Файл: Теоретические принципы организационных конфликтов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Межгрупповые вертикальные конфликты в самых разнообразных формах являются наиболее распространенной формой организационного конфликта. Как отмечают Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М., в самой основе иерархической структуры организаций, где имеют место отношения руководитель-подчиненный, в котором руководитель наделен функциями управления и контроля и располагает рычагами принуждения, потенциально заложена возможность конфликтной ситуации».[9]

Так же одной из причин возникновения организационного конфликта является неравномерная загруженность рабочего места. Равномерная загрузка рабочего места определяется его функциональностью с обеспечением средствами, необходимыми для работоспособности, и отсутствием перегруза средствами не относящиеся к функционированию данного рабочего места. Права и обязанности необходимо взаимно уравновесить, так чтобы каждая из определенных обязанностей была обеспечена соответствующим правом, и наоборот, определенные права невозможно осуществлять без установленной обязанности.

«Последствия конфликта могут быть функциональными (конструктивными) и дисфункциональными (разрушающими). Среди функциональных последствий можно выделить поиск и выработки взаимоприемлемого решения, снятие враждебности, несправедливости конфликтующих людей, разрядка, появление условий для сотрудничества, творчества, взаимопонимание, анализ проблем и разработка различных вариантов их решений. Дисфункциональные последствия конфликтов: неудовлетворенность людей, их плохое самочувствие, рост текучести кадров, уменьшение сотрудничества, излишне сильная преданность своей группе и проявление непродуктивной конкуренции с другими группами».[10]

Вывод: можно отметить, что организационный конфликт является особым видом взаимодействия конфликтующих сторон, которыми выступают работники организации, при котором действия одного оппонента, встретившись с противоположными действиями другого оппонента, сводят на нет спланированных целей, задач и интересов.
1.2 Структура конфликта и динамика его развития
«Известны две модели описания конфликта, структурная и процессуальная (К.Томас). Первая из них концентрирует внимание на анализе условий, лежащих в основе конфликта, и на установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение. Вторая же модель, как следует из ее названия, делает акцент на процессе протекания конфликта, т.е. на его возникновении, последующих стадиях и фазах, конечном исходе. Часто используется совмещение этих моделей, позволяющее отразить особенности структуры и динамики конкретного конфликта».[
11]

Построим типовую модель конфликта (рис.1.1). Модель состоит из ряда элементов, важнейшим из которых являются его участники. Среди конфликтующих можно выделить как отдельных лиц, так и целые социальные группы, общности и другие организации. Непосредственно в организационном конфликте часто могут возникнуть ситуации, когда участниками, задействованными в конфликте, могут выступать сторонние лица. В качестве сторонних лиц или косвенных участников могут оказать те участники коллектива, кто, уклоняясь от прямого участия в конфликте, так или иначе оказались заинтересованы в его разборе и завершении.



Рисунок.1.1 - Структура конфликта
«Субъекты конфликта обладают некой силой, которая выражает их способность отстаивать свои интересы вопреки противодействию другой стороны. Эта сила вбирает: средства давления, включая и различного вида технические устройства; осведомленность о проблеме, требующей решения, и позиции оппонентов, в том числе наличие дополнительных источников получения информации; статусное положение участника конфликта, его нравственные приоритеты; финансовые и иные ресурсы. Силу субъекту придает и его ранг, определяемый объемом полномочий, власти, возможностями влияния на других. При конфликтах к низшему, близко к нулевому рангу относятся отдельные лица, выступающие только от своего имени и стремящиеся к реализации собственных потребностей. Более высоким рангом обладают те, кто отстаивает групповые позиции, выражает устремления той или иной (формальной или неформальной) общности. К высшему рангу принадлежат организации и их представители, официальные лица, действующие на основе закона и от имени государства».[12]

Следующим элементом в структуре конфликта является проблема, выступающая в качестве предмета конфликта. Предметом конфликта чаще всего является реальная либо эфемерная проблема, при решении которой, участники конфликта столкнулись с расхождением во мнениях противников. Предмет может представлять собой определенные ценности, а так же сопряженные с ними цели, материальные средства, а так же статус субъекта. Особенностью предмета конфликта можно выделить ряд условий: неделимость, не должен распадаться на подпроблемы; доступность, когда каждый участник может получить информации, для выработки своей позиции; объект, для прямых контактов оппонентов.



Причиной конфликта выступают разные обстоятельства, противоречия, непонимание, вызывающие расхождение во мнениях и интересах сторон, и как следствие приводящие возникновению разногласий, усугубляющихся в конечном счете к конфликту. Объект конфликта формируется как в зависимости от воли и интересов оппонентов, а так же вне зависимости от воли от сформировавшихся внешних условий и обстоятельств.

