Файл: Понятие сознания и его характеристики 5 Возникновение и развитие сознания 5 Структура сознания 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вот несколько вопросов, сформулированных учеными, ставшими на путь сомнений в объективности материалистических корней сознания и предлагающими перейти к парадигме Высшего Разума.

Если Вселенная родилась в результате Большого взрыва (материалистическая гипотеза), то какие причины привели к идеальному порядку в Космосе?

Если Космос находится в энергетическом балансе (материалистическая позиция), то как объяснить, что энергия межзвездного пространства значительно превышает энергию звездных ядерных реакций? Откуда берется эта «лишняя» энергия?

Если бы человек развивался (по Ч. Дарвину) от простейшего организма, то как появился в организме человека молибден, чрезвычайно редкий элемент для нашей планеты?

Если обезьяна в своем развитии (по Ч. Дарвину) доросла только до неандертальца, а потом вдруг, как из лукошка, выскочили кроманьонцы, которым не нужна была эволюция ввиду их идентичности современному человеку, то что же происходило в промежутке между этими видами живых существ? И почему до сих пор нет никаких подтверждений эволюционностп этого таинственного периода в истории человечества?

Если белковая жизнь на Земле произошла от случайного смешения аминокислот (материалистическая гипотеза академика А. Опарина), такой счастливый случай необходимо ждать 10 248 млрд лет, что не идет ни в какое сравнение с длительностью существования ни Земли, ни самой Солнечной системы (около 6 млрд лет). Эти данные получены учеными на основе продолжительных статистических расчетов.

Если генетически код человека связан с белками-гис-тонами, то его появление описывается вероятностью р = 1 1050, что превосходит даже теоретическую возможность.

Споры о происхождении сознания не утихли до сих пор. Более того, они захватили более широкий период его возможного существования. У некоторых ученых имеется мнение, что со смертью тела «душа» не погибает, а продолжает существовать в неизвестно)") пока человечеству информационно-энергетической форме. Многие приверженцы естественных наук отрицают по-прежнему такие взгляды, однако их доводы в связи с последними результатами исследований становятся не столь уверенными и категоричными. Во избежание ненужных антагонистических столкновений решение вопроса о происхождении сознания целесообразно оставить потомкам, предоставив им полную свободу научных изысканий.

В отечественной психологии эту основополагающую проблему рассматривают чаще всего с позиций диалектического материализма.


С позиций материализма на этот вопрос впервые ответил К. Маркс. Его работы предопределили тот факт, что сознание стало изучаться не только как «вещь в себе», принадлежащая исключительно данному индивиду, а как продукт развития человеческого общества. Именно эту идею Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев положили в основу объяснения причин возникновения и развития сознания. В самом общем виде их позицию можно выразить словами А. Н. Леонтьева: «...индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно».

Главное условие возникновения сознания заключается в труде. Труд был востребован человечеством во имя выживания. Труд всегда имеет общественную значимость, так как чем бы человек ни занимался, он всегда оказывается включенным в систему отношений с другими людьми. Ведь возможность трудиться обеспечивается усвоением опыта предыдущих поколений и передается будущим поколениям. В свою очередь труд обеспечил возможность:

приспособления к условиям жизни через активное воздействие на окружающую среду орудиями труда;

преобразующего мышления и общения с себе подобными с помощью речи (что повысило уровень взаимоотношений в процессе совместного труда);

формирования общих правил человеческого общежития в виде нравственных ценностей.

Все это возвысило человека над всем остальным животным миром и привело к формированию сознания. В подтверждение парадигмы труда в проблеме происхождения сознания приводится ряд фактов. Во-первых, факт перехода от «четвероногости» к «двуногости» и освобождения передних конечностей для приобретения навыков труда, для развития органов чувств (особенно зрения). Во-вторых, совершенствование структуры и функций нервной системы (увеличение веса и объема мозга по сравнению с высшими животными, увеличение площади поверхности коры больших полушарий и др.).

В-третьих, изменения «управленческой» структуры коры больших полушарий: наибольшее развитие получили те участки коры, которые связаны именно с трудовой деятельностью человека (например, увеличились переднелобные и теменные участки коры, ответственные за осознанное поведение).



