Файл: Понятие сознания и его характеристики 5 Возникновение и развитие сознания 5 Структура сознания 7.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во всем мире люди на пороге смерти иногда рассказывают о своих видениях потустороннего мира, хотя содержание этих видений зависит от культурных традиций.
Противоречивость в интерпретации предсмертных видений поднимет фундаментальную проблему взаимосвязи материи и духа. Является ли разум нематериальным? Может ли он существовать отдельно от тела? Дуалисты отвечают: «Да, может». Они считают, что материя и дух — две разные равноправные сущности. Разум является нефизической сущностью, а тело — физической. Сократ в „Phaedo" Платона спрашивает: „Не означает ли смерть то, что душа начинает существовать сама по себе, отделенная от тела? Что такое смерть, как не это разделение?" Для Сократа, как и для всех, кто считает, что предсмертный опыт подтверждает факт бессмертия души, смерти фактически нет. Это освобождение души от телесной оболочки — событие, которому нужно радоваться. (В своих крайних проявлениях эта дуалистская точка зрения дала основание для прославления вечной жизни под лозунгами „Чудо смерти» или „Чудесный мир смерти".
Монисты говорят „нет" paсделению материи и духа. Являются учеными-материалистами, они признают первенство телесного начала; когда они идеалисты, то считают, что основа мира — дух, что есть жизнь и после смерти, только тело воскресает в какой-нибудь иной форме, но независимо от этого они считают, что смерть — реальное событие. И они утверждают, что без наших тел мы — никто.
Выводы по главе 2
Во второй главе мы выяснили, что многие проявления жизнедеятельности нашего организма, многие разновидности нашего мозга проходят без вмешательства сознания. Большое количество информации обрабатывается нами подсознательно. Часто наше настроение, отношение к людям, воспоминания меняются, а мы и не замечаем этого. Наше прошлое влияет на нас разными способами, о которых мы знаем лишь частично. Существует ряд особых состояний сознания, когда восприятие реальности искажено. Мы постарались изучить измененные состояния сознания, вызванные гипнозом и наркотическими средствами, а также сон, сновидения и предсмертные видения.
Сон – это сладкий, оздоровительный и таинственный процесс. В наше время некоторые тайны снов начинают разгадываться. В лабораториях всего мира тысячи людей спят с приспособленными к ним приборами для наблюдения. Записывая волны мозга и движение мышц спящих людей, наблюдая за ними и прерывая их сон, исследователи замечают такие вещи, которые раньше не поддавались объяснению.
В ходе нашей работы мы выяснили что сон имеет пять стадий. Самая интересная из которых пятая стадия т. е. БДГ-сон, при котором мы видим сны. Эта стадия меня очень заинтересовала т. к. во время БДГ-сна моторная зона коры головного мозга функционирует, лишь немногочисленные ее импульсы доходят до мышц, которые по этой причине находятся в расслабленном состоянии. Они настолько расслаблены, что, не считая случайных подергиваний лица и пальцев, человек словно парализован. К тому же его трудно разбудить. Вот почему БДГ - сон часто называют парадоксальным сном: изнутри тело возбуждено, а снаружи оно кажется спокойным. На протяжении ночи этот цикл сна возобновляется каждые 90 минут. В своей знаменитой книге „Толкование сновидений", изданной в 1900 году, Фрейд предложил „самую ценную из всех идей, когда-либо пришедших ему в голову". Он утверждал, что сон — это своеобразный предохранительный клапан, выпускающий наружу нежеланные чувства. Теория снов Фрейда дает основание для новых теорий. Согласно одной из них сны — это процесс обработки информации. Согласно еще одной теории, сны выполняют физиологическую функцию. По мнению приверженцев идеи отражения во снах реальности, сны могут быть сродни абстрактному искусству, т. е. поддаваться нескольким значимым интерпретациям. И все же они остаются серьезной проблемой для размышления.
Другой известной формой измененного состояния является гипноз. Психические явления, обозначаемые термином «гипноз», очень разнообразны и известны с давних времен. Все, кто изучает гипноз, соглашаются с тем, что его сила заключается не в мастерстве гипнотизера, а в восприимчивости объекта внушений. Исследователи часто называют такую восприимчивость гипнотической способностью, имеющей более позитивное значение. Фактически любой человек может поддаться воздействию гипноза, когда ему внушают, что он ему поддастся. Если возможность изменения состояния сознания под воздействием гипноза вызывает много научных споров и дискуссий, то изменение сознания под воздействием наркотических средств не подлежит сомнению. Продолжительное потребление психоактивных средств вызывает привыкание. Некоторые утверждают, что в больших дозах алкоголь служит успокоительным средством, а в малых — возбуждающим.
