Файл: Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения 1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С позиции интенсивности реформирования развитие пенсионной системы РФ можно предположить консервативный и интенсивный сценарии развития:
- при выборе консервативного сценария можно ожидать сохранения основных базовых условий функционирования системы с ситуативными модификациями для обеспечения ее устойчивости в краткосрочной перспективе (к примеру, «замораживание» индексации пенсионных накоплений, повышение пенсионного возраста и т.п.). Сохранение базовых условий функционирования пенсионной системы (фактически – консервация имеющихся проблем) в долгосрочной перспективе не позволит решить проблему эффективности пенсионной системы;
- интенсивный сценарий развития пенсионной системы, как видится, во многом может опираться на два базовых условия – разгосударствление пенсионной системы (вкупе с очевидным снижением государственный социальных обязательств) и повышение устойчивости инвестиционной компоненты накопительной пенсии. При подобном подходе на государстве видится целесообразным сохранить обязательства по социальным пенсиям, обеспечить прогрессивную пенсионных отчислений, создать действенную систему гарантий пенсионных накоплений, стимулировать вывод доходов населения из теневого сектора.
Разумеется, эффективность подобных мер не может быть обеспечена исключительно в рамках пенсионной системы, реализация данных мер потребует модернизации банковской системы, развития финансового рынка, повышения уровня доверия населения к реформам со стороны правительства и других мер.
Таким образом, в главе дана характеристика особенностей и проблем функционирования пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе. К числу ключевых особенностей решено относить функционирование пенсионной системы в условиях растущей демографической нагрузки на экономически активное население, нахождение на этапе очередного реформирования, усиление роли негосударственных пенсионных фондов. К числу проблем решено относить: неэффективный характер управления средствами ПФР, недостаточный объем финансов в системе государственного пенсионного страхования, низкий уровень доверия к пенсионной системе, высокую долю теневой занятости. Реформы предшествующих 7-5 лет ведут к дальнейшему ухудшению отношения участников пенсионной системы к ее институтам, что находит своё отражение и в ухудшении финансовой дисциплины, негативно сказывается на перспективах развития пенсионной системы.Как следствие, финансы пенсионной системы не обеспечивают высокого уровня защиты пенсионеров в части социальных рисков, потери дохода, немаловажную роль в чем играет сжатый потенциал пенсионных отчислений.
Завершается глава оценкой сценариев модернизации пенсионной системы Российской Федерации. Выделяется три сценария: пессимистический, оптимистический и базовый. Базовый сценарий (который и будет с высокой степенью вероятности описывать развитие пенсионной системы в перспективе 3-5 лет) состоит в консервации имеющихся проблем, росте нагрузки на федеральный бюджет как источник покрытия дефицита ПФР, низкого уровня пенсионного обеспечения. Позиция правительства в этом сценарии не предполагает кардинальных реформ, а наиболее оптимистичным вариантом будет снятие моратория на отчисления в накопительную часть (после 2023 года). Пессимистичный сценарий заключается в пересмотре государственных масштабов участия в пенсионной системе, переформатировании системы в исключительно распределительную, ужесточению ответственности за уклонение от уплаты взносов и, в целом, теневую деятельность. Оптимистический сценарий предлагается оценивать в форме повышения эффективности управления финансами ПФР, повышения эффективности инвестиционной деятельности НПФ и ПФР, поступательной легализации базы уплаты пенсионных взносов и укрепления финансов пенсионной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отсутствуют выводы по всем разделам работы, нет предложений о совершенствовании действующего законодательства.
Пенсионная система рассматривается в работе как совокупность элементов, функционально направленных на обеспечение определенным категориям населения государства совокупности социальных гарантий. Данные элементы могут быть классифицированы по широкой совокупности признаков, одним из которых выступает выделение государственного и негосударственного элементов пенсионной системы по критерию распоряжения средствами пенсионных фондов.
Функционирование пенсионной системы, как любой значимой для государства социальной системы, оказывается эффективным при соблюдении определенных условий. Универсальными условиями эффективности функционирования социальных и экономических систем можно назвать соответствие их целям, прозрачность, законность и другие. В то же время, каждая из систем, функционирующих в государстве (и обладающих специфическим предметом, субъектом и прочими атрибутами) характеризуется совокупностью актуальных именно ей основополагающих условий или же – принципов.
