Файл: Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения 1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ретроспективе можно наблюдать изменения в уровне участия населения в рабочей силе между субъектами при относительно стабильных общероссийских значениях. Эта ситуация иллюстрирует масштабы работы (необходимость проведения сбалансированной политики в сфере занятности среди различающихся своими рынками труда, социальной и демографической ситуацией регионов).
Роль федерального бюджета как источника покрытия дефицита бюджета ПФР в условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры также пересматривается. Примечательно, что динамика движения дефицита / профицита федерального бюджета РФ и бюджета ПФР во многом совпадают. В тенденциях изменения соотношения доходов и расходов бюджета ПФР можно наблюдать явно сформированную с 2013 г. тенденцию к росту дефицита средств бюджета ПФР. Частью механизма пенсионного обеспечения РФ выступает Фонд национального благосостояния РФ, средства которого также демонстрируют преимущественно негативную динамику изменения впоследние годы. Таким образом, можно наблюдать негативные тенденции в изменении двух основных источников формирования доходов ПФР: доходов населения и средств федерального бюджета.
Таким образом, состояние макроэкономической конъюнктуры формирования бюджета ПФР можно оценить как преимущественно неблагоприятное, а перспективы ее изменения скорее как негативные для механизма формирования бюджета ПФР. Предположительно, в перспективе 3-5 лет, темпы роста ВВП останутся низкими, нагрузка на экономически активное население будет возрастать, доходы населения как источник средств бюджета ПФР не будут расти с высокой интенсивностью, а инфляция будет снижать покупательскую способность пенсионных выплат и вынуждать к их индексации.
На состоянии доверия к системе НПФ со всех сторон (населения и регуляторов) негативно сказываются действия самих негосударственных пенсионных фондов. Распространёнными правонарушениями сотрудников негосударственных пенсионных фондов выступает перечисление пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) путём подлога заявлений застрахованных лиц, либо посредством введения в заблуждение этих лиц. Целью подобных действий является получение максимально возможного комиссионного вознаграждения за незаконный перевод пенсий граждан из государственного фонда в частный. Масштаб нарушений таков, что в 2013 г. для противодействия им в КоАП Российской Федерации были внесены соответствующие дополнения (пп. 10.1, 10.2 ст. 15.29 КоАП РФ)
Широкая совокупность проблем функционирования негосударственных пенсионных фондов на современном этапе формируется в плоскости доходов населения, их структуры, а именно – динамики, региональных диспропорций, структуры распределения с точки зрения направления остающихся после покрытия текущих расходов средств на пенсионные накопления. Представим направления влияния данных факторов следующим образом:
- наблюдаемая в ретроспективе 4-5 лет тенденция к падению реальных располагаемых доходов населения
- существенные диспропорции в уровне доходов населения закономерно определяют различия в доступе к НПФ. Видится очевидным, что при кратном разрыве в уровне доходов населения по субъектам федерации кратно различаются и возможности инвестировать НПФ;
- косвенно к числу проблем НПФ с точки зрения состояния доходов населения можно отнести и рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума во второй половине 2010-х гг. Фактически этот рост иллюстрирует состояние той части населения, которая объективно не может активно участвовать в формировании фондов НПФ. Темпы изменения среднедушевых доходов населения замедляются со второй половины 2000-х г. Одной из причин этого называется окончание трансформационной фазы переходной экономики, другой важной причиной является кризис 2008 г., третьей – ухудшение состояния экономики в 2014-2015 гг.
По данным Федеральной службы государственной статистики, падение реальных располагаемых доходов населения началось в 2014 г. и лишь в 2018 г. наметился некоторый рост. Немаловажную роль в этом росте сыграл пересмотр методики оценки реальных располагаемых доходов населения.
Рисунок 7. - Динамика реальных располагаемых доходов населения Российской Федерации, % к уровню предыдущего года33
Падение реальных располагаемых доходов населения наблюдается уже на протяжении более 4-х лет подряд (смена методики привела к относительному росту доходов, но и в 2019 году их прирост не превышает 1% против 4% роста в 2012-2013 гг.) и оказывает комплексное негативное влияние на состояние и перспективы развития НПФ. На фоне снижения доходов населения объективные возможности и субъективные оценки целесообразности инвестирования снижаются. Сравнивания динамику реальных располагаемых доходов населения (доходы населения за вычетом обязательных платежей - прежде всего налогов, и при этом пересчитанные с учетом инфляции) и среднедушевых доходов в кризисный и посткризисный период 2008 г. можно наблюдать разнонаправленную динамику. Среднедушевые доходы в текущих ценах снижаются в 2008-2010 гг., а реальные располагаемые доходы растут. Другими словами, несмотря на торможение роста среднедушевых доходов, покупательская их способность – росла. Впоследствии тенденции изменения среднедушевых и реальных располагаемых доходов совпадают и негативно характеризуют состояние доходов населения.
В региональном разрезе наблюдается высокий уровень диспропорций как в самом уровне доходов населения, так и в неравенстве доходов. Таким образом, на фоне общего роста доходов населения за период 2009-2019 гг. диспропорции в региональной структуре распределения доходов сохраняются, а для некоторых регионов – усиливаются. С позиции социально-экономического развития государства именно региональные диспропорции характеризуются наиболее широкой совокупностью угроз и рисков в долгосрочной перспективе – население из регионов с менее высоким уровнем доходов стремится в регионы с более высоким уровнем доходов, создавая предпосылки для дефицита квалифицированных кадров в регионах первой группы и избытка – для регионов второй группы. Связанное с оттоком экономически активного населения из регионов с низким уровнем доходов сжатие платежеспособного спроса негативно сказывается на факторах роста региональной экономики, негативно влияет на налоговый потенциал регионов и фактически создает предпосылки для консервации проблем. С точки зрения развития системы НПФ проиллюстрированные диспропорции отражают достаточно неблагоприятную ситуацию – население одних территорий имеет более высокие возможности к инвестированию средств в НПФ, а других территорий – менее высокие возможности.
