Файл: Понятие сознания и его характеристики 5 Возникновение и развитие сознания 5 Структура сознания 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


стр.

Введение 3

Глава 1. Понятие сознания и его характеристики 5

1.1. Возникновение и развитие сознания 5

1.2. Структура сознания 7

1.3. Сознание и бессознательное 8

1.4. Сознание и подсознание 12

Выводы по главе 1 14

Глава 2. Измененные состояния сознания (ИСС) 15

2.1. Сон 15

2.2. Ритм сна 15

2.3. Расстройство сна 19

2.4. Искусственно вызванные измененные

состояния сознания (ИСС). Гипноз 22

2.5. Предсмертные видения 33

Выводы по главе 2 36

Заключение 38

Литература 45

Тема: СОЗНАНИЕ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ.

Введение

«Все научные открытия и достижения техники, все великие произведения искусства, - писал советский психолог Е. И. Бойко, - продукты работы мозга людей, равным образом, как и наши маленькие дела, неудачи, ошибки, изъяны характера, привычки. От мозга зависит гениальность и помешательство, ум и глупость, любовь, дружба, вера, страдание и счастье, способности, талант и одаренность». Действительно, наш головной мозг – венец эволюции, над ним Природа трудилась миллионы лет. Это - материальный аппарат нашей психической деятельности – самое сложное и совершенное создание, центральный пульт управления всей жизнедеятельностью организма.

В самом начале своего развития психология характеризовалась как «описание и объяснение состояний сознания». Однако трудности, с которыми столкнулись психологи при изучении сознания, привели многих из них в первой половине нашего столетия к непосредственным наблюдениям за поведением. Успехи, достигнутые в нейрологии, предоставили возможность связать деятельность мозга с разными умственными состояниями – пробуждением, сном, мечтанием. Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга проходят без вмешательства сознания. Например, зачастую мы не можем объяснить себе и другим, каким образом у нас возникла интересная научная идея, остроумное решение технической проблемы, над которой мы бились много дней. Сознание позволяет контролировать наши умственные состояния и сообщать о них другим людям, но все же оно – лишь верхушка айсберга в отношении обработки информации. Большое количество информации обрабатывается нами подсознательно. Часто наше настроение, отношение к людям, воспоминания меняются, а мы и не замечаем этого. Наше прошлое влияет на нас разными способами, о которых мы знаем лишь частично.


Функция сознания заключается в отражении целостной картины мира и очень важно, чтобы это отражение было адекватно реальности. Однако существует ряд особых состояний сознания, когда восприятие реальности искажено. Ученые стали изучать измененные состояния сознания, вызванные гипнозом и наркотическими средствами, а также сон, сновидения и предсмертные видения.

Во сне вы словно присутствуете на фантастическом премьерном спектакле из живописных сновидений. Проснувшись, озадаченные увиденным, вы задумываетесь об этом странном состоянии сознания. Как нашему мозгу удается столь красочно, творчески, отчетливо создавать это альтернативное обычному состояние сознания? А что можно сказать о других альтернативных состояниях – гипнозе, галлюцинациях, вызванных наркотиками, а также что такое предсмертные видения?

Цель работы: изучить сознание, проанализировать и описать его измененные состояния.

1 изучить существующие подходы к определению понятия сознание, его структуру и характеристики.

2 проанализировать и описать измененные состояния сознания.

Предметом нашего исследования является сознание и его измененные состояния.

Объект исследования – структура сознания, бессознательное в структуре сознания, и измененные состояния сознания.

Метод исследования: теоретический анализ литературных источников, психопедагогической литературы.

Глава:1 ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ.

1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Психика человека – высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание – это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.

Самое старое, возникшее в древние времена и просуществовавшее столетиями понимание сознания отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека, ставит, по сути дела, знак равенства между сознанием и психикой человека. Древние ученые считали, что все, что связано с душой человека, все то, в чем она проявляется, входит в содержание сознания, поскольку психика и есть сознание и никакой другой психики, кроме осознаваемой, не существует.