Подавляющее большинство экономически развитых государств в настоящее время позиционируют себя как социально ориентированные страны. Следствием этого является совокупность принимаемых на себя государствами социальных обязательств и в их числе – пенсионные системы как инфраструктурное обеспечение социальных обязательств в сфере пенсионного обеспечения. При этом какой- либо универсальной и общепринятой модели пенсионного обеспечения не сформировано. Как
На момент подготовки исследования в мировой практике сформирован ряд укрупненных моделей пенсионного обеспечения, объединяемых по совокупности родственных признаков, подходов к организации пенсионной системы. Так, можно выделить следующие модели пенсионного обеспечения:классическую (иначе называемую моделью Бисмарка), либерально-демократическую, социально-ориентированную модель.
Посредством формирования и поддержания функционирования пенсионной системы в государстве реализуются функции социальных обязательств государства в рамках социально-экономической политики. Гарантируя населению определенный набор социальных благ и соблюдение социальных прав, государство принимает на себя обязательства по обеспечению этих прав. Социальные обязательства в этом случае рассматриваются как совокупность благ, которые государство гарантирует населению. Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности или социальные гарантии, представляющие собой предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Таким образом, пенсионное обеспечение части населения можно рассматривать как элемент политики доходов, проявляющийся в реализации социальных прав населения и социальных гарантий со стороны государства. Реализация указанных прав и гарантий требует соответствующего институционального обеспечения в форме которого и выступает пенсионная система.
Авторская оценка перспектив развития пенсионной системы РФ позволяет сформировать ряд выводов. Во-первых, совокупность стратегических ориентиров развития пенсионной системы страны остается неизменной: повышение качества жизни населения, создание условий для эффективного управления средствами ПФР. Во-вторых, достижение указанных стратегических ориентиров затруднено в силу структурных проблем функционирования пенсионной системы РФ, важнейшей из которых выступает дефицитный характер бюджета ПФР, а также относительно низкая конкурентоспособность накопительных пенсионных отчислений в НПФ и высокая зависимость от трансфера средств федерального бюджета (также принявшего дефицитное состояние). Ряд ситуативных факторов (рост демографической нагрузки на экономически активного население, «старение населения», высокий уровень развития теневой экономики, снижение бюджетных возможностей федерального бюджета) прямо указывают на то, что дальнейшее развитие пенсионной системы страны будет осуществляться в преимущественно неблагоприятных условиях. Влияние этих условий можно наблюдать по вынужденным действиям Правительства РФ по повышению пенсионного возраста, повышению социальной напряженности на этом фоне. Как видится, перспективы развития пенсионной системы РФ можно определить набором сценариев, разделять которые можно по критерию устойчивости пенсионной системы страны и по интенсивности ее реформирования.
С точки зрения устойчивости пенсионной системы можно выделить благоприятный и негативный сценарии. В первом случае за счет повышения качества инвестирования пенсионных накоплений, снижения уровня развития теневого сектора экономики, создания действенных систем обеспечения социальных гарантий, рационализации расходования средств на обеспечение деятельности ПФР будет обеспечено повышение доверия к пенсионной системе, созданы предпосылки для повышения ее эффективности с точки зрения соотношения доходной и расходной частей бюджета ПФР и формирования накопительной пенсии. Во втором случае на фоне структурного дефицита бюджета ПФР, дефицита федерального бюджета, неспособны легализовать теневые доходы в форме пенсионных отчислений, неэффективности управления накопительной частью пенсионных отчислений может произойти деградация системы, снижение уровня социальных гарантий, падение качества жизни населения. Позиция автора работы состоит в том, что подобный сценарий развития является нежелательным с точки зрения обеспечения социальной стабильности в государстве, а накопленные проблемы с высокой вероятностью будут частично компенсироваться за счет бюджетных средств.
Библиографический список Список использованной литературы
Отсутствуют материалы судебной (юридической) практики
Нормативно-правовые акты
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2022) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 04.11.2022)«Об основах обязательного социального страхования» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 11.16.2021) «О государственной социальной помощи» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О страховых пенсиях» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон N 75-ФЗ (ред. от 28.12.2022)«О негосударственных пенсионных фондах» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2018 г. N 41 ст. 6190 -
Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" (с изменениями и дополнениями)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюc». www.consultant.ru. -
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р («Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)