Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образом, первая и основная классификация НПП выглядит следующим образом:
I. По функциональной роли (обусловливающей комплекс содержательных, формальных и функциональных признаков) НПП делятся на:
- основные (НПП, выражающие части правовых норм):
- вспомогательные НПП:
- системосохраняющие НПП:
Характеристика названных видов будет рассмотрена нами отдельно.
П. Вторым по значению критерием классификации НПП является степень их типичности. Под последней, как было сказано выше, следует понимать массовость или распространенность тех или иных НПП в системе действующего законодательства. В зависимости от нее НПП можно разделить на следующие виды:
1. Типичные НПП. С формальной точки зрения они характеризуются наличием языковой, текстуальной формы выражения. С точки зрения содержания типичное НПП может представлять собой различные властные веления: правила поведения, дефиниции, принципы и т. п. Однако соответствующее веление может признаваться типичным, если встречается в каждом или в большинстве нормативно-правовых актов. Данный критерий достаточно подвижен, так как предполагает во многом субъективную оценку неких статиста-
ческих показателей. При этом он позволяет рассматривать законодательство в динамике, оценивать тенденции его развития, учитывая повышение или снижение популярности отдельных видов НПП. Так, постепенно в разряд нетипичных, по всей вероятности, переходят идеологически-насыщенные, экспрессивно окрашенные правовые декларации. Доля их во вновь принимаемых нормативных актах с каждым годом снижается. Хотя в целом действующее законодательство, начиная с Конституции и заканчивая законами субъектов РФ, содержит достаточное количество таких положений, что и позволяет нам рассматривать их в качестве типичных НПП.
2. Нетипичные НПП, которые, в свою очередь, могут быть разделены на две разновидности:
2.1. НПП, нетипичные по форме
выражения. К этой группе, безусловно, следует отнести правовые символы, формулы, таблицы, схемы, рисунки и другие веления, отклоняющиеся от традиционной языковой формы изложения и включающие условные знаки, графические объекты и т. п. По содержанию эти НПП могут представлять собой разнообразные веления. Например, государственный флаг по своей идеологической наполненности несет в себе черты правовой декларации; изображения иллюстративного характера (изображения дорожных знаков, сопровождающие их словесное описание и т. п.) могут рассматриваться в качестве правовых дефиниций; в виде формул и таблиц зачастую излагаются правовые нормы (чаще всего это типичные правила поведения, нуждающиеся в дополнительной систематизации в тексте закона). Вряд ли можно согласиться с В.Н. Карташовым, рассматривающим ШШ-формулу в качестве нестандартного НПП, не являющегося правовой нормой '. По нашему мнению, в такой специфической форме выражается как раз ничто иное, как правило, имеющее непосредственное регулятивное значение и обеспеченное вполне определенными санкциями. Теоретически можно было бы выразить его в традиционной языковой форме, однако в этом случае веление получилось бы достаточно громоздким и сложным для понимания и реализации.
Форма НПП данной группы может быть:
I ..! i а) текстовой, когда нетипичное НПП закрепляется в основном тексте нормативного акта или прилагаемых к нему документах. При этом возможны два основных варианта изложения:
- графическая форма, используемая для замещения (или дуб
лирования) языковой. В этом случае нетипичное НПП несет
в себе такое содержание, которое просто невозможно было
бы достаточно полно выразить словами (рисунки, чертежи,
карты местности, ноты и т. п.);
- словесно-графическая форма, выступающая в качестве спо
соба организации текста. Такие формы предполагают ис
пользование языковых средств, но усиливают их понятность
и выразительность (таблицы, схемы, формулы и т. п.).
Следует заметить, что текстовая форма изложения нети
пичных НПП является явно преобладающей по сравнению со
второй.
б) внетекстовой. К этой группе относятся, в первую очередь, правовые символы, существующие в виде материальных объектов. К примеру, установленный на проезжей части дорожный знак по своему содержанию представляет собой своеобразное НПП, так как выражаемое им властное веление адресовано неопределенно широкому кругу субъектов и рассчитано на неоднократное исполнение. Нетипичность же такого НПП с точки зрения его формы сомнений не вызывает.
2.2. НПП, нетипичные «о содержанию, характеризуются вполне обычной языковой формой выражения, однако представляют собой веления, недостаточно характерные для законодательства в целом. К этой группе Ю.В. Блохин относит НПП-примеры, НПП-реко-мендации. Можно добавить сюда также типовые НПП. Для всех этих велений свойствен особый характер предписания, точнее отсутствие предписания в прямом смысле этого слова. НПП-примеры носят вспомогательный, иллюстративный характер, поэтому формулируются не как общее правило, а как описание конкретного случая. Что касается типовых и рекомендательных НПП, то они, являясь, вероятно, разновидностями правовых норм, не относятся при этом к числу запретов, дозволений или обязываний, так как, с одной стороны, предлагают определенные варианты поведения, с другой - не обеспечены санкциями за их нарушение.
