Файл: Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения 1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На современном этапе решение выявленных проблем функционирования пенсионной системы РФ может быть достигнуто за счет следующих мер:

- обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджет ПФР страховых взносов от всех категорий их плательщиков. Решение данной задачи сопряжено преимущественно с решением структурной социально- экономической проблемы РФ – проблемы относительно высокого уровня развития «теневого» сектора экономики. Неофициальная занятость, выплата заработных плат в больших, чем декларируемые, размерах – всё это является проявлениями «теневой» экономики. Вполне очевиден механизм влияния этих проявлений на пенсионную систему – занижение объемов страховых взносов. Обязательства государства по пенсионному обеспечению населения при этом сохраняются. Таким образом, в дальнейшем необходимо реализовать политику легализации «теневых» доходов, что в перспективе приведет к повышению объемов страховых взносов и повышению финансовой устойчивости бюджета ПФР. Несмотря на достаточно высокий приоритет решения данной задачи для всей системы социальной поддержки населения РФ, на момент подготовки исследования сохраняется относительно высокий уровень «теневой» компоненты экономики. Стоит также учитывать, что на фоне решений о повышении пенсионного возраста (и следующей из них спорной перспективе получения накопительной части пенсии частью населения) у участников пенсионной системы страны может повыситься готовность к сокрытию своих легальных доходов (в том числе с целью повышения текущего потребления в ущерб перспективному пенсионному обеспечению);

- повышение эффективности инвестиционной составляющей деятельности ПФР за счет активизации управляющих капиталом. Достаточно низкий вклад в структуру доходов ПФР инвестиционной составляющей прямо сигнализирует об игнорировании пенсионной системой столь важного источника доходов. В зарубежной практике средства пенсионных фондов являются значимым элементом финансовой системы государства, с одной стороны, выступая источником столь необходимого для обеспечения экономического роста капитала, а, с другой стороны – позволяя обеспечивать рост доходов пенсионных фондов за счет инвестиционных механизмов. Разумеется, средства пенсионных фондов вовлекаются в инвестиционные процессы (учитывая их рисковую природу и высокую социальную значимость самих фондов) под достаточно жестким контролем государства. Само инвестирование зачастую осуществляется инвестиционными фондами частного характера, а инвестируемые средства подлежат страхованию со стороны государства. В РФ на момент подготовки работы инвестиционная компонента функционирования ПФР не реализуется в полной мере. Таким образом, за счет развития соответствующей нормативно-правовой базы, формирования инфраструктуры инвестирования, страхования инвестируемых средств в перспективе может быть повышена роль инвестиционной составляющей доходов ПФР. В то же время, на базе изучения опыта функционирования совокупности НФП в РФ можно указывать на то, что при существующей инфраструктуре потенциал инвестирования средств ПФР реализуется не в полной мере (при средней доходности НПФ незначительно превышающей уровень инфляции);


- ужесточение контроля за расходованием средств ПФР на цели функционирования самого фонда. В этом отношении видится целесообразным усиление внешнего аудита расходов, повышение информационной открытости проводимых ПФР закупок, анализ расходов сотрудников ПФР (особенно, высшего управленческого звена).

Заслуживает скорейшего решения проблема расширения ресурсной базы государственных и негосударственных фондов. Обновленный в 2020-м году демографический прогноз Федеральной службы государственной статистики указывает на поступательное снижение демографической нагрузки.



Рисунок 11. –Прогноз демографической нагрузки на экономически активное население Российской Федерации (средний вариант прогноза)38

Примечательно, что по данным самой Федеральной службы государственной статистики от 2018 г. прогнозировался ее рост. Учитывая, что кардинальных изменений в уровне жизни населения за разделяющие прогнозы 2 года не произошло, а единственным значимым фактором можно назвать повышение пенсионного возраста, подобный способ снижения демографической нагрузки видится спорным с точки зрения социальных обязательств государства.

В пользу целесообразности усиления роли в пенсионной системе НПФ выступает два факта. Во-первых, как было показано в предыдущем разделе, ресурсная база негосударственных пенсионных фондов развивается в высшей степени динамично. Даже учитывая в качестве мотивирующего фактора сравнительно низкий уровень доверия к пенсионной системе страны, это развитие можно расценивать как объективную тенденцию развития национальной пенсионной системы. Во-вторых, эффективно функционирующая система НПФ могла бы обеспечить на рыночных началах мобилизацию капитала населения, создать условия для его вовлечения в экономику (через приобретение НПФ долей в российских компаниях, государственных долговых бумаг и т.п.).



Рисунок 12. - Динамика доходности инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ и ПФР, по расширенному портфелю39

Инвестирование средств НПФ должно опираться не столько на принципы игры на рынке финансовых инструментов (где может быть получена отрицательная доходность), сколько на принципы системы социального страхования (рост накоплений как приоритет и условие получения разрешений на операции с пенсионными накоплениями).Как следует из данных Банка России, доходность инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ в ретроспективе 2014-2020 гг. опережает доходность ПФР лишь в 2014 г. и в 2019 г. При этом, в 2018 г. средняя доходность российских НПФ составила 0,1%, что не является достаточным для гарантий достойных выплат инвесторам – будущим пенсионерам

40. Необходимо повышение финансовой культуры финансовых управляющих НПФ, регламентация минимального уровня ежегодной доходности инвестиций и создание инструментов принуждения к соблюдению этих обязательств.

Повышение роли НПФ в национальной пенсионной системе потребует создания гарантий для участников фондов по двум базовым направлениям: сохранность капитала и минимальный гарантированный уровень доходности. В части сохранности капитала заслуживает внимания практика ряда государств, в которых наследники пенсионера имеют право на получение оставшейся после смерти части капитала. В деятельности российских НПФ она уже частично применяется, и при достаточном уровне популяризации способна существенно повысить уровень доверия населения к НПФ.

Ряд препятствий повышения социальной эффективности пенсионной системы РФ заложен в самом механизме формирования пенсионных взносов: отсутствии минимального уровня доходов, включаемых в пенсионные отчисления (по аналогии с зарубежной практикой) при наличии ограничений на сумму страхуемого заработка. Одним из следствий сформированного механизма функционирования ПФР является обязательство отчислений за лиц на уровне прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (и ниже). Формируемые в данном случае отчисления недостаточны для получения их в виде пожизненной пенсионной выплаты, а у государства формируется обязательство по компенсации пенсионных выплат подобным участникам пенсионной системы до уровня прожиточного минимума.

Негативно влияет на функционирование ПФР и законодательно установленное ограничение на сумму страхуемого заработка: на суммы выплат в пользу работников, превышающие верхнюю границу, страховые взносы не начисляются. Как следствие, для лиц, чьи доходы превышают предельную величину, накопительная пенсия сможет быть выгодной только при условии очень высокой доходности их накоплений, компенсирующей неуплату взносов с части заработка.

Таким образом, в качестве заслуживающих внимания направлений реформирования пенсионной системы целесообразно рассмотреть варианты установления необлагаемого минимума доходов населения, а также повышение предельного размера страхуемого заработка. Разумеется, в подобной ситуации особого внимания потребует решение задачи поддержание уровня жизни населения, занятого в местах с низким уровнем оплаты.

Глобальной проблемой функционирования пенсионной системы страны является и отсутствие реальных гарантий сохранности пенсионных накоплений, защиты их от обесценения вследствие инфляции. В рамках действующей системы обеспечения сохранности пенсионных накоплений каждый страховщик фиксирует на индивидуальном лицевом счете гражданина средства пенсионных накоплений на 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с начала формирования пенсионных накоплений у данного страховщика. АСВ гарантирует возмещение пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за
исключением инвестиционного дохода, сформированного за период менее пятилетнего срока, что в наихудшем варианте означает гарантию номинала взносов.

В целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан. Модернизация и создание единой системы персонифицированного учета граждан на основе информационных ресурсов государственных внебюджетных фондов должны обеспечить полную идентификацию граждан, учет их трудовых и социальных прав, включая меры социальной поддержки, ведение полной трудовой и социальной документации граждан в электронном виде (в частности, электронной трудовой книжки работника). Взаимоотношения предпринимателя и Пенсионного фонда должны базироваться на условиях максимального комфорта осуществления начислений и платежей, предоставления полного сервиса в ситуации реструктуризации задолженности и трансформации отношения к плетельщику как партнеру.

Также важно объективно оценивать возможность предпринимателей платить взносы именно в таком объеме, учитывая особенности экономических условий их функционирования. Современная динамика снятия с учета предпринимателей демонстрирует полное игнорирование интересов хозяйствующих субъектов в данном вопросе.

Важно отметить, что информатизация предпринимателей и проведение постоянного диалога о важности взаимодействия – это первоочередное направление оптимизации работы Пенсионного фонда, определяющее эффективность его развития и благополучность восприятия его инициатив непосредственно плательщиками страховых взносов. Поэтому необходимо развивать службы информационной поддержки, пропаганду и PR, размещать социальную рекламу и использовать другие маркетинговые инструменты.

Решения заслуживают также задачи совершенствования организации взаимодействия между участниками системы, развития электронного документооборота внутри системы ПФР. Существующая система персонифицированного учета позволяет фиксировать все особенности плательщика и обеспечивать полный цикл начисления страховых взносов.

Важно отметить, что информатизация предпринимателей и проведение постоянного диалога о важности взаимодействия – это первоочередное направление оптимизации работы Пенсионного фонда, определяющее эффективность его развития и благополучность восприятия его инициатив непосредственно плательщиками страховых взносов. Поэтому необходимо развивать службы информационной поддержки, пропаганду и PR, размещать социальную рекламу и использовать другие маркетинговые инструменты.


Немаловажным аспектом развития пенсионной системы РФ должно явиться повышение качества принимаемых решений (как в сфере модернизации всей системы, так и ее отдельных элементов). Особенно важным повышение качества принимаемых решений видится в контексте ухудшения состояния бюджета ПФР, повышения уровня социальной напряженности на фоне очередного этапа реформирования пенсионной системы страны. Сказываются также снижение качества жизни населения на фоне роста инфляции и валютного кризиса 2014-2015 гг.

В указанном направлении определенным потенциалом обладают такие способы повышения качества принимаемых решений как применение на проектных стадиях реформирования пенсионной системы математического инструментария, сценарного подхода к оценке предполагаемых результатов предлагаемых к внедрению мер по реформированию пенсионной системы. Основные угрозы развитию пенсионной системы (равно как и перспективные проблемы ее функционирования) могут быть прослежены по тенденциям демографической и экономической системы страны. Соответственно, принятие решений по модернизации пенсионной системы стоит выстраивать на позициях прогнозирования, моделирования с горизонтом планирования от 20 лет и выше. Подобный подход может потенциально смягчить проводимые реформы, равномерно перераспределяя финансовую нагрузку между участниками пенсионной системы.

В качестве итога подведем выводы о сценариях модернизации пенсионной системы Российской Федерации. Первым сценарием, который, очевидно, реализуется в настоящее время, является пересмотр обязательств государства в отношении пенсионного обеспечения на фоне структурных проблем в финансах пенсионных фондов. Повышение пенсионного возраста (опережающее относительно роста средней продолжительности жизни), отмена индексации пенсий в течение длительного периода времени – всё это указывает на поступательные действия по снижению обязательств государства в части обеспечения доходов населения по выходу на пенсию по возрасту.

Вторым сценарием является уход государства из системы пенсионного обеспечения (с обязательным переходным периодом в 20-30 лет), усилением роли НПФ, корпоративных пенсионных систем, фактически – изменение устоявшейся модели пенсионного страхования по возрасту. Реализация подобного сценария видится маловероятной, она сопряжена с высокими социальными рисками, безусловной критикой.

Третьим сценарием (идеализированным) является комбинированное развитие НПФ, ПФР на фоне динамичной легализации теневых доходов, расширения ресурсной базы пенсионных фондов, оптимизации непрофильных расходов, развития корпоративных пенсионных систем в ведущих компаниях (в дополнение к уже существующим). Подобный вариант развития ситуации позволит существенно расширить ресурсную базу пенсионной системы, обеспечит рост среднего размера пенсий. Реализации данного сценария препятствуют структурные проблемы в экономике страны (рост демографической нагрузки), низкий уровень доверия к пенсионной системе, равно как и к действиям государства по легализации теневых доходов.Немаловажную роль играют и спорные с точки зрения населения (как равноправного участника) действия в части современного этапа реформирования пенсионной системы (заморозка накоплений, повышение пенсионного возраста).