ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
минимум сопротивления. | поддерживание определенного баланса. | агрессивность, попытка доминировать. |
Сдержанность в использовании «выгодных фактов», оказание давления исключается. | Попытка повлиять на расстановку сил посредством фактов и умеренным оказанием давления. | Влияние на расстановку сил посредством угроз манипуляций, всякого рода уловок. |
Наименьшее сопротивление при наличии вызова. | При необходимости реакция соответственно обстановке. | Нападение при наличии вызова. |
Нет интереса к альтернативам сложившимся отношениям. | Готов к альтернативам для упрочения своей позиции, но не нарушая уже сложившиеся отношений. | Претензия на большое количество альтернатив в сложившихся отношениях с тем, чтобы использовать их при малейшем признаке неприятностей. |
Тактики, используемые для упрочения своей силовой позиции
1. Борьба
Тактики борьбы прямо направлены на подчинение оппонента себе. Вот несколько из них:
- абсолютное игнорирование фактов и аргументов, приводимых второй стороной;
- симулирование таких эмоций как гнев и нетерпение;
- не слушать оппонента, либо обращать внимание только на «слабые стороны»;
- постоянно заявлять, что ваша позиция пользуется абсолютным преимуществом;
- не оставлять оппоненту возможности выбрать;
- сеять раздор в рядах второй стороны.
Манипулирование
Иногда возможно добиться авторитета в переговорах посредством использования определенных манипуляций. Эту стратегию можно отнести к тонким и искусным, которая очень сильно зависит от индивидуальности переговорщика. Она предполагает специфический вид давления — специфичен он тем, что основывается на нормах и ценностях человека, его отношениях с окружающими, на таких присущих ему чертах, как интеллект, честность, стиль поведения за столом переговоров.
Риск при использовании этой стратегии немал.
? ПОЧЕМУ? _________________________________________________________________
2. Манипуляции, направленные на унижение оппонента
Способ поведения при манипуляциях | Ожидаемый эффект | Ответная реакция |
Указывать на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов либо общественности. | Пробудить чувство надвигающейся опасности, чувство неуверенности. | Выразить негодование, возмущение, удивиться тому, как вторая сторона могла опуститься до использования таких методов. |
Постоянно демонстрировать упорство, упрямство и абсолютную самоуверенность. | Заставить оппонента быть просителем, т. к. он видит, что все его методы безуспешны. | Скептически относиться ко второй стороне, постепенно прибавлять самоуверенности. |
Постоянно словесно подчеркивать, что аргументация оппонента не выдерживает никакой критики. | Пробудить чувство бессилия, т.к. весь подтекст в том, что другие, приводимые в переговорах аргументы тоже будут проколами. | Очень вежливо заявить, что вторая сторона вас не совсем правильно поняла. |
Задавать риторические вопросы относительно поведения либо аргументации оппонента. | Порождает тенденцию, при которой оппонент отвечает в ожидаемом вами ключе, либо вообще не отвечает, что вызывает у него чувство бессилия. | Не отвечать на вопросы, надо просто ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно. |
Быть «милым и подлым», по-другому, быть дружественным и вместе с тем постоянно возмущаться. | Порождав неуверенность, дезориентирует и пугает оппонента. | С прохладцей относиться как к дружелюбию, так и к возмущениям со стороны оппонента. |
Изображать «джокера», показывать, что зависимость оппонента намного сильнее, чем это есть на самом деле. | Выказывая абсолютную уверенность в себе, заставить оппонента усомниться в себе настолько, что он не был бы способен сохранить занятую им позицию. | Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно. |
3. Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»
Способ поведения при манипуляциях | Ожидаемый эффект | Ответная реакция |
Быть «дружелюбным», показать, что цените оппонента. | В силу норм этикета ответное дружелюбие (даже почтение). | Либо быть действительно дружелюбным, (но никак не почтительным), либо проигнорировать этот ход. |
«Патетическая» просьба войти в ваше положение. | Склонность наградить вас «великодушной» и бескорыстной благосклонностью. | Отказ от обязательств. |
Создать видимость того, что вы некомпетентны понять слишком «сложную» позицию оппонента. | Осознание необходимости в объяснении некоторых фактов, что ведет к тому, что раскрывается большее, чем нужно количество информации. | Намеренный вопрос о том, что именно непонятно. |
Изображать из себя делового партнера, представлять действительные проблемы в виде несущественных, побочных вопросов. | Пробуждает чувство. | Жестко указать. |
Поза «благоразумности и серьезности» авторитетные заявления, основанные на» очевидных» и «конструктивных» идеях. | Боязнь показаться глупым, несерьезным и неконструктивным. | Заявить, что некоторые из очень важных аспектов, не были еще приняты во внимание. |
4. Факты и экспертиза
Опыт, информация, факты и материалы под рукой — все это может упрочить позицию переговорщика. Специальные знания в определенной области, лучше если эти знания и информация были трудно доступными для оппонента и, вместе с тем, жизненно необходимыми для него. Широкие знания предыстории. Постоянная работа дома, хорошее знание ситуации, информация о том, что было до этого, осведомленность в области политических изменений, наличие всего объема важной, доступной документации.