Однако это неверно. Небольшие дозы спиртного могут и в самом деле взбодрить человека, но это происходит за счет замедления деятельности мозговых центров, контролирующих процессы мышления.
Незначительные дозы алкоголя расслабляют человека, замедляют деятельность симпатической нервной системы. В больших дозах алкоголь становится опасным: замедляются реакции на внешние раздражители, нарушается речь, снижается качество выполнения различных заданий.
Мы так же изучили такое состояние сознания как предсмертное видение. Во всем мире люди на пороге смерти иногда рассказывают о своих видениях потустороннего мира, хотя содержание этих видений зависит от культурных традиций.
Противоречивость в интерпретации предсмертных видений поднимет фундаментальную проблему взаимосвязи материи и духа. Является ли разум нематериальным? Может ли он существовать отдельно от тела? Дуалисты отвечают: «Да, может». Они считают, что материя и дух — две разные равноправные сущности.
Монисты говорят „нет" paзделению материи и духа. Являются учеными-материалистами, они признают первенство телесного начала. И они утверждают, что без наших тел мы — никто.
Мне кажется что материя и дух две разные сущности. На основании исследования ученых наша душа может существовать без тела, тому свидетельствуют доказательства существования привидений, полтергейста и других аномальных явлений. Так же ученые выяснили что при смерти человека от тела отделяется субстанция, которую и называют душой. На основании этого можно предположить что предсмертные видения, это не галлюцинации умирающего мозга, а действительно то что видит наша душа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сознание - это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.
Очевидно, что предметная часть окружающего мира отражается и в психике некоторых животных (например, дельфин, обезьяна). Называя в повседневной жизни этих животных «умными», мы тем не менее не говорим об их сознании.
Человеческое сознание отличается не по самому факту формирования образов окружающего мира, а по тому, как это формирование происходит. Во-первых, в сознании человека психические образы отображаемых предметов или явлений природы актуализируются
, выстраиваясь в ряды по степени их важности для субъекта. И в этом смысле говорят о свойстве направленности (интенции) сознания. Во-вторых, сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ. Это означает:
* способность самопознания, т. е. способность наблюдать свои психические состояния, свойства и процессы (способность сознания к рефлексии);
* способность оценивать все происходящее вокруг с позиции своих взглядов, ценностей и морали (свойство критичности сознания);
* способность оценивать свои собственные действия, поступки и даже мысли (свойство самокритичности сознания).
Итак, сознание не оттиск и не застывшая «фотография» действительности. Это одновременно и слабо изученная сфера психики высшего уровня организации, и сложный динамический психический процесс. Науке еще предстоит приоткрыть тайны сознания. На данный момент мы достоверно знаем о нем лишь то, что оно есть. И вместе с тем человек стремится заглянуть в неизвестное, рассуждает, строит гипотезы о происхождении сознания.
Существует две концепции происхождения сознания: идеалистическая и материалистическая. Идеалистическая концепция связывает появление сознания с началом человеческого бытия (сознание «вдыхается» в человека извне силами, не подвластными ничему земному). Материалистический под-ход представляет сознание как продукт развития человеческой способности отражать объективный мир во всем его многообразии. Обе эти концепции далеки от полной и окончательной победы друг над другом. У каждой из них имеется больше объективных фактов за то, чтобы с ней считались, нежели за то, чтобы привлечь на свою сторону подавляющее большинство сторонников. В этой борьбе на обеих сторонах принимают участие не только психологи. Здесь и физики, и физиологи, и историки, и философы, а также представители других современных профессий.
Сторонники материалистической концепции призвали себе в помощь теорию происхождения видов Ч. Дарвина, хотя сам он считал, что первое звено живого мира «приковано к Престолу Всевышнего», а уж потом всему живому были созданы условия для эволюционного развития. Материалистическая парадигма терпеливо укрепляла веру в то, что человек - «пуп Земли и царь природы», не обратив внимания, что материалист Ф. Энгельс предупреждал: «Не обольщайтесь временной победой над природой! Природа способна мстить!»
Глубоко верующими и скептически относящимися к идеям материализма были физики И. Ньютон, М. Фарадей, Д. Максвелл, математик Б. Паскаль, бактериолог Л. Пастер, астроном И. Кеплер, изобретатель Э. Циолковский, физиолог И. Павлов, естествоиспытатель В. Вернадский. Нобелевские лауреаты физики М. Планк, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Ж. Алферов в результате собственных исследований сознательно покинули лагерь материалистов. К новой парадигме происхождения сознания призывают академики Ю. А. Фомин, Н. Н. Моисеев, В. В. Налимов и др. Практически все руководители государств рассматривают Библию и другие священные книги как документы истории человечества, а не только как инструмент религиозно-политического правления обществом.