Файл: Уровни и виды государственной службы..rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прохождение гражданской службы связано с рядом ограничений для госслужащих, а всякое ограничение прав личности допускается лишь по федеральному закону, о чем гласит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ограничения для госслужащих изложены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Правовая основа института государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации всесторонне развивается и ежегодно пополняется новыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. В настоящее время процесс нормотворчества в сфере государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации не завершен, что обусловлено отсутствием некоторых федеральных нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы.

В правовом обеспечении современной государственной службы России имеются значительные пробелы. По-прежнему сохраняются отношения трудового найма между служащим и государственным органом. Требования к государственной службе как комплексному правовому институту находят отражения в целях, функциях, принципах, структуре государственной службы. Основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата.

Становление государственной службы как правового института может завершиться тогда, когда будет в полной мере разработано специальное законодательство. Пока же законы принимаются в большинстве случаев по отдельным видам государственных органов (о судах, о прокуратуре, полиции и т. д.), в них предусматриваются статусы государственных служащих.

Подводя итог, отметим, что основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата. Имеется в виду правовое регулирование не только внешних отношений со всеми институтами гражданского общества и государственными структурами, но и внутри аппаратных отношений. Государственная служба осуществляется в аппаратах
органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Понятием государственного органа в настоящее время государственная служба законодательно отграничивается от других видов деятельности в системе организации и функционирования государственной администрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятий и объединений. Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти.


2. Статус и правовое положение государственного служащего


.1 Понятие и признаки государственного служащего


государственный служащий ограничение право

Государственный служащий - гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Понятие государственного служащего можно определить характерными признаками.

Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается служебный контракт, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим:
устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, то есть положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы. Государственная служба должна осуществляться профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Государственный служащий - это лицо, занимающее должность за вознаграждение и осуществляющее различные должностные функции: управленческие (руководитель органа), правоохранительные, социально-культурные, обслуживающие и т.п. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

Для государственной должности характерен установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Лицу, занимающему государственную должность, определяется денежное содержание, а также на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей в соответствии с Законом РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации”.

Деятельность государственных служащих проявляется различным образом. В частности, государственные служащие:

1) Реализуют полномочия распорядительного и регулирующего характера во всех сферах государственного строительства, следовательно, государственная служба - это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную должность в государственных органах и их структурных подразделениях;

2) Реализуют юрисдикционные действия, т.е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам;


3) Осуществляют юридические властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и др.);

4) Осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан;

5) Совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и др.).

Учитывая то, что деятельность государственных служащих образует, изменяет и прекращает правоотношения, можно сделать вывод, что она имеет важные правовые последствия.

В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.

В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).

В зависимости от групп должностей различают: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.

В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.

Элементы административно-правового статуса государственного служащего: права; обязанности; ограничения, связанные с государственной службой.

Основные факторы, которые отрицательно влияют на деятельность государственных служащих следующие:

политическая и организационная нестабильность в органах государственной власти и местного самоуправления;

отсутствие нормативно-правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих;

неопределенность правового статуса муниципальных служащих;

отсутствие единой кадровой политики, как на уровне регионов, так и на уровне органов местного самоуправления;

низкий профессионализм значительной части государственных и муниципальных служащих,