Файл: Задание Какие изменения в личностной сфере ребёнка происходят в связи с поступлением в школу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается новый вид восприятия - восприятие пространства. Ребёнок переходит к более сложным изображениям, которые состоят из нескольких деталей: домик, солнышко, лесенка и т. д. Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребёнку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой.
Для того чтобы легче усваивалось пространственное соотнесение деталей предмета, важно дать ребёнку возможность обследовать предмет с помощью наглядно-действенных способов исследования. Занятия по лепке способствуют развитию пространственного восприятия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определённой относительности друг к другу. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия.
Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, солёное тесто, глина, пластилин и т. д. В создании некоторых из этих материалов должен поучаствовать и сам малыш.
Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребёнка. На протяжении дошкольного возраста мышление ребёнка существенно меняется: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Это развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. В раннем возрасте (примерно к двум с половиной годам) мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Наглядно - действенное мышление формируется к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 2,5-3 года и становится ведущим к 6-6,5 годам.
Таким образом, ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребёнку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определённые свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития.
Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребёнка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребёнка.
При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные,
двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую).
Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти.
В конце второго - начале третьего года жизни начинает развиваться воображение ребёнка. Такие виды деятельности, как конструирование, лепка и рисование, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.
Уже в дошкольном возрасте в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в работе, умении довести её до конца.
Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребёнка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребёнка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определённое положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движение руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача – использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение рисованию создаёт необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых ребёнок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребёнок черпает в окружающей его реальности.
Соподчинение мотивов – это определённое соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие. Именно ведущий мотив определяет всё поведение ребёнка.
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.
Образное мышление - это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.
Задание 3. Составьте иллюстративную схему «Подросткового возраста» на одной странице.
Психофизиологическое развитие:
-неустойчивость эмоциональной сферы,
-особенности высшей нервной деятельности,
-высокий уровень ситуативной тревожности
Социальное и поведенческое развитие:
-формирование поло-ролевой, гражданской, социальной идентификации,
-формирование устойчивых форм поведения
Характер:
-оформляются устойчивые свойства характера,
-обостряются все виды акцентуаций характера и психопатии, проявляются аддикция и дезадаптация
Эмоциональное развитие:
-складываются способы эмоционального реагирования,
-выражены драматические переживания по поводу романтических чувств, детско - родительских отношений,
-формирование самооценки, само притязания и прежде всего «Я – физического» образа.
Задание 4. Каковы основные задачи развития в ранней юности?
Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Наиболее изученной в психологии является ранняя юность — старший школьный возраст. Однако её нельзя отрывать от второго этапа юности, поскольку важные социальные задачи взросления, определяемые социальной ситуацией развития, распространяются на весь возраст в целом. Эти задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека.
Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решение задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам неизбежного развития и взросления зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
Юность — напряжённый период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. В молодости человек наиболее способен к творчеству, максимально работоспособен, поэтому прогресс в разных областях научного звания во многом связан с деятельностью молодёжи. Молодёжь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных и современных областях науки и техники: в труде интеллектуальном и физическом. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают своё дальнейшие развитие и творческое совершенствование.
Обучаясь в 10 классе, пребывая в данном школьном коллективе в течение всего периода обучения, могу констатировать, что творческие способности моих одноклассников в разных областях науки, искусства и культуры реализовываются на высоком уровне: у нас есть победители международных конкурсов танцев, рисунков, сочинений; мы постоянно участвуем в научно-практических конференциях и в создании проектов, мы активны социально – организовываем и проводим мероприятии различного уровня, физически – занимаемся спортом, участвуем в спортивных состязаниях, трудимся на благо школы, города.