Представляется, что названные разновидности НПП, характеризуясь особым сочетанием нормативности и обязательности, определенным образом взаимосвязаны между собой. Логика этой взаимосвязи выглядит следующим образом:
а) НПП-пример излагается казуистическим способом, то
есть внешне выглядит как веление индивидуального характера,
фактически же используется как образец выполнения тех дей
ствий, которые предписаны соответствующим правилом, и имеет,
наряду с этим правилом, обязательную силу;
б) НПП-рекомендация, наоборот, формулируется абстракт
ным способом как веление общего характера. При этом прави
ло, содержащееся в нем, не является общеобязательным;
в) типовое НПП сочетает в себе черты двух предыдущих.
С одной стороны, оно представляет собой образец, но не того,
какими должны быть действия, а того, как должно выглядеть
правило, предписывающее эти действия. С другой стороны, этот
образец правила не носит общеобязательного характера и уста
навливается в рекомендательном порядке. Итак, НПП может быть нетипичным с точки зрения формы или содержания. По нашему мнению, нецелесообразным является выделение третьей группы нетипичных НПП, характеризующихся наличием формальных и содержательных признаков (Ю.В. Блохин). Дело в том, что формальные и содержательные отличия всегда взаимосвязаны между собой: наличие одних всегда приводит к появлению других. В этом смысле выделение рассмотренных выше разновидностей НПП достаточно условно и ни в коем случае не предполагает наличия только формальных или только содержательных особенностей, но подчеркивает первичный преобладающий характер тех или других.
III. Классификация НПП по происхождению также не является производной от традиционных оснований деления право-
вых норм и охватывает все положения, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта. По этому критерию НПП могут быть разделены на две группы:
1. Первичные НПП в литературе понимаются как веления, регулирующие отношения, ранее не регламентированные другими правилами, изданными тем же либо иным вышестоящим или нижестоящим органом (СВ. Поленина). Такие НПП издаются в порядке реализации собственной компетенции в соответствии и с учетом общих идейно-содержательных положений, принципов, целей и задач, сформулированных в актах того или иного вида.
Вероятно, с определенными оговорками первичными можно признать и НПП, устанавливающие принципиально новый порядок в определенной сфере общественных отношений, ранее уже регламентированных правом. Речь идет о ситуации, когда новое веление не является исправленной или дополненной версией ранее действовавшего, не заимствовано из другого нормативного акта, а впервые сформулировано в таком виде именно в данном
источнике.
Термином «первичные» в науке иногда обозначают НПП, содержащиеся в законе. Однако такой взгляд фактически подме
няет понятие первичности понятием юридической силы НПП. С точки зрения происхождения первичными, наоборот, часто оказываются НПП подзаконных актов, содержание которых впоследствии переносится в закон.
По нашему мнению, можно говорить о двух разновидностях
первичных НПП:
- абсолютно-первичные - не имеющие текстуального прототипа в современном или ранее действовавшем внутригосударственном либо иностранном, международном законодательстве. В развитой правовой системе, по всей вероятности, количество таких НПП не является преобладающим. Процессы преемственности, рецепции «чужих» правовых институтов, международного правового влияния, экономической, культурной и иной интеграции приводят к тому, что мно-
гие правовые положения давно уже стали «общими» для различных правовых систем, и для регулирования соответствующих отношений нет ни необходимости, ни смысла «изобретать» новые правила к Тем не менее развитие всегда предполагает наряду с совершенствованием старого и создание чего-то абсолютно нового.
Проблема абсолютной первичности НПП может рассматриваться в двух аспектах: историко-правовом и формально-юридическом. Отсюда можно выделять:
а) исторически первичные НПП, поиск и анализ которых
позволяет обнаружить корни, истоки формирования тех или иных
правовых велений и институтов действующего законодательства;
б) юридически первичные НПП, то есть НПП, впервые вве
денные в действие на территории данного государства, ранее ни
когда не действовавшие в данной правовой системе.
- относительно-первичные'—-это НПП, являющиеся первоисточником какого-либо другого НПП. Такие веления рассматриваются в качестве первичных только в связи с исследованием другого - вторичного НПП. Сами по себе они, в свою очередь, часто оказываются производными от иных абсолютно- или относительно-первичных НПП. Исследование данной проблематики позволяет обнаружить целые цепочки НПП, демонстрирующие глубинные генетические свя
I. По функциональной роли (обусловливающей комплекс содержательных, формальных и функциональных признаков) НПП делятся на:
- основные (НПП, выражающие части правовых норм):
-
регулятивные; -
охранительные;
- вспомогательные НПП:
-
нормативно-правовые декларации; -
нормативно-правовые принципы; -
нормативно-правовые дефиниции;
- системосохраняющие НПП:
-
оперативные; -
коллизионные и др.