Эти факты не могут убедить противников материалистической концепции, но они органически вписываются в материалистический взгляд на происхождение и развитие сознания. Одни из оппонентов склонны к биологической трактовке сущности сознания. Например, ряд познавательных функций психики они объясняют исключительно спецификой взаимодействия нейронных сетей. Это движение сторонников сведения психологического к биологическому получило название редукционизма. Но и эта концепция не без «темных дыр». Любовь, дружбу, преданность идеям, готовность к самопожертвованию и многое другое вряд ли удастся в обозримом будущем понять через взгляды редукционистов. Сознание не равно ни биологическому, ни даже социальному. Это так называемая последняя тайна природы. Именно этот факт дает возможность утверждаться в своей позиции идеалистам, утверждающим божественность сознания.'!

Особую роль в становлении материалистических взглядов на развитие сознания сыграли работы Л. С. Выготского (1896-1934) и его культурно-историческая концепция развития психики человека. В центре концепции лежит утверждение о том, что орудия труда обеспечили возможность человеку (будущему, очевидно, человеку) эффективно использовать свои высшие психические функции (произвольные внимание и память, логическое мышление, воображение и др.). Человек осуществлял это через знаковые средства (например, речь), имеющие культурно-историческое происхождение. Свои взгляды автор концепции сконцентрировал вокруг трех ключевых моментов.

Первый: взаимодействие человека со средой (первоначальная форма - пассивно-приспособленческая, затем - активно-преобразовательная) привело к появлению орудий труда и самого труда как фактора взаимодействия между людьми.

Второй: в процессе труда появлялись и развивались высшие психические функции. Это развитие шло преимущественно через использование психологических орудии труда - знаков. В качестве знаков выступали вначале предметные (отметины на камнях и деревьях, цветовая раскраска предметов обихода или природных предметов и др.), затем - речевые средства.

[pic]

Третий: «знаки - речь» вначале были преимущественно ориентированы на других людей (слова-приказы: «подними», «отдай», «принеси» и т.п.), т. е. носили интерпсихологический (межличностный) характер. Но со временем человек стал относить эти знаки (слова-приказы) к себе, к своему поведению, придав им интрапсихологический характер. Примерами современных знаков могут служить записи в
электронном еженедельнике делового человека, знаменитые «узелки на память» и др. Глядя на эти знаки, индивид начинает действовать сам. Знаки как бы играют роль пусковых механизмов для активации высших психических функций индивида (в приведенных примерах - для произвольной памяти, мыслительной деятельности). Этот процесс перехода внешних атрибутов реального мира во внутренние мыслительные процессы и образы автор назвал интериоризацией. По выражению Ж. Пиаже, это переход психики от сенсомоторного акта к мысли.

В развитии сознания различают два процесса:


* филогенез - процесс исторического развития человека как вида продолжительностью в миллионы лет;

* онтогенез – процесс развития человека от рождения до конца жизни.

Если взгляды на происхождение сознания в филогенезе резко расходятся, то в вопросе его развития в онтогенезе эмоциональный накал оппонентов несколько снижается. Совершенно очевидно, что сознание новорожденного и взрослого индивида различаются. Здесь четко просматривается качественная эволюция. Более того, выявлена зависимость формирования сознания индивида от его индивидуальных особенностей и специфики сто социального окружения. И тем не менее существуют разные точки зрения на процессы развития сознания и в онтогенезе. Интерес представляют результаты работ Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.

В соответствии с культурно-исторической концепцией в онтогенезе сознания действует та же трехступенчатая схема (рис. 3.6). Взрослый, используя знаки-слова (слова-побуждения), стимулирует ребенка к активным действиям (что-то взять или что-то принести и др.). На схеме этот коммуникационный процесс отражен линиями. Познав смысл и содержание этих слов, ребенок организует обратную связь, трансформируя слова-побуждения, обращенные к себе, в слова-воздействия, обращенные к взрослому (2). Наконец, наступает такой уровень коммуникации, когда слова-воздействия с успехом обращаются к себе, регулируя свое поведение О). Таким образом, и в онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, для развития детской психики характерны семь качественно различающихся периодов.

Период новорожденного (до 2 мес) характеризуется простейшими ориентировочными реакциями, формированием процессов ощущений (как первых признаков восприятия) и «реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека.

Период раннего младенчества (2-6 мес): развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие простых двигательных актов руками.

Период позднего младенчества (6-12 мес): первоначальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на некоторые слова, признаки речи, подражание взрослым.