Файл: Програма тренинга эффективные переговоры.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Следите за чувствами, которые скрыты от глаз.

Будьте внимательны к эмоциональным сигналам как внутри вас, так и у других. Насколько вы напряжены? Какого рода сигналы посылают вам другие раздражение, страх, гнев, доверие, замешательство? Откуда взялись эти чувства? Иногда эмоции могут послужить темой для обсуждения. Ключевое слово в этой ситуации «доза», вспышек, взрывов надо избегать. Иногда возможен разговор без обиняков о «вредных» эмоциях, таким способом их можно свести к нулю. «Прежде, чем мы продолжим, я хотел бы поделиться с вами моими чувствами. Я немного был раздражен из-за…, вы не испытали этого же?» Или: «В этой ситуации мы чувствуем, что на нас оказывается огромное давление. Разумно это или нет, но наша реакция на это — досада и злость. Я думаю, нам следовало предпринять что-то в этом направлении».

Даже, если соглашение не будет достигнуто, обыкновенная беседа способствует свободе и препятствует эскалации. Оперирование действительными эмоциональными проявлениями не должно быть принято за симулирование эмоциональных состояний, которое обычно используется для оказания давления — изображать нетерпение, смотреть в окно, захлопнуть папку с документами. Симулирование эмоциональных состояний может иметь некоторый эффект, но только, когда этот прием рассматривается как резервный.

IV. Влияние на клиентов: укрепление собственной позиции в соответствии с запросами клиентов, чьи интересы защищаются в процессе переговоров.

Каждый из четырех видов деятельности характеризуется свойственным только ему соотношением между сотрудничеством и борьбой.
Пятый вид деятельности не характеризуется полярностью между борьбой и сотрудничеством, ему больше свойственна характеристика в терминах поведения развертывания (активности и уклонения), пассивности.



V. Влияние на процедуры: внедрение процедур, позволяющих людям быть гибкими вместе с увеличением шансов достичь выгодного компромисса.

В главе 3, где речь шла о том, как добиться значительных результатов, были приведены несколько тактик, касающихся обмена информацией, выбора позиции и уступок. В добавление к фактическому выбору позиции многие тактики предполагают еще и стратегический выбор: стремление не отдавать ничего из имеющегося как можно дольше и быть открытым как к можно большему количеству предложений.


Мы должны отличать средства от результатов: многие переговорщики абсолютно мастерски сочетают в себе гибкость в выборе средств со строгим придерживанием поставленных целей и задач.

практики и теоретики сходятся во мнении, что способность к активному развертыванию у переговорщика имеет первостепенную значимость и важность. Опытные переговорщики находятся в постоянном поиске альтернатив, которые будут в достаточной степени выгодны обеим сторонам, но без нанесения ущерба собственным интересам. Этому очень помогает обмен информацией, попытка исследовать все возможные решения, попытка сделать пробное предложение, открытые обсуждения, неофициальное зондирование возможностей оппонента Подобным образом интегративный потенциал ситуации полностью используется. Развертывание — поиск совпадающих в чем-то интересов: есть ли этому общие предпосылки, возможно ли сделать относительно меньшие уступки, которые будут очень выгодны оппоненту и наоборот, возможно ли составить соглашение так, чтобы в нем были выгодные моменты для обеих сторон?

Дилемма: Процедурная гибкость: «развертывание-уклонение»




Гибкость, поиск, активность.

Спокойствие, терпимость.

Непреклонность, пассивность.

Извлечение преимуществ из всего, что делается, импульсивность.

Требуется время для того, чтобы взвесить и проанализировать все возможные ходы.

Строгое следование намеченным процедурам.

Выдвижение новых идей, способность к импровизациям.

Стремление к постоянству во всем.

Строгое следование первоначально выбранной позиции, приведение доказательств, что она единственно верна.

Создание альтернатив.

Готовность к альтернативам.

Повторяется, непреклонен.

