ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2131
Скачиваний: 70
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология безопасности
Группа 21П117В
Студент
Е.А. Вандрайх
МОСКВА 2022
Задание 1
Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др). На основе классификации всех психических процессов составить и обосновать перечень наиболее значимых для психологической безопасности познавательных и эмоционально-волевых процессов.
Название и определение | Виды, классификации | Роль в жизни человека (функции) |
Ощущение – это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности. Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. | Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Кожные ощущения – тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). Двигательные (или кинестетические) ощущения – это ощущения движения и положения частей тела. Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Осязательные ощущения – это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. | Сигнальная — сообщает человеку об особенностях окружающей действительности. Отражательная — создание собственного образа для ориентации во внешнем мире. Регулятивная — помогает адаптироваться во внешнем мире, подстраиваться к существующим условиям. |
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности. | Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие пространства - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речи является внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. | Функции: Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспринимается им предельно четко, но статична, как фотография. Синтеза. Динамическое восприятие окружающего мира. Восприятие движения, эволюции. Память прошедших и предугадывание последующих событий. То есть, восприятие в форме предугадывания того, каким, наиболее вероятным образом, будет развиваться окружающая реальность. 1. Отражается сложный образ предмета. 2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. 4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия. |
Представление - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий ) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. | По модальности (ведущий анализатор) Зрительные (образ человека, места, пейзажа) Слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии) Обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного) Вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.) Тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета) Часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов По степени обобщенности Общие (представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий) Единичные (представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание) Схематизированные (представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы) По происхождению На основе мышления (отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами) На основе восприятия (на основе первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека) На основе воображения (составляет основу творчества – как художественного, так и научного) На основе ощущений По степени волевых усилий Произвольные (возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.) Непроизвольные (возникают спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы) | Функции представлений: Сигнальная – отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействующего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении. Ранее воздействовавшем на органы чувств. Настроечная – ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды. |
Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов. Внимание – это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. | Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека. Послепроизвольное внимание - возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. | Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты звуки и др.). Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности. |
Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Память - это психологический процесс запечатления и сохранения, воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал. | Двигательная память — лежит в основе запоминания и воспроизведения движений (езда на велосипеде, плавание, игра в баскетбол, игра в теннис и др.). Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые когда-то пережил человек (память страха, обиды, стыда…). Образная память – память на образы, представления, звуки, запахи, вкусы. Многие исследователи разделяют образную память на: — зрительную (образ родного человека, родной дом), — слуховую (любимая песня, голос матери), — осязательную (мягкость шерсти любимого животного, поцелуй любимого), — обонятельную (запах любимых духов, аромат любимых цветов), — вкусовую (вкус любимого напитка, вкус любимых конфет, кислота лимона). Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. Она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел. Мгновенная (сенсорная) память – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств, в течение нескольких секунд без ее переработки. Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 секунд). Оперативная память – это запоминание определенной информации на время, необходимое для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Непроизвольная память – это запоминание информации без намерения запомнить. Человек чаще всего запоминает то, что делает (а не то, о чем думает), также хорошо запоминается то, связано с кругом знаний и интересов человека. | Запоминание -мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Воспроизведение -мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Забывание - мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. |
Мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики. | Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций. Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы. (образная логика играет ведущую роль) Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами. Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Пралогическое мышление - понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов. Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно. Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания. | Понимание. Оно представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта. Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказываются недостаточными для достижения целей. Таким образом, в деятельности возникает затруднение, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способами. Целеобразование представляет собой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека. «Формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий и составляет, таким образом, сущность процесса целеобразования, которое может быть непроизвольным и произвольным, выступать как процесс, действие или деятельность». Рефлексия — это деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание. |
Речь – это феномен субъективный, психологический, развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального) , использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах. | Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека. Внешняя речь может быть письменной и устной. Письменная и устная речь тоже тесным образом связаны между собой, но выполняют разные функции. Устная речь по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, а письменная речь – как деловая, научная, предназначенная не для присутствующего рядом собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т. Д.). Диалогическая (или разговорная) речь происходит между 2-мя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Письменная речь реализуется в форме, доступной для зрительного восприятия. Она может быть адресована конкретному человеку или всем людям. Чтобы содержание письменной речи было правильно воспринято, необходимо уметь в развернутой форме описывать его. Внутренняя речь является особым видом речевой деятельности. Она социальна по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь — это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Внутренняя речь может быть внутренней беседой. Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Она проявляется и у взрослых, и у детей. | Воздействия. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определённым действиям или отказ от них. Сообщения. Состоит в обмене информацией(мыслями) между людьми посредством слов, фраз. Выражения. Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, её эмоциональность значительно расширяет возможности общения. Обозначения. Состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия |
Воображение – это познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. | Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п. Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Сновидения Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт. Реалистическое воображение Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. | Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений. Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы. Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место. Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей. Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать. Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений. |
К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).
Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.
Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.
Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и рои особых обстоятельствах.
Настроение - более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях
Задание 2.