Характеристика названных видов будет рассмотрена нами отдельно.
П. Вторым по значению критерием классификации НПП является степень их типичности. Под последней, как было сказано выше, следует понимать массовость или распространенность тех или иных НПП в системе действующего законодательства. В зависимости от нее НПП можно разделить на следующие виды:
1. Типичные НПП. С формальной точки зрения они характеризуются наличием языковой, текстуальной формы выражения. С точки зрения содержания типичное НПП может представлять собой различные властные веления: правила поведения, дефиниции, принципы и т. п. Однако соответствующее веление может признаваться типичным, если встречается в каждом или в большинстве нормативно-правовых актов. Данный критерий достаточно подвижен, так как предполагает во многом субъективную оценку неких статиста-
ческих показателей. При этом он позволяет рассматривать законодательство в динамике, оценивать тенденции его развития, учитывая повышение или снижение популярности отдельных видов НПП. Так, постепенно в разряд нетипичных, по всей вероятности, переходят идеологически-насыщенные, экспрессивно окрашенные правовые декларации. Доля их во вновь принимаемых нормативных актах с каждым годом снижается. Хотя в целом действующее законодательство, начиная с Конституции и заканчивая законами субъектов РФ, содержит достаточное количество таких положений, что и позволяет нам рассматривать их в качестве типичных НПП.
2. Нетипичные НПП, которые, в свою очередь, могут быть разделены на две разновидности:
2.1. НПП, нетипичные по форме
выражения. К этой группе, безусловно, следует отнести правовые символы, формулы, таблицы, схемы, рисунки и другие веления, отклоняющиеся от традиционной языковой формы изложения и включающие условные знаки, графические объекты и т. п. По содержанию эти НПП могут представлять собой разнообразные веления. Например, государственный флаг по своей идеологической наполненности несет в себе черты правовой декларации; изображения иллюстративного характера (изображения дорожных знаков, сопровождающие их словесное описание и т. п.) могут рассматриваться в качестве правовых дефиниций; в виде формул и таблиц зачастую излагаются правовые нормы (чаще всего это типичные правила поведения, нуждающиеся в дополнительной систематизации в тексте закона). Вряд ли можно согласиться с В.Н. Карташовым, рассматривающим ШШ-формулу в качестве нестандартного НПП, не являющегося правовой нормой '. По нашему мнению, в такой специфической форме выражается как раз ничто иное, как правило, имеющее непосредственное регулятивное значение и обеспеченное вполне определенными санкциями. Теоретически можно было бы выразить его в традиционной языковой форме, однако в этом случае веление получилось бы достаточно громоздким и сложным для понимания и реализации.
Форма НПП данной группы может быть:
I ..! i а) текстовой, когда нетипичное НПП закрепляется в основном тексте нормативного акта или прилагаемых к нему документах. При этом возможны два основных варианта изложения:
- графическая форма, используемая для замещения (или дуб
лирования) языковой. В этом случае нетипичное НПП несет
в себе такое содержание, которое просто невозможно было
бы достаточно полно выразить словами (рисунки, чертежи,
карты местности, ноты и т. п.);
- словесно-графическая форма, выступающая в качестве спо
соба организации текста. Такие формы предполагают ис
пользование языковых средств, но усиливают их понятность
и выразительность (таблицы, схемы, формулы и т. п.).
Следует заметить, что текстовая форма изложения нети
пичных НПП является явно преобладающей по сравнению со
второй.
б) внетекстовой. К этой группе относятся, в первую очередь, правовые символы, существующие в виде материальных объектов. К примеру, установленный на проезжей части дорожный знак по своему содержанию представляет собой своеобразное НПП, так как выражаемое им властное веление адресовано неопределенно широкому кругу субъектов и рассчитано на неоднократное исполнение. Нетипичность же такого НПП с точки зрения его формы сомнений не вызывает.
2.2. НПП, нетипичные «о содержанию, характеризуются вполне обычной языковой формой выражения, однако представляют собой веления, недостаточно характерные для законодательства в целом. К этой группе Ю.В. Блохин относит НПП-примеры, НПП-реко-мендации. Можно добавить сюда также типовые НПП. Для всех этих велений свойствен особый характер предписания, точнее отсутствие предписания в прямом смысле этого слова. НПП-примеры носят вспомогательный, иллюстративный характер, поэтому формулируются не как общее правило, а как описание конкретного случая. Что касается типовых и рекомендательных НПП, то они, являясь, вероятно, разновидностями правовых норм, не относятся при этом к числу запретов, дозволений или обязываний, так как, с одной стороны, предлагают определенные варианты поведения, с другой - не обеспечены санкциями за их нарушение.
