечения реализации миссии предприятия. Главное отличие стратегического планирования от других методов планирования заключается в следующем:
1) плановая работа нацелена на будущее, а не описывает текущую ситуацию;
2) стратегический план не является детерминированным, то есть в нем нет жесткой регламентации по ресурсам, исполнителям и срокам, он обосновывает общие перспективные направления деятельности и развития фирмы;
3) в системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее можно предусмотреть только по результатам прошлого.
Долгосрочный план Долгосрочное планирование представляет собой деятельность руководства предприятия по установлению требуемых изменений в деятельности в течение длительного периода с учетом сложившегося положения и тенденций развития производительности труда, уровня издержек, объемов продаж и т.п. Наиболее распространенным периодом долгосрочного планирования считается срок до 3-5 лет. Долгосрочное планирование осуществляется на базе стратегического планирования
Текущий план предусматривает конкретные установки, обеспечивающие выполнение предприятием поступивших заказов. Эта задача требует своевременной поставки ресурсов и технологически обоснованного включения их в производственный процесс. Обычными периодами текущего планирования, осуществляемого на предприятии руководителями разных уровней управления, являются год, квартал, месяц. В планах устанавливается не только номенклатура продукции, но и ассортиментный состав каждой группы продукции, определяются плановые затраты по видам продукции. Сроки исполнения заданий получают четко выраженный характер, также как и состав исполнителей по всем направлениям заданий. В текущем плане отражается взаимодействие подразделений предприятия в соответствии с его производственной структурой. Такой план позволяет осуществлять систематический, вплоть до ежедневного контроля за ходом производственного процесса.
Оперативное–планирование работы на короткие промежутки времени (в пределах одного года с разделением на кварталы и месяцы), в процессе которого детализируются планы подразделов и служб предприятия (вплоть до отдельных рабочих мест) и происходит их коррекция в связи с изменением обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении тактических планов.
Различ 2 вида оперативного планирования: Межцеховое планирование – где координируются действия между цехами предприятия, в соответствии с последовательностью технологических процессов, учитывая функциональные возможности вспомогательных цехов. Внутрицеховое планирование – основная задача которого, состоит в распределении труда по участкам и рабочим местам, для обеспечения выполнения задач поставленных производственной программой.Все три вида планирования должны согласовываться между собой и составлять единую целостную систему планов, стержнем которой является генеральная цель, миссия предприятия, которая может быть реализована лишь при условии детальной проработки всех аспектов среды ведения хозяйства и внутреннего потенциала предприятия.