Файл: Понятие сознания и его характеристики 5 Возникновение и развитие сознания 5 Структура сознания 7.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ранний предшкольный период ( 1-3 года): появление основных функций мышления через манипулятивные игры с предметами, формирование отношений к внешнему миру, попытки самостоятельных действий («Я сам»).
Дошкольный период (3-7 лет): несоответствие между возможностями и желаниями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения. Активное усвоение норм и правил поведения, начало формирования характерологических черт личности.
Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности. Важнейшие факторы развития - школьный коллектив, общие цели и задачи ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой дифференциации.
Подростковый и ранний юношеский период (13—18 лет): устремленность к самореализации, ориентация на будущую жизнь, стереотипы полового поведения, определенность психологического портрета личности.
В последующие годы психика не представляет собой нечто застывшее и неизменное. Эти годы сегодня называют акмеологическим периодом развития психики человека. Это период наивысшего развития личностных и профессионально-деловых характеристик человека. По мнению Б. Г. Ананьева (1907-1972), онтогенез взрослого человека включает две характерные фазы:
♦ от юности до начала среднего возраста (примерно 35 лет) наблюдается качественный рост ряда психических функций (внимания, памяти, общего интеллекта), а затем начинается медленный спад;
♦ от «раннего» среднего возраста и примерно до 60 лет наибольшее развитие получают лишь те характеристики индивида, которые мотивированы его профессиональной деятельностью, значимыми занятиями и увлечениями.
Поздние периоды жизни человека также имеют различные условные классификации (пожилые люди, старческий возраст, долгожители). Здесь наблюдается общее снижение возможностей психических функций. Вместе с тем эти процессы глубоко индивидуальны. На скорость их протекания оказывают влияние степень активности индивида, его творческая устремленность
, структура мотивов и целей.
В филогенезе психика индивида прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания Раздражимость – это свойство всего живого реагировать на воздействие окружающей среды.
Этапы этого пути таковы.
Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды. Характерна для одноклеточных живых существ (амеба). На этом уровне реакция организмов на раздражитель следует лишь после непосредственного контакта с ним. Это вынужденная активность живого существа, ориентированная на удовлетворение биологической потребности.
Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде, даже в той, которая не представляет интереса как источник биологической потребности. По сути, ее можно считать простейшей общей способностью к ощущениям. Чувствительность обеспечивает реакцию организма до непосредственного соприкосновения с ним.
3. Поведение - принципиально новый уровень приспособления к окружающей среде, характеризующийся сложной совокупностью реакций на ее воздействия. Этому уровню присущи:
• инстинкт (врожденное, стереотипное, автоматическое реагирование, основанное на безусловных рефлексах, с реакциейне на целостную текущую ситуацию, а на ее отдельные элементы;
♦ навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы);
* рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).
4. Сознание - высший уровень приспособления к окружающему миру. Для этого уровня характерно поведение не как пассивная реакция на воздействия внешних раздражителей, а в форме целенаправленного и мотивированного поведения. Человек приобретает способность самосознания, т. е. способность оценивать себя и выделять себя из среды себе подобных, видеть свое место в обществе других людей. Сознание рассматривается как общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мир, но и преобразовывать его.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андреева Г. М. Социальная психология, М.,1994.
2 Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. – М.Мир, 1988.
3 Гарфилд П. Управление сновидениями. Спб. – М.: Беловодье, 1994
4 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – Т.1, Ч.2, гл.4 / Пер.с фр. Н.Н.Алипова. Под. ред.Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1996.
5 Знание-сила.-1968.-№ 3.-С. 34-35.
6 Измененные состояния сознания: сборник статей (Санкт-Петербургский гос. универ., Филос. факультет [Ответ. редактор: А.К. Секацкий].- Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Пет.унив., 2006.-176 с., 20 см.- (Соц. аналитика; вып. 6)
7 Козубовский, В.М.Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие /В.М.Козубовский. 2-е изд., перераб.и доп.- Мн.: Амалфея, 2005.-256с.)
8 Майерс. Д. Психология. ООО «Попурри», 2001. – 848 с.:ил.
9 Майерс. Д. Социальная психология. С. – Пб. 1997.
10 Наука и жизнь.-1974.-№ 3.-С. 49-52.
11 Наука и жизнь.-1980.-№ 5.-С. 114-117.
12 Наука и жизнь. 1986.-№ 1.-С. 72-77.
13 Под ред. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. Перспективы социальной психологии. М., 2001.
14 Современная психология. Справочное руководство / Под. ред. В.Н.Дружинина. – М.: Инфра М., 1999. (Справочники Инфора М).
15 Сознание и бессознательное. (Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс./ Р.С. Немов. - Спб.: Питер, 2006.-304с.: ил.-(Серия «Краткий курс»))
16 Спивак, Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика/Д.Л. Спивак; под ред. Н.П. Бехтеревой. Спб.: Ювента: Филол. фак. С.-Пет. госуд. ун-та, 2000. – 293, [2] с.,22 см.
17 Спивак Л.И., Спивак Д.Л.Измененные состояния сознании: типология, семиотика, психофизика//Созн. и физ.реальность. 1996. – Т.2 №4.
18 Составитель Мироненко В. В. Популярная психология: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990.-399 с.
19 Тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия/Сост. К.В.Сельчонок Мн., 1998.
20 Тарт, Ч. Измененные состояния сознания: перевод с англ./Чарльз Тарт.-Москва: Эксмо, 2003.- 285, 2[2] c., 22 см.- (Психологическая коллекция).
21 Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону,1998.