Файл: Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения 1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12.
В результате реформы 2002 года система пенсионного обеспечения РФ стала состоять из следующих частей:
а) Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - пенсии за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Реформа 2002 года выделила три части трудовой пенсии13:
б) Государственное пенсионное обеспечение – выплаты государственных пенсий военнослужащим, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, которые предоставлялись за счет сумм, поступающих от уплаты единого социального налога.
в) Обязательное пенсионное страхование – выплаты основной части пенсионеров страны (наемным и самозанятым работникам) в виде страховой и накопительной части трудовой пенсии.
а) Накопительная часть - часть трудовой пенсии, которая выплачивается в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
б) Базовая часть – фиксированная часть трудовой пенсии, которая устанавливается в твердой денежной сумме и подлежит индексации.
в) Страховая часть – дифференцированная часть трудовой пенсии, которая зависит от конкретных результатов работы человека и уплаченных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Основным изменением реформы 2015 года (после принятия Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ – действующая редакция от 04.11.2022 стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Также были введены пенсионные баллы, число которых зависит от объема взносов в ПФР. Сторонники данной системы считают, что она эффективна и позволит россиянам достаточно накопить на свою старость.
В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.
С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2021-2025 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции.
Таким образом, в данном параграфе рассмотрены этапы пенсионной реформы Российской Федерации. Можно сделать вывод о том, что реформирование российской пенсионной системы было неизбежным. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий.
1.2 Функции и виды государственного пенсионного обеспечения
Проанализировав крупномасштабную реформу 2002 года, можно выявить следующие ее цели:
В большинстве стран действует следующий принцип пенсионного обеспечения. Граждане добровольно направляют свои сбережения в негосударственные пенсионные фонды. Иногда это делают работодатели, чтобы удержать высококвалифицированных сотрудников. Роль государства сводится к тому, чтобы обеспечить сохранность и надлежащий уровень доходности этих средств. Поэтому в таких странах наиболее высокий коэффициент замещения пенсий. Так, в Германии он составляет 80%, в Швейцарии – 90%, в Норвегии – 100%, в Швеции - 100% . Таким образом, пенсии формируются за счет государства и добровольных взносов. Государство обеспечивает коэффициент замещения около 50%, остальное - добровольные взносы граждан.
Стоит отметить, что Н.И. Куликов и Е.С. Вдовина на конкретных рас-четах доказывали тупиковый путь пенсионной реформы 2002 года . Позднее их предположения подтвердились. Единственное, что можно признать положительным, в 2013 году Государственной Думой был принят Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующая редакция от 04.11.2022 с изменениями и дополнениями от 22.04.2020), который вступил в силу 1 января 2015 года.
В России авторы пенсионной реформы предложили передать государственную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Они исходили из того принципа, что население РФ не приучено самостоятельно формировать взносы. Поэтому добровольно-принудительный механизм обеспечит продвижение пенсионной реформы.
На протяжении 2014 – 2015 гг. можно было слышать по радио и смотреть по телевидению о походах на предприятия представителей негосударственных пенсионных фондов, которые предлагали перевести накопительную часть трудовой пенсии из Пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд.
Авторы Пенсионной реформы считали, что прежняя пенсионная система не соответствует реалиям рыночной экономики и должна уйти в прошлое. Поэтому была реализована новая пенсионная реформа, связанная с переводом накопительной части трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды.
Данная пенсионная реформа провалилась. Доходность накопительной части трудовой пенсии в среднем составляла 6% при среднегодовом уровне инфляции 10% за последние десять лет (при среднегодовой доходности страховой части в 15%) .
В связи с переходом к принципам пенсионного обеспечения возникают новые проблемы для пенсионной системы Российской Федерации.
Основной задачей пенсионной реформы является достижение долго-срочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, направлен-ной на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года определены основные цели и за-дачи реформирования пенсионной системы.
