Файл: Задание Какие изменения в личностной сфере ребёнка происходят в связи с поступлением в школу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 1. Какие изменения в личностной сфере ребёнка происходят в связи с поступлением в школу?

Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Здесь впервые появляются деловые отношения с взрослыми. К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой в известном смысле личность. В школе в новых условиях жизни развиваются приобретённые ранее в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками рефлексивные способности (рефлексия на других). В то же время учебная деятельность требует от ребёнка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также с контролем над мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Выделяют внутренние и внешние мотивы учебной деятельности. Внутренние мотивы: познавательные (стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний), социальные мотивы (стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу). Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т. е. главное - не получение знаний, а какая-то награда. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка. В благоприятных условиях развивается чувство собственного достоинства у ребёнка. «Я хороший» - внутренняя позиция ребёнка по отношению к самому себе. Развитие нравственных чувств ребёнка происходит в результате «переселения внутрь» нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у ребёнка под влиянием оценки со стороны взрослого. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя (способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам) начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребёнка появляется ответственность как черта личности.


Особенность здоровой психики ребёнка - познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Чем активнее в умственном отношении ребёнок, тем больше он задаёт вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Образное мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. В школьном возрасте формируется новый тип мышления - теоретическое (В. В. Давыдов). Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Генезис определения понятий. Ребёнка спрашивают, что такое плод. Для маленьких детей это то, что едят и что растёт. Для школьника - часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по-дошкольному, ребёнок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, т.е. от типа обучения.

К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу. У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка: звуковую, грамматическую. Интенсивно развивается контекстная и объяснительная речь школьника, формируется эмоциональная культура речи. Особое значение для развития речи ребёнка имеет овладение письменной речью. Усвоение письменной речи качественно изменяет и устную речь ребёнка. Оно влияет и на все психическое развитие школьника. Развитие письма - это процесс установления навыков, связанных с чтением и письмом, т. е. установление ассоциации между буквой и звуком в письме и чтении, - в этом и есть процесс развития. Таким образом, процесс овладения письменной речью постоянно связан с новообразованиями младшего школьника - произвольностью психических процессов, умением работать с символами и знаками, усвоением понятий, возникновением внутренней речи и внутреннего плана действий.



В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки). Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщённый характер. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Происходит развитие новой формы обобщения, основанного на существенных признаках предметов и явлений - теоретического мышления. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е., по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребёнок думает, что он все может делать как взрослый.

Особенностью детей младшего школьного возраста, является их безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Эти внешние влияния авторитетного взрослого на ребёнка очень существенны вплоть до подросткового возраста. Система «ребёнок-учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и к детям. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо и с детьми тоже хорошо. Учитель становится авторитетом. Меняются отношения в семье: ужесточение требований, связанных с учёбой (домашнее задание, режим дня) возлагает на ребёнка ответственность за самого себя. Воздержание от ситуативных импульсивных желаний и самоорганизация создают у ребёнка чувство одиночества. Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности
, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если раньше основным видом деятельности ребёнка была игра, то теперь познавательная деятельность, в процессе которой ребёнок получает и перерабатывает огромные объёмы информации. Происходят изменения в психической сфере ребёнка.

Задание 2. Как влияют различные виды детской деятельности на психическое развитие ребёнка. Дайте определение следующих понятий: сюжетно-ролевая игра, соподчинение мотивов, образное мышление, психологическая готовность к школе.

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный период в соответствии с закономерностями психического развития является подготовкой к обучению.

Успешное обучение ребёнка в школе невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. Ранний возраст ребёнка (от года до трёх лет) является сенситивным для интенсивного развития всех познавательных процессов. В это время активно обогащается восприятие, совершенствуются память, внимание, формируется мышление, развивается двигательная сфера. В раннем возрасте начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развёрнутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие ребёнка. Это предметная деятельность, игра и продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Предметная деятельность играет ведущую роль в развитии детей раннего возраста. В связи с её бурным развитием в этом возрасте у детей возникают предпосылки к овладению рисованием, которое в дошкольном возрасте превращается в особый вид деятельности - изобразительную деятельность.

Изобразительная деятельность является первым продуктивным видом деятельности ребёнка и помогает ребёнку передать свои впечатления об окружающем его мире на бумаге, в глине или других материалах.

Малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать каракули, и постепенно они осознают то, что рисунок может изображать те или иные предметы, т. е. происходит усвоение изобразительной функции рисования.

Рисование напрямую связано с важнейшими психическими функциями - восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Занятие рисованием способствует развитию каждой из этих функций и одновременно согласовывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить новые бурно усваиваемые знания.


В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребёнка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами. Уже в младенческом возрасте (с 6 месяцев) можно предложить рисование пальчиковыми красками. Вместо готовых пальчиковых красок можно использовать крахмал, закрашиваемый пищевыми красителями. Наносить такую краску можно как руками, так и ватными палочками, лопаточкой, вилкой и любыми другими подручными материалами. Кроме рисования, дети также очень любят заниматься с пластичными материалами. Детям до года и второго года жизни в первую очередь можно предложить солёное тесто, которое также можно закрашивать пищевыми красителями.

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня - восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребёнка). Восприятие ребёнка раннего возраста носит непроизвольный характер. Ребёнок пока ещё не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности малыш замечает то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Однако, воспринимая целое, ребёнок плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами. Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Развитие восприятия в раннем возрасте определяется тремя параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. И именно в процессе изобразительной деятельности развиваются и совершенствуются эти параметры.

Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребёнка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметно развивающей среды и стимулирующего взаимодействия. Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность малыша: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко» и т. д.). Такое внимание взрослого будет побуждать ребёнка к совместному творчеству.