5. Развертывание
Эта техника, о которой более подробно речь пойдет в 6 главе, способствует упрочению силовой позиции при помощи нескольких способов. Развертывание означает проявление инициатива задавать вопросы, делиться информацией, вносить предложения, принимать активное участие в создании пакета соглашений. Более активное использование этих альтернатив означает упрочение собственной стратегической направленности. Развертывание предполагает принятие переговорщиком во внимание интересов оппонента, своих взаимоотношений с ним. «Каким образом мы можем
вместе прийти к соглашению?» В силу этого оппонент отдает должное личным качествам его партнера, что ведет к несомненному усилению его (партнера) авторитета.
6. Укрепление взаимоотношений
Отношения с оппонентом можно укрепить развитием одобрительного отношения и доверия к нему (это будет описано в главе 5). Другие средства, способствующие этому, — стремление найти и развить общие интересы, общие взгляды. Это означает изыскание и принятие решений в различных областях, которые представляют интерес для обеих сторон. Эта техника увеличивает взаимозависимость она не может быть использована одной стороной в одностороннем порядке для укрепления собственной позиции. В лучшем случае, для того, кто находится в неблагоприятной силовой позиции, значительное увеличение степени взаимозависимости делает отношения в переговорах более симметричными.
7. Сила убеждений
К элементам эффективных убеждений относятся:
- четкая, хорошо организованная манера изложения и разъяснения своего мнения;
- разумно ослабленное, но не безразличное отношение;
- вариации модуляций голоса, темпа речи при приведении примеров, в общей манере аргументации, использование наглядности;
- обдуманное «навязывание» собственного мнения до тех пор, пока оно больше не может быть только риторическим.
Оперативная оценка уровня напряженности при переговорах (текущий баланс сил)
-
Как можно охарактеризовать мою позицию в данный момент, используя термины «сила», «зависимость»? -
Сейчас Я укрепляю свою позицию, либо ОППОНЕНТ укрепляет свою? -
Что происходит сейчас с существующим балансом сил среди вовлеченных в переговоры людей? -
Что это, мной манипулируют, меня беззастенчиво загоняют в угол? -
Что это я, сам не осознавая этого, занимаюсь манипуляциями и запугиванием?
ІІІ. Влияние на атмосферу: поддержание конструктивной атмосферы и положительных личностных контактов.
Опытный, хороший переговорщик всегда уделяет внимание и считает важным создание и содействие конструктивной атмосфере и уважительным отношениям в ходе переговоров.
Примерами тактик в этой области являются:
внимание ко мнению каждого;
содействие непринужденным и искренним отношениям;
стремление не нанести вред своей репутации;
стараться не быть непредсказуемым, быть серьезным; не прибегать к помощи уловок и хитростей, не пытаться «обвести партнера вокруг пальца»;
умение отличить ролевое поведение (например, жесткое требование) от личной добропорядочности и взаимного уважения.
Дилемма, с которой сталкивается в данном случае переговорщик, состоит в том, что безоглядное доверие ведет к серьезному ослаблению своей позиции и к неоправданно тщательному поиску компромисса Здесь необходимо адекватное ситуации доверие к оппоненту в комбинации с осознанием того, что даже самым близким и конфиденциальным отношениям свойственны эксплуататорские мотивы.