Так, основными целями развития пенсионной системы являются:
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
Задачами пенсионной системы являются:
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
- повышение эффективности деятельности пенсионной системы РФ за счет выведения скрытых часть заработных плат из тени и увеличения поступления взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ;
- развитие трехуровневой пенсионной системы (трудовая, корпоратив-ная и частная пенсия);
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности.
На современном этапе к основным целям пенсионной реформы следует отнести:
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;
-реализацию прав и свобод человека, закрепленных в ч.2 ст. 39 Конституции РФ , а именно права на получение государственных пенсий и социальных пособий, установленных законом;
-рационализацию, а также оптимизацию условий предоставления и получения различных видов пенсий;
-реализацию прав и свобод человека, закрепленных в ч.1 ст. 39 Конституции РФ, а именно права на получение социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;
-приспособление системы пенсионного обеспечения РФ к рыночным отношениям;
- обеспечение транспарентности пенсионной системы, суть которой заключается в предоставлении отчетности каждому человеку.
Граждане должны видеть, сколько за них в течение определенного периода было начислено страховых взносов, на какую величину была проведена индексация и т.д.
Также одной из основных стратегических целей реформы является сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей .
Решение вышеуказанных задач и достижение поставленных целей предполагает изменение механизма формирования пенсионных прав. Действующий механизм формирования пенсионных прав не позволяет обеспечить пенсионные права соответствующими финансовыми ресурсами, что ведет к несбалансированности как бюджета Пенсионного фонда РФ, так и федерального бюджета.
1.3 Зарубежный опыт государственного пенсионного обеспечения
Подавляющее большинство экономически развитых государств в настоящее время позиционируют себя как социально ориентированные страны. Следствием этого является совокупность принимаемых на себя государствами социальных обязательств и в их числе – пенсионные системы как инфраструктурное обеспечение социальных обязательств в сфере пенсионного обеспечения. При этом какой- либо универсальной и общепринятой модели пенсионного обеспечения не сформировано. Как показывают результаты рейтинговой оценки мировых пенсионных систем, проводимой в соответствии с Глобальным индексом пенсионных систем Мерсера (MelbourneMercerGlobalPensionIndex (MMGPI)), лидирующие позиции в рейтинге (по состоянию на 2017 г. их занимают Дания, Нидерланды и Австралия) формируются в результате эксклюзивных условий функционирования пенсионной системы государства. Стоит принимать во внимание определенную субъективность в оценках национальных пенсионных систем. К примеру, в рамках иного подхода к их оценке (TheGlobalRetirementIndex (GRI)) в 2017 г.
лидируют пенсионные системы Норвегии, Швейцарии и Исландии (для сравнения – лидер по MMGPI 2017 года Дания занимает по оценке GRI 8 место в 2017 году)14.
На момент подготовки исследования в мировой практике сформирован ряд укрупненных моделей пенсионного обеспечения, объединяемых по совокупности родственных признаков, подходов к организации пенсионной системы. Так, можно выделить следующие модели пенсионного обеспечения:
- классическую (иначе называемую моделью Бисмарка), в рамках которой пенсионное обеспечение осуществляется посредством перераспределения пенсионных взносов работающих граждан в пользу получателей пенсий. Подобной модели организации пенсионной системы придерживаются Германия, Испания, Франция и ряд других стран;
- либерально-демократическую (иначе называемую моделью Бевериджа), в рамках которой обеспечивается перераспределение средств через пенсионную систему от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, а базовыми условиями функционирования пенсионной системы являются ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум, а также трехуровневый тип социальной защиты. Данная модель применяется в Великобритании, США, Японии и других странах;
- социально-ориентированную модель, сочетающую в себя признаки солидарной и накопительной пенсионной систем и применяющуюся в Швеции, Норвегии, Дании и других странах.
Приведем в таблице частные параметры пенсионных систем зарубежных государств и Российской Федерации.
В результате реформы 2002 года система пенсионного обеспечения РФ стала состоять из следующих частей:
а) Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - пенсии за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Реформа 2002 года выделила три части трудовой пенсии13:
б) Государственное пенсионное обеспечение – выплаты государственных пенсий военнослужащим, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, которые предоставлялись за счет сумм, поступающих от уплаты единого социального налога.