В силу базовых параметров своих финансов, часть потенциальных участников НПФ фактически не имеет возможности принимать участия в функционировании НПФ. Прежде всего, речь идет о населении с доходами ниже уровня прожиточного минимума.
Рисунок 8. - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума34
Население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума представляет собой особый субъект оценки качества жизни, так как характеризует членов общества, не располагающих доходами, которые могли бы быть использованы на потребление определенного государством минимального набора услуг и товаров. Также таковое население характеризуется объективно более низким уровнем доступа к инфраструктурным и культурным объектам. Этот сегмент населения изначально предрасположен к более низким оценкам качества жизни, создает дополнительные требования к системе распределения доходов населения. В неблагоприятное для российской экономики первое рыночное десятилетие численность населения с доходами ниже прожиточного минимума находилась в интервале 30-49 млн. чел. Впоследствии, за десятилетие 2000-2010 гг., численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась более чем в 2 раза (до 17,7 млн. чел. в 2010 г.). Особо позитивной эта тенденция выглядит с учетом курса на рост самого прожиточного минимума.
Перспективы роста / спада предпринимательской активности характеризуют перспективы развития НПФ преимущественно отрицательно. Структурной проблемой корпоративного сектора как участника рынка инвестиций выступают негативные тенденции в демографии организаций.
Рисунок 9. - Коэффициенты открытия и ликвидации организаций (в расчете на 1 000 организаций)35
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2016-2019 гг. впервые за более чем 10 лет обозначается тенденция в демографии организаций, при которой ежегодно ликвидируется больше компаний, чем создается.С позиции инвестиционной активности корпораций указанная тенденция означает существенное ухудшение финансового состояния российских корпораций. С позиции участия в системе НПФ данная ситуация указывает на проблемы в состоянии финансов организаций, что неизбежно скажется на уровне отчислений в систему негосударственных пенсионных фондов, даже при отмене «моратория» на перевод отчислений в накопительную систему.
Рост ликвидации компаний сам по себе является угрожающим, так как фактически показывает общую тенденцию ухода с рынка компаний (в том числе, по причинам банкротства, неспособности отвечать по принятым на себя обязательствам). В сопоставлении с коэффициентом рождаемости организаций опережающий рост ликвидируемых компаний указывает на общую деградацию предпринимательской среды, сжатие предпринимательской активности. Видится логичным, что при подобных тенденциях косвенные меры стимулирования инвестиционной активности корпораций будут изначально малоэффективными.
3.2. Перспективы развития системы пенсионного страхования в РФ
Основные векторы модернизации пенсионной системы Российской Федерации определяются проанализированными особенностями ее функционирования, проблемами, с которыми сопряжена способность обеспечиватьгарантии приемлемого уровня доходов при выходе на пенсию. Как видится, ключевыми направлениями модернизации пенсионной системы Российской Федерации на обозримую перспективу станут:
- повышение устойчивости финансов государственных внебюджетных фондов, ответственных за функционирование пенсионной системы страны. Решение этой комплексной задачи потребует мобилизации источников капитала (вывод теневых доходов в легальную плоскость, оптимизацию расходов ПФР, борьбу с коррупцией);
- решение проблемы роста демографической нагрузки на экономически активное население и связанный с этим поиск инструментов расширения ресурсной базы государственных и негосударственных пенсионных фондов;
- повышение финансовой культуры управляющих НПФ, усиление контроля за их деятельностью со стороны государства. Конечной целью данных мер должно стать становление негосударственной пенсионной системы в качестве устойчивого и надежного инструмента, способного решать задачи в сфере долгосрочного накопления капитала, равно как и в сфере содействия мобилизации капитала в экономике страны. Проиллюстрированный в прошлом разделе рост пенсионных накоплений в ПФР, безусловно, показывает интерес населения к этой форме накопления пенсии.
Рисунок 10.– Сопоставление возраста выхода на пенсию мужчин в рамках пенсионной реформы и ожидаемой продолжительности жизни по демографическому прогнозу Росстат (средний вариант прогноза), лет36
Одним из направлений решения проблем в формировании бюджета ПФР традиционно рассматривается повышение пенсионного возраста. Суть этой меры состоит в поступательном повышении пенсионного возраста населения как гарантии на получение пенсии, что приведет к снижению нагрузки на бюджет ПФР, к росту поступлений в бюджет ПФР от дополнительной части экономически активного населения (которая ранее была бы отнесена к пенсионерам37. По вполне очевидным причинам данная мера не находит поддержки у населения. Аргументы приведения пенсионного возраста к пенсионному возрасту развитых в экономическом плане государств не выдерживают критики с точки зрения несопоставимости средней ожидаемой продолжительности жизни в РФ и этих странах.
Наблюдаемое в рамках проводимой реформы решение одной задачи за счет другой (а именно – повышение финансовой устойчивости бюджета ПФР за счет повышения пенсионного возраста и, значит, снижения числа получателей пенсии) негативно сказывается на качестве жизни населения и не может быть рассмотрено как проявление социально ориентированной политики. С позиции решения оперативных задач подобные меры видятся логичными, но снижение доверия к Правительству РФ со стороны участников пенсионной системы может быть несопоставимым с достигнутым оперативным результатом.
Более гибкими способами решения проблем формирования бюджета ПФР считаются возможности увеличения минимального страхового взноса и стимулирование откладывания выхода на пенсию по собственному желанию. Этой цели можно достичь через увеличение размера пенсий тем, кто выходит на пенсию позже пенсионного возраста, установленного законодательно.