Сама конфликтная ситуация возможна по нескольким основаниям. В открытом организационном конфликте яблоком раздора выступают открытые причины, осознаваемые конфликтующими. Но наряду с открытыми причинами могут существовать более сложные, тайные или скрытые.

«В качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию. Эти причины называются истинными. Тем не менее, в конфликте очень часто сторонами делается ссылка на те обстоятельства, которые на самом деле нельзя называть причинами данного конфликта. Цель применения таких приемов - отвлекающие или заблуждающие манипуляции для сокрытия истинных причин. Такие причины называются вымышленными».[13]

Обобщая рассмотренную структурную модель конфликта, можно отметить, что модель концентрирует внимание на условиях, которые лежат в принципе возникновения конфликта, выделяя такие составные части, как оппоненты конфликта и причины его обострения.

Построим схему развития конфликта (рис.1.2.). «Развитие конфликта проходит в обычных условиях три стадии предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную. Каждая из них в свою очередь делится на фазы. Любую стадию и фазу следует рассматривать всего лишь как определенный этап в движении, динамике конфликта, указывающий на его связь с источником напряженности в социальных отношениях и с противостоянием оппонирующих сторон».[14]

Последствия конфликта



Источники конфликта

Прекращение конфликта

Разрешение конфликта






Конфликтная ситуация

Инцидент

Продолжение конфликта


Рисунок 1.2. - Схема развития конфликта
Обобщая различные виды конфликтов, в качестве обстоятельств, предшествовавших их началу, выделяют оппонентов будущего конфликта, их интересы, мотивы, что в последующем создает почву предконфликтной стадии. Ее исходной иначе так же начальной фазой выступает конфликтная ситуация, которая, как уже отмечалось ранее, сужает круг конфликтующих и выявляет истинные причины конфликта.

Начало конфликта часто происходит внезапно, от случайного фактора, но так же на этой стадии уже есть определенные предпосылки для его возникновения. «Этот период называется «латентным» и включает следующие этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации».[15]

Противостояние сторон с их расхождениями в интересах и определенными опасениями, так выработке своей позиции, определении предмета разногласий, еще не является началом конфликта, а наперво равновесным состоянием, обстоятельством, которое предшествует противоборству сторон. В дальнейшем, требуется повод, какие либо действия, заставляющие субъектов разногласий, вовлекаться в конфликтную ситуацию. Повод или инцидент это переход во вторую фазу предконфликтной стадии, при наличии одновременно конфликтной ситуации и инцидента образуется конфликт.

«Первая фаза собственно конфликтной стадии, наступающей после инцидента, характеризуется резким обострением расхождений, выходом на позиции прямой конфронтации. Эмоционально такое поведение очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности. Эта фаза конфликтного поведения, приводя к усилению конфронтации, вместе с тем стимулирует наступление момента «переоценки ценностей» с учетом перемен, происшедших в социальной среде, позициях и намерениях сторон. Наступает фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения,
снижать уровень напряженности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение конфликта, перевод его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликтной ситуаций; либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения».[16]

Снижение противоборства рассматривается как начальная фаза послеконфликтной стадии. Стадия примечательная тем, что противостояние может прекратиться как в следствии изменения окружающей ситуации, так и следствии личных взглядов и намерений оппонентов. На данной стадии вполне возможно полностью или частично разрешить конфликт.

«Заключительная фаза послеконфликтной стадии - подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от многих факторов объективного и субъективного порядка, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта. Но при любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на организацию и ее персонал. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Здесь существует два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта».[17]

Делая вывод по процессуальной модели конфликта выделяем особенностью его составные части: предконфликтную ситуацию и инцидент. Разграничивая этапы, выделяем предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную стадии. Каждая из стадий рассматривается как обособленный этап в развитии конфликта, указывающий на отношения и противостояние конфликтующих субъектов. Последствия прошедшего конфликта могут оказаться как деструктивными, негативно сказывающимися на работоспособности конфликтующих, так и конструктивными, положительными в выявлении и разрешении имеющихся предконфликтных ситуаций.
1.3 Формы и способы завершения конфликтов
«В современной конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта называть «разрешение конфликта». По мнению Шипилова А.И., правильнее говорить о завершении, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Разрешение, наряду с урегулированием, затуханием, устранением и перерастанием в другой конфликт является формой завершения конфликта (рис.1.3)».[