Переговоры проходят через несколько фаз. И выбор форм развертывания зависит от фазы. Обычно переговоры характеризуются 4-мя фазами, следующими друг за другом:

1. подготовка;

2. словесная «перепалка»;

3. психологическая война;

4. кризис и завершение.
Многие переговорщики занимают более умеренную позицию, фазы в этом случае можно описать в более нейтральной терминологии



1. подготовка;

2. первоначальный выбор позиции;

3. фаза поиска;

4. тупик и завершение.

В этой ситуации процесс развертывания проходит с меньшим трудом. Все дело в том, что даже очень жестким переговорам со всеми присущими им проблемами, может быть свойственно развертывание. Необходимо подчеркнуть, что развертывание не имеет ничего общего с тем, чтобы быть «мягким», дружелюбным и покладистым. Смысл его очень хорошо виден из переговорного постулата — будьте жестким, но гибким.
Подготовительная фаза

Опытные переговорщики всегда придают этой фазе огромное значение, именно на ней люди определяются не только в своих интересах и позициях, но и в их будущей стратегии. По здравому рассуждению это не что иное как сценарии действий и ответной реакции на все возможные альтернативы, которые вы можете предугадать. Сценарий этот может быть проверен и скорректирован вами в процессе так называемых «тренировочных», «пробных» переговоров. Тщательная подготовка является обычно признаком позиции, направленной на подавление, что снижает шансы соглашения. Этого можно избежать при помощи техники развертывания, применяемой 2-мя способами: неформальные консультации, предложение альтернатив.
Первоначальный выбор позиции

Иногда переговоры начинаются, еще до того, как стороны сядут за стол переговоров. Стороны делают заявления, отражающие их первоначальную позицию. Существует тенденция представлять свою позицию безупречной, а потому конечной и абсолютно логичной, делается это часто в форме бескомпромиссных заявлений. Очень часто люди преподносят свои предложения, подкрепленные фактами и аргументами, как справедливые и разумные. Часто можно столкнуться с открытой, либо завуалированной критикой в адрес оппонента. Наталкиваясь на такие факты, заказчики очень часто склонны ожидать худшего. Как вообще можно достигнуть компромисса? Даже искушенные переговорщики не дадут вам однозначного ответа на это. Эта фаза служит 2-м целям, во-первых, показать клиентам, что их интересы всегда у вас на уме, во-вторых, определить поле для маневров и попытаться оставить себе в нем как можно больше места. Развертывание на этой фазе заключается во внимании к намекам со стороны оппонента о том, в какой сфере лежат их нужды и интересы.

Чем больше человек уделяет внимания тому, какую первоначальную позицию ему следует избрать, после того, как он сложил свое мнение о ситуации и интересах, стоящих за ними слабых местах, от которых ему надо избавиться; целях и предположениях — и меньше всего будет настаивать на определенном мнении, выражая его в форме специфических требований, тем успешнее будет его деятельность. Переговорщик прокладывает себе путь и получает массу возможностей рассмотреть общие для сторон проблемы В последнем случае, наверняка возникнет тупик в ответ на требование, позиции противопоставляется позиции, предложение — контрпредложению, переговоры часто превращаются в бартерную сделку, когда уже не до поиска возможностей в интеграции. Люди не должны отказывать друг другу в возможности определиться во мнении и не должны поддаваться соблазну все выяснить сразу, так как это приведет только к бесполезным спорам. В этом случае развертывание означает формулирование вопросов с тем, чтобы исследовать и определить интересы и стоящие за ними намерения.


Фаза поиска

Затем начинаются обсуждения, в которых обе стороны пытаются выяснить на сколько честно партнеры будут защищать свои требования. Люди продолжают представлять выбранную ими позицию как логичную, отвечающую общим интересам. Они находятся в поиске путей для гибкости, открытости. Рассматривая вопрос широко, можно увидеть два возможных пути для развертывания на этой фазе. Формы их, однако, диаметрально противоположны.