Такое понимание сознания как равнозначного психике в целом не только сохранилось до эпохи Возрождения, но и прочно закрепилось в xvii в. примерно на 200 лет, когда произошло четкое разделение психики человека и психики животных. С этих пор, благодаря трудам Р. Декарта и некоторых других его современников, в частности Дж. Локка, психология надолго превратилась в науку о сознании. Существование бессознательного в психике хотя и признается, но основные научные исследования психики все же касаются сознания, его строения и функционирования.



Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т. е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях, мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.

Говоря о сознании как об особом состоянии психики человека, мы понимаем это состояние как динамическое, то есть такое, которое время от времени может изменяться. Отсюда следует, что может меняться и само состояние сознания, усиливаясь или ослабляясь, что сознание может иметь свою меру, то есть быть более сильным или более слабым, что могут существовать уровни сознания.

Действительно, уровни состояния сознания существуют. К этому выводу ученые пришли еще тогда, когда наряду с сознанием было признано существование у человека бессознательного, и в это время возник вопрос о том, как происходит переход от бессознательного к сознанию и, наоборот, от сознания к бессознательному. Самая высокая точка, в которой, динамически развиваясь, может оказаться сознание человека, получила в психологии название апперцепция. Этот термин в свое время предложил немецкий ученый Г.Лейбниц, а далее в своих работах использовали его соотечественники И.Гербарт и В.Вундт. Все они понимали под апперцепцией наиболее яркое, отчетливое состояние сознания человека, при котором он лучше всего воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, и наиболее точно может описать происходящее словами.

Второй уровень сознания представлен тем, что входит в определение сознания как особого психического состояния. Это и то, что человек воспринимает, припоминает, представляет в данный момент, это его мысли и переживания, причем не только настоящие, но и прошлые – такие, о которых он в состоянии вспомнить. К этому уровню сознания также относится то, что человек может воспринимать и оценивать, но не обязательно воспринимает и реально оценивает в настоящее время.

Третий уровень сознания представлен тем, что лишь частично осознается человеком, что он, в принципе, в состоянии воспринимать, представлять, припоминать и описывать, но делает это не полностью, не вполне точно и с большим трудом.

Например, человек может вспомнить какой-то эпизод из своей жизни
, из содержания своих сновидений, но быть не вполне уверенным в том, действительно ли это происходило с ним на самом деле или только приснилось ему. Образы, мысли, чувства могут то появляться, то пропадать из содержания сознания. В одни моменты времени человек может быть в состоянии описывать содержание своего сознания, в другие моменты времени — не в состоянии это сделать.

Представленный уровень состояния сознания занимает промежуточное место между сознанием и бессознательным и может называться по-разному: предсознание, подсознание, полусознание. В этой области пока что не существует строгой терминологической определенности, и это связано с тем, что соответствующее состояние сознания трудно уловить и точно описать известными словами.

Четвертый уровень — это собственно уже не сознание, а бессознательное, то есть такое состояние психики человека, при котором невозможно обнаружить ни один из описанных выше, убедительных признаков сознания.

Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится социальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом. Сознание рассматривается как свойство высокоразвитого, сложно организованного мозга.

В процессе развития психологической науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко противопоставлялись друг другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в сознании человека не все может быть объяснено с естественнонаучных позиций. С другой – «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обеспечивается деятельностью головного мозга.

1.2 СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Леонтьев выделил три его составляющих – чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань – переживание «чувства реальности».


Значения – это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Универсальным языком значений является язык искусства – музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. Например, все дети хотели бы получать хорошие оценки. Хорошая оценка – имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта оценка показатель его знаний, способностей, для другого – символ того, что он лучше других, для третьего – способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

Личностный смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий. Он «создает пристрастность человеческого сознания»

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением.

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Важно то, что смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, описывается словами, «как от стенки горох». В работах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профилактики и преодоления этого явления.

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

1.3. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности, определенная часть автоматизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности.