Файл: Пояснительная записка 3 Раздел Целевые ориентиры и планируемые результаты программы. Цель программы воспитания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание


Пояснительная записка

3

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы. Цель программы воспитания

5

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания




1.2.1. Уклад МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район»

1.2.2. Воспитывающая среда МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» (дошкольные группы)

1.2.3. Общности (сообщества) дошкольных групп МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район»

6

1.2.4. Социокультурный контекст

8

1.2.5. Деятельности и культурные практики в дошкольных группах МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район»

1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

9

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

10

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

11

2.1.2. Социальное направление воспитания

12

2.1.3. Познавательное направление воспитания

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

13

2.1.5. Трудовое направление воспитания

14

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

15

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

16

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

20

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События дошкольных групп

22

3.3. Организация предметно-пространственной среды

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

23

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

24

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей


25

3.7. Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год

26




Пояснительная записка


Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район», реализующая образовательные программы дошкольного образования (далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных группах МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.

МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.



Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

В основе процесса воспитания детей в МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» лежат конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника дошкольных групп МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков программы воспитания.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы дошкольных групп МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район».

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.


Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями: МБУ ДО ДДТ МО «Барышский район», МБУ ДО ДЮСШ МО «Барышский район», МАУК ЦКиД, ДК «Текстильщик» и предприятиями Барышского района.

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы

Цель Программы воспитания


Общая цель воспитания в МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» (дошкольные группы) – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

  3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для возрастного периода 3 года – 7 лет на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.