Подберите диагностический материал для изучения акцентуаций характера.
Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы. У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.
Комплект методик для диагностики акцентуаций характера
Авторы:
Тест акцентуации характера - Г. Шмишек, Х Леонгард
Патохарактерологический опросник для подростков - А.Е.
Назначение:
Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека.
Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Он остоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью опросника определяются следующие 10 типов акцентуации личности:
1. Демонстративный тип.
2. Педантичный тип.
3. «Застревающий» тип.
4. Возбудимый тип.
5. Гипертимический тип.
6. Дистимический тип.
7. Тревожно-боязливый.
8. Циклотимический тип.
9. Аффективно-экзальтированный.
10. Эмотивный тип.
Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет).
Результаты оценивают по двум оценочным шкалам: объективной и субъективной. С помощью объективной шкалы ПДО могут быть диагностированы типы акцентуаций характера и психопатий. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить).
Комплект методик для диагностики агрессивности и конфликтности
Авторы:
ХТ - тест руки ("Hand test") - Б. Брайклин, З. Пиотровски и Э. Вагнер;
ТА - тест агрессивности Басса-Дарки - А. Басс и А. Дарки;
ОПКС - опросник поведения в конфликтной ситуации К. Томаса - К. Томас.
Назначение:
ХТ - тест руки ("Hand test") исследование агрессивности.
Тест Руки (Hand Test) – проективная методика, предназначенная для предсказания открытого агрессивного поведения. Опубликована Б. Брайклином, З. Пиотровски и Э. Вагнером в 1961 г. Проективный тест руки содержит 9 изображений кистей рук и одну пустую таблицу. Исходя из результатов делаются выводы о готовности обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, а также о тенденции к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, при которых вероятность агрессивного поведения незначите
ТА - тест агрессивности Басса-Дарки.
Опросник Басса-Дарки (Buss—Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. И предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.
Задание 3
Дайте классификацию эмоционально-волевым процессам. Приведите примеры влияния эмоций на поведение людей. Виды положительных эмоций и их краткая характеристика
-
Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний. -
Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. -
Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие.
Виды отрицательных эмоций и их краткая характеристика
-
Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса. -
Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. -
Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию. -
Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека. -
Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания. -
Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам.
К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
1. Аффект - интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки (сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость).
2. Чувства - длительные, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
3. Настроение - самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение.
Характеристики настроений: отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства; зависит от общего состояния здоровья; различается по продолжительности;
Имеют огромное значение для эффективности деятельности; тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний.
4. Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.
Классификации эмоций
I. По влиянию на деятельность человека:
1. Стенические - стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.
2. Астенические - переживания ведут к скованности, пассивности.
II. «Фундаментальные» эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
Амбивалентность эмоций.
Амбивалентность (двойственность) эмоций - несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения.
Высшие чувства.
Высшие человеческие чувства:1. Нравственными (моральные) 2. Интеллектуальные 3. Эстетические.
Основные характеристики настроений. Физиологические основы и психологические теории эмоций.
Психологические теории эмоций
Эмоции Гамлета называют драматичными. Он постоянно играет, мир видит в трагических красках, постоянно ждёт неприятностей. Мир для него слишком динамичный. Его главная тема - судьба. У него много личных проблем и стремления облагодетельствовать человечество. Гамлет серьёзный и сосредоточенный на своих проблемах человек, который постоянно сомневается, колеблется. В то же время он сильно неуравновешенный, легковозбудимый, раздражительный, безынициативный, свои чувства ставит выше разума. Ему нужно владеть информацией полностью, подстраховываться, только тогда он способен рисковать, смело принимать решения. Гамлет стратег, который не будет тратить своё время и силы зря. К любой работе относится серьезно, с ответственностью и стремится довести ее до конца. Ему важно добиваться победы, во что бы то ни стало. Ему легче потерпеть поражение, чем пойти на компромисс. В экстремальных ситуациях от его неуверенности не остаётся и следа. Никогда не сделает зла и сам не терпит зла в других. У него свои понятия об этике, независимо от традиций и авторитетов. Внимательный к людям, но навязчивый, бестактен, требователен, сочувствует им, старается помочь в тяжелую минуту. Окружающим с ним нелегко, так как в нём нет легкости восприятия жизни. Хороший семьянин, чувства к партнеру выражает не заботой о нем, а предупреждениями об опасностях, которые могут на него свалиться. Он не очень чувствует будущее. Любит давать поручения как руководитель, но боится, что его поступки неэстетичные. Имеет высокомерную манеру держаться. Для него мир человеческих переживаний, чувств и эмоций - это сфера его интересов, мастерская, в которой он исследует. Гамлет видит свое предназначение в исследовании души человека, хочет найти источник её боли, страданий, переживаний, поступков. Он конструктивист, которому сложно сонастроиться с мыслями, чувствами, эмоциями, поскольку он сам является их транслятором. Он рационал с ограниченным ассортиментом реакций, который склонен сопереживать сильнее самого собеседника, и этим доводит себя самого до нервного срыва.