-
дружелюбие, доверительность
надежность, доверие, твердость
враждебность, раздражительность
Ставка делается на собственное обаяние; сыплет шутками и анекдотами, любит втереться в доверие.
Содействие неофициальному характеру обсуждений, выказывает интерес к личным проблемам, умеренное и к месту использование юмора, постоянство в поведении.
Держит оппонента на расстоянии, ведет себя официально, иногда саркастичен, часто и легко раздражается, непредсказуем.
Зависимость «Ваши интересы — мои интересы».
Взаимозависимость «К какому решению мы придем?»
Независимость «Что я могу из этого получить?»
Мы можем классифицировать тактики, при помощи которых можно разрешить эту дилемму, на три категории:
1. Отделение переговорщика как личности от его поведения, которое является причиной напряженности;
2. Отказ от поведения, вызывающего излишнюю напряженность;
3. Использование всех возможностей для уменьшения напряженности.
1. Отделяйте человека от его поведения
Проще выразить это можно следующей фразой «играйте с мячом, но не с человеком».
Если вы обнаружили, что вам тоже необходимо занять жесткую позицию, то в этом случае есть несколько способов помочь вашему оппоненту понять разницу между вашим личным отношением к нему и вашим поведением в переговорах:
-
ссылайтесь на своих клиентов; -
объясните все сложившимися обстоятельствами; -
заявите открытым текстом, что ваши замечания и комментарии не носят личного, характера; -
не «сгущайте краски» по поводу давнишних «прегрешений»; -
сразу же предупредите, что вы намереваетесь высказать не совсем лицеприятные вещи.
2. Уход от излишней напряженности
Вот удачный пример нагнетания излишнего раздражения — одна из сторон делает акцент на слове «разумность», когда речь идет о ее позиции и предложениях. Такие заявления, как разумны, конструктивны, открыты, искренни, благородны, положительны и т.д., лишены убедительности, но в них заложен скрытый смысл, что оппонент, возможно, не совсем разумен и конструктивен.
Очень важно, также, в этой ситуации использовать вопросы. Вопросы могут положительно повлиять на отношения, т.к. демонстрируют вашу заинтересованность. Если вы должны ответить отказом на предложение оппонента, лучше будет выразить это фразой: «Я не могу согласиться с этим», нежели если вы скажете: «Я не соглашусь с этим». «Не соглашусь» содержит в себе элемент непреклонности и деспотизма, которого нет во фразе «не могу согласиться».
Угрозы, запугивание также могут послужить причиной излишней раздражительности и сопротивления. Вот какой можно из всего этого сделать вывод: «Не стращайте громом и молниями, просто предскажите погоду». Полезно также заранее объявить о том, чего вы собираетесь добиться за столом переговоров:
«Я хотел бы задать еще один вопрос…»
«Здесь я хотел бы предложить…»
«У меня появилась идея…»
3. Уменьшение напряженности
В добавление к тщательному подбору слов, в каждой переговорной ситуации бывают определенные моменты, при использовании которых можно содействовать сохранению и поддержанию позитивного климата. Например:
-
если возможно продемонстрировать то, что вы цените оппонента, сделайте это; -
попытайтесь принять во внимание личные нужды; -
прислушивайтесь к оппоненту, реагируйте на его замечания, уважайте его аргументацию даже в случаях, если вы с ней не согласны; -
продемонстрируйте чувство юмора, умейте посмотреть на себя со стороны и предугадать последствия своего поведения; -
говорите в более или менее доверительной манере, когда обсуждаете личные проблемы либо новости; -
напоминайте о взаимозависимости, покажите оппоненту, что у вас с ним есть общие интересы.
«Поделитесь опытом, создайте позитивную атмосферу» — хороший девиз для начала переговоров.
После того, как переговоры начались, два следующих факта кажутся мне важными:
1. Демонстрируйте заинтересованность.
Попытайтесь выяснить «подноготную» истории. Задавайте вопросы. Показывайте, что вы слушали оппонента при помощи следующих ремарок: «Если я вас правильно понял, вы имели в виду…», «Прежде всего ваши идеи базируются на…», «Наиболее важные пункты вашего предложения — …» Помните, что такое поведение не имеет ничего общего с тем, что мы называем «быть милым и добрым». В ваших интересах узнать и понять позицию оппонента.