Развертывание средствами давления

Блеф, угрозы, увеличение давления фактора времени, опровержение аргументов оппонента, возможностей «открещивания» от существования общих интересов — все это примеры тактик давления. Они могут показаться жесткими и свирепыми. Есть немалый риск эскалации. Но, тем не менее, на этой фазе можно собрать огромную информацию. Реакция оппонента — хороший показатель того, чего можно достичь. Другая сторона имеет право знать ваши приоритеты. Таким образом, немного больше давления для получения уступок со стороны оппонента за счет их больших преимуществ может стать гарантированным средством для получения информации.

Развертывание посредством «неограниченного поиска»

Вопросы, испытание идей, высказывания, просчет всех возможных последствий какой-либо идеи, выработка идей «шутки ради», представление пробных предложений, формулировка «незрелых» идей для возможного решения, мозговой штурм все это способы зондирования интегративного пути. Иногда способы эти чередуются. Таким образом стороны проверяют друг друга и вместе с тем вырабатывают возможные комбинации намерений и интересов. Иногда переговоры могут принять форму совместного поиска, когда комбинируются и апробируются всякого рода идеи и альтернативы. Лучше, конечно, когда это проходит без каких-либо взаимных обязательств. Намеренно создается ситуация непонимания посредством действий, приводящих оппонента в смятение. В этом случае, результаты представляются нам очень туманными Важные вопросы остаются нерешенными, все кажется незавершенным и нестабильным. Но все же, постепенно, начинают проступать контуры возможного соглашения. Поведение, реакция клиентов дают понять переговорщику насколько далеко он может зайти.

Во время данной фазы происходит такое огромное количество событий, что мы склонны разбить ее на три подфазы: первая — интенсивное детальное взвешивание, во время которой обе стороны могут использовать сильное давление, затем фаза «созревания», наконец,
фаза совместного поиска. Эти подфазы могут повторяться.
Тупик и завершение

Давление и запутывание вполне могут привести к атмосфере кризиса. В какой-то определенный момент — иногда в силу лимитированности во времени — становится совершенно ясно, что обсуждение проблем не может дальше продолжаться. Часто переговорщики в таких ситуациях обращаются за консультацией к клиентам. Возможно, что здесь необходим тупик, который поможет придать форму компромиссу. Он необходим также, как завершающий тест устойчивости в позиции и интересах. Тупик может приобретать несколько форм переговоры на некоторое время блокируются. Для обсуждения предоставлены различные предложения, но ни по одному из них не достигнуто соглашений, идет постоянный повтор аргументов.

В этот момент неопытному переговорщику с трудом удается устоять перед соблазном вступить в борьбу с оппонентом. Более опытным переговорщикам легко удается справиться с этим, однако это совсем не является гарантией того, что все будет удачно. Тупикам свойственны две возможности развертывания, они дают информацию о том, насколько точны установки, они могут дать также толчок к творчеству. Тупики — своего рода тест на непреклонность сторон; они заставляют людей еще и еще раз искать новые пути. В то же самое время они побуждают людей на поиск новых, конструктивных решений. Такого рода потребности — показатель делового, конструктивного отношения к делу. Переговорщику не следует поддаваться тенденции к нагнетанию и эскалации, он должен продолжать поиск.

Из этих фаз можно вывести неписанные, но жесткие законы: переговоры — своего рода ритуал. Некоторые дипломатические беседа — хороший этому пример. Ритуальная форма переговоров ведет к уменьшению напряженности и неопределенности. Ход их, в большинстве случаев, легко предсказуем. Ритуальность в переговорах заметно увеличивает возможности для контроля и регулирования конфликтов. Единственный недостаток состоит в том, что такого рода процесс может потребовать большого количества времени.
Тактики развертывания

        • Неформальные предварительные консультации

        • Всегда начинайте переговоры с фазы развертывания

        • Задавайте вопросы

        • Будьте хорошим примером

        • Попытайтесь найти общие критерии