Файл: Предприятие, как субъект рыночного хозяйства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Потребление чистой прибыли - это выплаты дивидендов, формирование и использование фонда материального поощрения, доплаты за качество работы и другие выплаты. Накопление за счёт чистой прибыли включает затраты на расширение, реконструкцию, модернизацию производства, новое строительство, вложение средств в ценные бумаги и др. направления средств в расширение материально-технической и капиталообразующей базы предприятия.

Методы расчёта прибыли.

  1. Метод прямого счёта (по всей номенклатуре продукции или по группам из выручки от реализации продукции по отпускным ценам вычитается себестоимость этой продукции).

  2. Аналитический метод (сопоставление показателей за смежные отрезки времени или с использованием факторинга (корреляционного анализа).

Каждый из аналитических методов определения прибыли характеризуется специфическим набором форм и приёмов расчётов, которые учитывают условия формирования затрат и выручки (доходов) в результате финансово-хозяйственной деятельности, реализации проектных решений и программ, учёта функционирования предприятий в других сферах возможного вложения финансовых ресурсов.



  1. Рентабельность: сущность, значение, показатели

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:


  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

  • показатели, характеризующие прибыльность продаж;

  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

В зависимости от целей расчетов наиболее часто рентабельность определяется посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:

  • выручке от реализации продукции;

  • себестоимости реализации продукции;

  • оборотным средствам;

  • основным средствам;

  • средствам на оплату труда;

  • собственному капиталу;

  • совокупному капиталу, включающему собственные и заемные средства.

Рентабельность может определяться по-разному.

В качестве наиболее простого и ёмкого показателя эффективности производства используется показатель рентабельности производства, который определяется отношением валовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств:

Rобщ = · 100%;

где: Rобщ - рентабельности производства, %;

Пр - сумма валовой прибыли, руб.;

ОФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

HOC - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринима­тельской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчётах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

. Рентабельность продукции исчисляется по формулам:

Rпр = · 100 % и Rпр = · 100 %;

где Rпр - рентабельность продукции, %;



Пр - прибыль от реализации продукции, руб.;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

Цп -объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.

К показателям использования основных производственных фондов можно в определённой мере отнести: рентабельность всего имущества предприятия (Rим), рентабельность собственных средств (Rс.с.) и рентабельность основных производственных фондов (Rф):

Rим = · 100 %;

A - средняя величина актива баланса.

Rс.с. = · 100 %;

СС - средняя величина собственных средств.

Rф = · 100 %;

ОПФ - средняя остаточная стоимость основных производственных фондов.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства и, в частности, с себестоимостью продукции, её фондоёмкостью и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономи­ческих явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.


  1. Планирование на предприятии,

Планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы деятельности наиболее эффективные в конкретных условиях.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации.

Планирование может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Общими, однако, являются следующие признаки:

  • упорядоченный процесс,

  • обработка информации,

  • разработка проекта,

  • направленность на достижение определенных целей,

  • отношение к будущему.

Никакое управление в принципе невозможно без планирования деятельности организации, без установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития. Независимо от того, идет ли речь об управлении в условиях экономики, регулируемой рыночными отношениями, или о директивном управлении в условиях централизованной, государственно регулируемой экономики, планирование остается основополагающей общей функцией управляющей системы.

Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию, если она отвечает следующим требованиям:

  • строгая обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

  • точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

  • наличие сплошного непрерывного учёта, контроля и корректировки исполнения плана;

  • восприимчивость к изменениям внутренней и внешней среды и способность вовремя перестроить работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями (гибкость).




  1. Классификация планов по срокам исполнения

Основным классификационным признаком при рассмотрении системы планов предприятия является срок выполнения плана. По этому критерию планы предприятия делятся на стратегические, долгосрочные, текущие и оперативные.

Стратегическое–планирование на перспективу, которое указывает направление действий для обеспечения реализации миссии предприятия. Главное отличие стратегического планирования от других методов планирования заключается в следующем:

1) плановая работа нацелена на будущее, а не описывает текущую ситуацию;

2) стратегический план не является детерминированным, то есть в нем нет жесткой регламентации по ресурсам, исполнителям и срокам, он обосновывает общие перспективные направления деятельности и развития фирмы;

3) в системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее можно предусмотреть только по результатам прошлого.


Долгосрочный план Долгосрочное планирование представляет собой деятельность руководства предприятия по установлению требуемых изменений в деятельности в течение длительного периода с учетом сложившегося положения и тенденций развития производительности труда, уровня издержек, объемов продаж и т.п. Наиболее распространенным периодом долгосрочного планирования считается срок до 3-5 лет. Долгосрочное планирование осуществляется на базе стратегического планирования

Текущий план предусматривает конкретные установки, обеспечивающие выполнение предприятием поступивших заказов. Эта задача требует своевременной поставки ресурсов и технологически обоснованного включения их в производственный процесс. Обычными периодами текущего планирования, осуществляемого на предприятии руководителями разных уровней управления, являются год, квартал, месяц. В планах устанавливается не только номенклатура продукции, но и ассортиментный состав каждой группы продукции, определяются плановые затраты по видам продукции. Сроки исполнения заданий получают четко выраженный характер, также как и состав исполнителей по всем направлениям заданий. В текущем плане отражается взаимодействие подразделений предприятия в соответствии с его производственной структурой. Такой план позволяет осуществлять систематический, вплоть до ежедневного контроля за ходом производственного процесса.

Оперативное–планирование работы на короткие промежутки времени (в пределах одного года с разделением на кварталы и месяцы), в процессе которого детализируются планы подразделов и служб предприятия (вплоть до отдельных рабочих мест) и происходит их коррекция в связи с изменением обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении тактических планов.

Различ 2 вида оперативного планирования: Межцеховое планирование – где координируются действия между цехами предприятия, в соответствии с последовательностью технологических процессов, учитывая функциональные возможности вспомогательных цехов. Внутрицеховое планирование – основная задача которого, состоит в распределении труда по участкам и рабочим местам, для обеспечения выполнения задач поставленных производственной программой.Все три вида планирования должны согласовываться между собой и составлять единую целостную систему планов, стержнем которой является генеральная цель, миссия предприятия, которая может быть реализована лишь при условии детальной проработки всех аспектов среды ведения хозяйства и внутреннего потенциала предприятия.