в) Обязательное пенсионное страхование – выплаты основной части пенсионеров страны (наемным и самозанятым работникам) в виде страховой и накопительной части трудовой пенсии.
а) Накопительная часть - часть трудовой пенсии, которая выплачивается в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
б) Базовая часть – фиксированная часть трудовой пенсии, которая устанавливается в твердой денежной сумме и подлежит индексации.
в) Страховая часть – дифференцированная часть трудовой пенсии, которая зависит от конкретных результатов работы человека и уплаченных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Основным изменением реформы 2015 года (после принятия Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ – действующая редакция от 04.11.2022 стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Также были введены пенсионные баллы, число которых зависит от объема взносов в ПФР. Сторонники данной системы считают, что она эффективна и позволит россиянам достаточно накопить на свою старость.
В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.
С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2021-2025 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции.
Таким образом, в данном параграфе рассмотрены этапы пенсионной реформы Российской Федерации. Можно сделать вывод о том, что реформирование российской пенсионной системы было неизбежным. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий.
1.2 Функции и виды государственного пенсионного обеспечения
Проанализировав крупномасштабную реформу 2002 года, можно выявить следующие ее цели:
-
повышение заинтересованности населения в формировании своих пенсионных накоплений (заинтересованность в легальном заработке, отчислении взносов в Пенсионный фонд и т.д.); -
открытие управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов; -
снижение ответственности государства за формирование пенсионных накоплений граждан, переложив ее на самих граждан; -
увеличение коэффициента замещения, то есть отношения размера пенсии к размеру заработной платы работника; -
создание накопительного элемента, который бы являлся инструментом пенсионного обеспечения; -
организация благоприятных условий для развития фондового рынка в стране, так как огромные капиталы с длительным потенциалом будут инвестироваться на данных площадках, и стимулировать тем самым их развитие.
В большинстве стран действует следующий принцип пенсионного обеспечения. Граждане добровольно направляют свои сбережения в негосударственные пенсионные фонды. Иногда это делают работодатели, чтобы удержать высококвалифицированных сотрудников. Роль государства сводится к тому, чтобы обеспечить сохранность и надлежащий уровень доходности этих средств. Поэтому в таких странах наиболее высокий коэффициент замещения пенсий. Так, в Германии он составляет 80%, в Швейцарии – 90%, в Норвегии – 100%, в Швеции - 100% . Таким образом, пенсии формируются за счет государства и добровольных взносов. Государство обеспечивает коэффициент замещения около 50%, остальное - добровольные взносы граждан.
Стоит отметить, что Н.И. Куликов и Е.С. Вдовина на конкретных рас-четах доказывали тупиковый путь пенсионной реформы 2002 года . Позднее их предположения подтвердились. Единственное, что можно признать положительным, в 2013 году Государственной Думой был принят Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующая редакция от 04.11.2022 с изменениями и дополнениями от 22.04.2020), который вступил в силу 1 января 2015 года.
В России авторы пенсионной реформы предложили передать государственную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Они исходили из того принципа, что население РФ не приучено самостоятельно формировать взносы. Поэтому добровольно-принудительный механизм обеспечит продвижение пенсионной реформы.
На протяжении 2014 – 2015 гг. можно было слышать по радио и смотреть по телевидению о походах на предприятия представителей негосударственных пенсионных фондов, которые предлагали перевести накопительную часть трудовой пенсии из Пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд.
Авторы Пенсионной реформы считали, что прежняя пенсионная система не соответствует реалиям рыночной экономики и должна уйти в прошлое. Поэтому была реализована новая пенсионная реформа, связанная с переводом накопительной части трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды.
Данная пенсионная реформа провалилась. Доходность накопительной части трудовой пенсии в среднем составляла 6% при среднегодовом уровне инфляции 10% за последние десять лет (при среднегодовой доходности страховой части в 15%) .
В связи с переходом к принципам пенсионного обеспечения возникают новые проблемы для пенсионной системы Российской Федерации.