Представляется, что названные разновидности НПП, характеризуясь особым сочетанием нормативности и обязательности, определенным образом взаимосвязаны между собой. Логика этой взаимосвязи выглядит следующим образом:
а) НПП-пример излагается казуистическим способом, то
есть внешне выглядит как веление индивидуального характера,
фактически же используется как образец выполнения тех дей
ствий, которые предписаны соответствующим правилом, и имеет,
наряду с этим правилом, обязательную силу;
б) НПП-рекомендация, наоборот, формулируется абстракт
ным способом как веление общего характера. При этом прави
ло, содержащееся в нем, не является общеобязательным;
в) типовое НПП сочетает в себе черты двух предыдущих.
С одной стороны, оно представляет собой образец, но не того,
какими должны быть действия, а того, как должно выглядеть
правило, предписывающее эти действия. С другой стороны, этот
образец правила не носит общеобязательного характера и уста
навливается в рекомендательном порядке. Итак, НПП может быть нетипичным с точки зрения формы или содержания. По нашему мнению, нецелесообразным является выделение третьей группы нетипичных НПП, характеризующихся наличием формальных и содержательных признаков (Ю.В. Блохин). Дело в том, что формальные и содержательные отличия всегда взаимосвязаны между собой: наличие одних всегда приводит к появлению других. В этом смысле выделение рассмотренных выше разновидностей НПП достаточно условно и ни в коем случае не предполагает наличия только формальных или только содержательных особенностей, но подчеркивает первичный преобладающий характер тех или других.
III. Классификация НПП по происхождению также не является производной от традиционных оснований деления право-
вых норм и охватывает все положения, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта. По этому критерию НПП могут быть разделены на две группы:
1. Первичные НПП в литературе понимаются как веления, регулирующие отношения, ранее не регламентированные другими правилами, изданными тем же либо иным вышестоящим или нижестоящим органом (СВ. Поленина). Такие НПП издаются в порядке реализации собственной компетенции в соответствии и с учетом общих идейно-содержательных положений, принципов, целей и задач, сформулированных в актах того или иного вида.
Вероятно, с определенными оговорками первичными можно признать и НПП, устанавливающие принципиально новый порядок в определенной сфере общественных отношений, ранее уже регламентированных правом. Речь идет о ситуации, когда новое веление не является исправленной или дополненной версией ранее действовавшего, не заимствовано из другого нормативного акта, а впервые сформулировано в таком виде именно в данном
источнике.
Термином «первичные» в науке иногда обозначают НПП, содержащиеся в законе. Однако такой взгляд фактически подме
няет понятие первичности понятием юридической силы НПП. С точки зрения происхождения первичными, наоборот, часто оказываются НПП подзаконных актов, содержание которых впоследствии переносится в закон.
По нашему мнению, можно говорить о двух разновидностях
первичных НПП:
- абсолютно-первичные - не имеющие текстуального прототипа в современном или ранее действовавшем внутригосударственном либо иностранном, международном законодательстве. В развитой правовой системе, по всей вероятности, количество таких НПП не является преобладающим. Процессы преемственности, рецепции «чужих» правовых институтов, международного правового влияния, экономической, культурной и иной интеграции приводят к тому, что мно-
гие правовые положения давно уже стали «общими» для различных правовых систем, и для регулирования соответствующих отношений нет ни необходимости, ни смысла «изобретать» новые правила к Тем не менее развитие всегда предполагает наряду с совершенствованием старого и создание чего-то абсолютно нового.
Проблема абсолютной первичности НПП может рассматриваться в двух аспектах: историко-правовом и формально-юридическом. Отсюда можно выделять:
а) исторически первичные НПП, поиск и анализ которых
позволяет обнаружить корни, истоки формирования тех или иных
правовых велений и институтов действующего законодательства;
б) юридически первичные НПП, то есть НПП, впервые вве
денные в действие на территории данного государства, ранее ни
когда не действовавшие в данной правовой системе.
- относительно-первичные'—-это НПП, являющиеся первоисточником какого-либо другого НПП. Такие веления рассматриваются в качестве первичных только в связи с исследованием другого - вторичного НПП. Сами по себе они, в свою очередь, часто оказываются производными от иных абсолютно- или относительно-первичных НПП. Исследование данной проблематики позволяет обнаружить целые цепочки НПП, демонстрирующие глубинные генетические свя