Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 566
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, госорганов субъектов Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной гражданской государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственной должности Российской Федерации.
Правовое регулирование, организация и функционирование федеральной гражданской государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской государственной службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация и функционирование - в ведении субъекта РФ.
Выделим задачи государственной службы:
обеспечение конституционного строя;
исполнение функций государственного (публичного) управления;
обеспечение стабильности в политической и социально-экономической сферах жизни общества;
подготовка и выполнение политических решений;
обеспечение общественного благосостояния, защита прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение принципа верности государственных служащих государству;
применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения, т.е. осуществление правоохранительной функции с целью обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
осуществление деятельности “позитивного” характера, которая не требует применения мер государственного принуждения, например, управление в органах публичной власти и др.
осуществление управления в социально-экономической и культурной сферах жизни общества: финансовая и структурная поддержка отраслей экономики и структурных подразделений, создание и финансирование учреждений культуры;
реализация созданного в стране механизма налогообложения.
Функции государственной службы - это основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, которые способствуют достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Основные функции государственной службы:
информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, которая необходима для осуществления государственной деятельности;
прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
планирование: разработка целей, задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;
организация: формирование системы государственной службы, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи;
распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности;
руководство - установление правил, нормативов, направлений должности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов;
координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;
контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;
регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;
учет и фиксация информации - фиксирование в количественное выражение всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственной службы.
При этом одной из важнейших функций государственной службы является политическая функция. Государственная служба призвана обеспечивать стабильное государственное управление и уравновешивать действия различных политических сил.
Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аппарат Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Федеральные государственные органы, подведомственные Президенту и Правительству РФ, а также иные должности в соответствии с законодательством РФ.
Принципы государственной службы, установленные Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”:
верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностью и профессиональной подготовкой;
обязанности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
единства основных требований государственной службы;
профессионализма и компетентности государственной службы;
гласности в осуществлении государственной службы;
ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Государственная служба тесно связана с главным политическим институтом - государством, а государственная (в том числе политическая) власть во многом осуществляется через государственную службу, которая реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью организационных, правовых и идеологических механизмов.
К основным элементам механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных служащих. Развитие нормативно-правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, обеспечить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду.
Создание нормативной правовой основы государственной службы - одно из основных направлений становления и совершенствования государственной службы РФ. Законодательство о государственной гражданской службе составляют нормативные правовые акты, регулирующие организацию гражданской службы РФ и правовое положение гражданских служащих.
Нормативное правовое регулирование государственной службы РФ осуществляется:
Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет исходные для госслужбы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе;
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь
государственной и муниципальной службы;
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ;
другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы (в настоящее время проводится работа по созданию таких законов);
указами Президента Российской Федерации, в целях совершенствования нормативной правовой базы по вопросам реформирования государственной службы принято большое число проектов указов Президента РФ, направленных, в первую очередь, на реализацию Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
постановлениями Правительства Российской Федерации.
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Наряду с нормативными актами высших федеральных органов государственной власти в сфере государственной службы действуют ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие общие вопросы государственной гражданской службы в пределах их компетенции;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами государственных органов (должностные регламенты и др.).
Новое законодательство о гражданской службе устанавливает приоритет законодательства о гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному (административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о госслужбе. Отныне гражданские служащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Для тех из них, кто, поступая ранее на госслужбу, ставил подпись под трудовым договором, последний переоформляется в служебный контракт. Отметим, что проблема определения пределов регулирования служебно-государственных отношений законодательством о госслужбе и законодательством о труде является принципиально важной и пока еще окончательно не решенной.
Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной гражданской государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственной должности Российской Федерации.
Правовое регулирование, организация и функционирование федеральной гражданской государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской государственной службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация и функционирование - в ведении субъекта РФ.
Выделим задачи государственной службы:
обеспечение конституционного строя;
исполнение функций государственного (публичного) управления;
обеспечение стабильности в политической и социально-экономической сферах жизни общества;
подготовка и выполнение политических решений;
обеспечение общественного благосостояния, защита прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение принципа верности государственных служащих государству;
применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения, т.е. осуществление правоохранительной функции с целью обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
осуществление деятельности “позитивного” характера, которая не требует применения мер государственного принуждения, например, управление в органах публичной власти и др.
осуществление управления в социально-экономической и культурной сферах жизни общества: финансовая и структурная поддержка отраслей экономики и структурных подразделений, создание и финансирование учреждений культуры;
реализация созданного в стране механизма налогообложения.
Функции государственной службы - это основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, которые способствуют достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Основные функции государственной службы:
информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, которая необходима для осуществления государственной деятельности;
прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;
планирование: разработка целей, задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;
организация: формирование системы государственной службы, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи;
распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности;
руководство - установление правил, нормативов, направлений должности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов;
координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;
контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;
регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;
учет и фиксация информации - фиксирование в количественное выражение всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственной службы.
При этом одной из важнейших функций государственной службы является политическая функция. Государственная служба призвана обеспечивать стабильное государственное управление и уравновешивать действия различных политических сил.
Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аппарат Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Федеральные государственные органы, подведомственные Президенту и Правительству РФ, а также иные должности в соответствии с законодательством РФ.
Принципы государственной службы, установленные Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”:
верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностью и профессиональной подготовкой;
обязанности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
единства основных требований государственной службы;
профессионализма и компетентности государственной службы;
гласности в осуществлении государственной службы;
ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
1.2 Нормативно-правовая основа государственной службы
Государственная служба тесно связана с главным политическим институтом - государством, а государственная (в том числе политическая) власть во многом осуществляется через государственную службу, которая реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью организационных, правовых и идеологических механизмов.
К основным элементам механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных служащих. Развитие нормативно-правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, обеспечить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду.
Создание нормативной правовой основы государственной службы - одно из основных направлений становления и совершенствования государственной службы РФ. Законодательство о государственной гражданской службе составляют нормативные правовые акты, регулирующие организацию гражданской службы РФ и правовое положение гражданских служащих.
Нормативное правовое регулирование государственной службы РФ осуществляется:
Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет исходные для госслужбы основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе;
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, уровни и виды государственной службы, основные принципы ее построения и функционирования, в том числе взаимосвязь
государственной и муниципальной службы;
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ;
другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы (в настоящее время проводится работа по созданию таких законов);
указами Президента Российской Федерации, в целях совершенствования нормативной правовой базы по вопросам реформирования государственной службы принято большое число проектов указов Президента РФ, направленных, в первую очередь, на реализацию Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
постановлениями Правительства Российской Федерации.
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Наряду с нормативными актами высших федеральных органов государственной власти в сфере государственной службы действуют ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие общие вопросы государственной гражданской службы в пределах их компетенции;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами государственных органов (должностные регламенты и др.).
Новое законодательство о гражданской службе устанавливает приоритет законодательства о гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному (административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право. Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде применяются к государственно-служебным отношениям лишь в случаях, не урегулированных законодательством о госслужбе. Отныне гражданские служащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Для тех из них, кто, поступая ранее на госслужбу, ставил подпись под трудовым договором, последний переоформляется в служебный контракт. Отметим, что проблема определения пределов регулирования служебно-государственных отношений законодательством о госслужбе и законодательством о труде является принципиально важной и пока еще окончательно не решенной.