Основной задачей пенсионной реформы является достижение долго-срочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, направлен-ной на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года определены основные цели и за-дачи реформирования пенсионной системы.
Так, основными целями развития пенсионной системы являются:
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
Задачами пенсионной системы являются:
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
- повышение эффективности деятельности пенсионной системы РФ за счет выведения скрытых часть заработных плат из тени и увеличения поступления взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ;
- развитие трехуровневой пенсионной системы (трудовая, корпоратив-ная и частная пенсия);
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности.
На современном этапе к основным целям пенсионной реформы следует отнести:
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;
-реализацию прав и свобод человека, закрепленных в ч.2 ст. 39 Конституции РФ , а именно права на получение государственных пенсий и социальных пособий, установленных законом;
-рационализацию, а также оптимизацию условий предоставления и получения различных видов пенсий;
-реализацию прав и свобод человека, закрепленных в ч.1 ст. 39 Конституции РФ, а именно права на получение социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;
-приспособление системы пенсионного обеспечения РФ к рыночным отношениям;
- обеспечение транспарентности пенсионной системы, суть которой заключается в предоставлении отчетности каждому человеку.
Граждане должны видеть, сколько за них в течение определенного периода было начислено страховых взносов, на какую величину была проведена индексация и т.д.
Также одной из основных стратегических целей реформы является сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей .
Решение вышеуказанных задач и достижение поставленных целей предполагает изменение механизма формирования пенсионных прав. Действующий механизм формирования пенсионных прав не позволяет обеспечить пенсионные права соответствующими финансовыми ресурсами, что ведет к несбалансированности как бюджета Пенсионного фонда РФ, так и федерального бюджета.
1.3 Зарубежный опыт государственного пенсионного обеспечения
Подавляющее большинство экономически развитых государств в настоящее время позиционируют себя как социально ориентированные страны. Следствием этого является совокупность принимаемых на себя государствами социальных обязательств и в их числе – пенсионные системы как инфраструктурное обеспечение социальных обязательств в сфере пенсионного обеспечения. При этом какой- либо универсальной и общепринятой модели пенсионного обеспечения не сформировано. Как показывают результаты рейтинговой оценки мировых пенсионных систем, проводимой в соответствии с Глобальным индексом пенсионных систем Мерсера (MelbourneMercerGlobalPensionIndex (MMGPI)), лидирующие позиции в рейтинге (по состоянию на 2017 г. их занимают Дания, Нидерланды и Австралия) формируются в результате эксклюзивных условий функционирования пенсионной системы государства. Стоит принимать во внимание определенную субъективность в оценках национальных пенсионных систем. К примеру, в рамках иного подхода к их оценке (TheGlobalRetirementIndex (GRI)) в 2017 г.
лидируют пенсионные системы Норвегии, Швейцарии и Исландии (для сравнения – лидер по MMGPI 2017 года Дания занимает по оценке GRI 8 место в 2017 году)14.
На момент подготовки исследования в мировой практике сформирован ряд укрупненных моделей пенсионного обеспечения, объединяемых по совокупности родственных признаков, подходов к организации пенсионной системы. Так, можно выделить следующие модели пенсионного обеспечения:
- классическую (иначе называемую моделью Бисмарка), в рамках которой пенсионное обеспечение осуществляется посредством перераспределения пенсионных взносов работающих граждан в пользу получателей пенсий. Подобной модели организации пенсионной системы придерживаются Германия, Испания, Франция и ряд других стран;
- либерально-демократическую (иначе называемую моделью Бевериджа), в рамках которой обеспечивается перераспределение средств через пенсионную систему от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, а базовыми условиями функционирования пенсионной системы являются ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум, а также трехуровневый тип социальной защиты. Данная модель применяется в Великобритании, США, Японии и других странах;
- социально-ориентированную модель, сочетающую в себя признаки солидарной и накопительной пенсионной систем и применяющуюся в Швеции, Норвегии, Дании и других странах.
Приведем в таблице частные параметры пенсионных систем зарубежных государств и Российской Федерации.