ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1991

Скачиваний: 65

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для развития доверия в группе американские психологи предлагают игру «разговор на непонятном языке». Произнося ничего не значащие сочетания слогов, партнеры стараются интонацией выразить различные эмоциональные реакции и учатся понимать эмоциональный подтекст общения. Повышая психологическую культуру личности и развивая эмоциональное восприятие, игровое оформление общения одновременно ускоряет переход отношений в неформальные и облегчает контакты. Для улучшения взаимоотношений и психологического климата группы как способа снятия психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению, широко используется метод ролевых игр. Одним из вариантов является психодрама. Разыгрываются сцены, в которых один играет роль подчиненного, другой - своего начальника, и наоборот. Из двух конфликтующих партнеров каждый выступает сначала в образе себя, а затем в роли своего противника, высказывая от лица партнера его скрытые чувства и таким образом «вживаясь» в образ своего «врага», чтобы лучше понять, что должно способствовать разрешению конфликта. Остальные присутствующие при ролевой игре являются «зрителями». Задача зрителей: активно обсуждая действия участников или даже разыгрывая сцену, помочь разрешить конфликт или проблему.

Ролевые игры неразрывно связаны с дискуссией. Дискуссии, вербальные контакты, обсуждения - наиболее оптимальные способы по выявлению проблем.При их организации руководствуются следующими принципами [27, с. 305]: обсуждение проводится в демократической атмосфере, с обязательной обратной связью, когда выслушивается каждый и опрашиваются все присутствующие, при условии позитивного восприятия каждого мнения ведущим собрание и всеми участниками; поступающие предложения и мнения делают доступными всеобщему обозрению, вывешивая их на стенах на листах бумаги; Обсуждения проходят по схеме: а) дискуссия двоих в присутствии консультанта (используется, например, для разрешения конфликтов); б) обсуждение в малой группе. Высказывания ограничиваются по теме и времени. Наибольшую популярность в настоящее время получили следующие виды дискуссий. Аквариум. Присутствующие делятся на участников и наблюдателей. Участники образуют внутренний круг, наблюдатели - внешний. Участники ведут дискуссию, через каждые 20 минут прекращая свое обсуждение. В паузе (5мин.) Наблюдатели оценивают эффективность помощи участников друг другу и высказывают собственные предложения. Таким образом, устраивают дискуссию для достижения решения какой-то проблемы, обмениваются информацией, если нужно довести ее до широкого круга лиц. Таким образом, рекомендации по регулированию психологического климата способствуют сплочению коллектива, повышению социально-психологического настроя к выполняемой совместной деятельности.

Задание 11

Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям.

  • Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет. Выраженным признаком риска суицидального поведения является выбор группы +7+4 – «Старается избавиться от проблем, трудностей и напряжения с помощью непоследовательных и неожиданных действий. Отчаянно ищет пути избавления, способен на опрометчивые поступки вплоть до самоубийства».

  • Ст выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5-11 классов.

  • Методика ПСН  В.Войцех, А.Кучер, В. Костюкевич   (детский вариант) ( Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер)

  • Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.

  • Методика «Сигнал». Иматон. Предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет.

  • Методика диагностики суицидального поведения Горской М.В. Предназначена для подростков 16-17 лет.

  • Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14-16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.

  • Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Предназначен для детей подросткового возраста.

  • Для определения стратегий психологической помощи в рамках комплексного сопровождения учащихся кроме вышеперечисленных методик также могут использоваться:

  • Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Детский вариант методики предназначен для детей 4–14 (7-14) лет. Позволяет выявлять уровень социальной адаптации; причины неадекватного поведения учащихся по отношению к сверстникам и преподавателям (конфликтность, агрессивность, изоляция); эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях.

  • Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).

  • Диагностическая анкета определения критических ситуаций подростков

  • Шкала социально-психологической адаптации (СПА)

  • Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда

  • Проективный вектор суицида. А.Н. Моховиков

  • Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королёва

  • Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой

  • Методика «Тревога и депрессия»

  • Методика определения уровня депрессии В.А.Жмуров

  • Тест школьной тревожности Филипса

  • Методика «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально- ситуативной тревоги» Кондаша (1973).

  • Характерологический опросникК. Леонгарда

  • Диагностическая анкета определения критических ситуаций подростков

  • Шкала социально-психологической адаптации.

  • Методика «Дерево с человечками» Д. Лампенов

  • Шкала суицидальных мыслей А.Бека

  • Шкала выраженности суицидальной активности А.Г.Амбрумовой

  • Метод Роршаха в рамках Интегративной системы Д.Экснера




Диагностика суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста). Методика предназначена для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей подростка.

Методика «Сигнал». Иматон. Предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет.

Методика диагностики суицидального поведения Горской М.В. Предназначена для подростков 16-17 лет.

Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н.Волкова). Позволяет прогнозировать степень суицального риска подростков.

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой). Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнайдер). Позволяет определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева). Целью данного опросника является определение суицидальных наклонностей субъекта.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела М.Фергюсона. Способствует выявлению уровня ощущения одиночества личности. . Опросник С.Г. Корчагина «Одиночество».

КВАДРАТ ДЕКАРТА. Техника принятия решений.

 Цель: анализ вариантов разрешений кризисной ситуации, выбор оптимального варианта.

Это простая техника принятия решений. Суть заключается в том, что нужно рассмотреть ситуацию, ответив на 4 вопроса:

1. Что будет, если это произойдет?  Что я получу, плюсы и минусы от этого.
2. Что будет, если это не произойдет? Все останется так, как было, плюсы и минусы от неполучения желаемого.
3. Чего НЕ будет, если это произойдет? Минусы и плюсы от получения желаемого.

4. Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет? Минусы от неполучения желаемого. С этим вопросом будьте внимательны, потому что мозг захочет проигнорировать двойное отрицание. И ответы могут быть похожи на ответы первого вопроса. Не допускайте этого.

ПОЧЕМУ эта техника работает?  «Квадрат Декарта» помогает прояснить последствия каждого решения.  Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью же «квадрата Декарта» мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон.

 В случае суицидального поведения подростка вопросы ориентировать на то, что произойдет или не произойдет, если подросток совершит самоубийство.

 Очень продуктивной получается работа с использованием ме

НИКА  ПЕРЕПРОСМОТРА  ЛИЧНОЙ  ИСТОРИИ

По Валерию Синельникову

Цель: позитивный пересмотр негативных ситуаций.

Инструкция:

  1. Выберите из своей личной истории такое событие для перепросмотра, на которое вы отреагировали негативно, испытали стресс.

  2. Представьте эту ситуацию, представьте того человека (или тех людей), с которым связаны ваши переживания в этой ситуации.

  3. Первое, что нужно сделать, — это принять эту ситуацию. Есть выражение: «Будет так, как и должно быть. Даже если будет иначе». Принять ситуацию - взять на себя ответственность за возникновение этой ситуации.

  4. Подумайте, какими своими мыслями и чувствами вы создали эту ситуацию. Приятные ситуации в своей жизни мы создаем позитивными мыслями, а неприятные (стрессовые) — негативными.

  5. Чему важному и позитивному научила вас эта ситуация? Какой позитивный урок вы прошли? Есть такое выражение: «Всё, что ни делается, к лучшему».


Задание 12


Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

1) д

2)а

3) з

4) з

5) ж

6) а

7)а

8) и

9) е
Задание 13

Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).