ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
1.3 Принципы экологического права Российской Федерации
Принципы – основные исходные положения, которые характеризуют пред- мет отрасли. Практическое значение принципов состоит в том, чтобы обеспечить единообразное применение норм права.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Экологическому праву как самостоятельной правовой отрасли присущи следующие принципы: общеправовые, межотраслевые, от- раслевые.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В экологическом праве имеют значение общеправовые принципы: закон- ности, равенства всех перед законом и судом, единства юридических прав и обя- занностей и др. Определяющее значение имеют специфичные принципы эколо- гического права. Принципами экологического права должны руководствоваться все участники экологических отношений, то есть органы законодательной, ис- полнительной и судебной власти, хозяйствующие субъекты, общественные объ- единения, граждане.
К общим принципам экологического права относятся следующие:
1. Принцип охраны жизни и здоровья человека (принцип экологической безопасности человека). Планирование и ведение хозяйственной и иной деятельности должно осуществляться таким образом, который бы позволил обеспечить сохранение жизни людей, предотвратить или сни- зить воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.
2. Принцип гуманности. Правовое регулирование направлено на предупре- ждение нанесения вреда растительному и животному миру, всем фор- мам жизни.
3. Сохранение и защита экологического равновесия как важнейшего усло- вия не только развития человечества, но и его выживания.
4. Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружаю- щей среды и природопользования. Реализуется путем установления требований по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользова- ния и т. д., включает в себя выработку и осуществление мер по охране окружающей среды с учетом взаимозависимых явлений и процессов в экологической системе.
12 5. Гармонизация российского законодательства об охране окружающей среды с международными актами и законодательством зарубежных стран. Этот принцип необходим в силу глобального характера экологи- ческих проблем.
Отраслевые принципы могут быть выражены в специальных нормах-прин- ципах, либо выведены из анализа правовых норм.
Комплексное закрепление принципы экологического права впервые полу- чили в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», которая называется: «Основные принципы охраны окружающей среды». В их числе такие, как:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и соци- альных интересов человека, общества и государства в целях обеспече- ния устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ре- сурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружа- ющей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти РФ, органов государ- ственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической без- опасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при приня- тии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ про- верки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в об- ласти охраны окружающей среды;
13
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельно- сти;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на при- родную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на ос- нове использования наилучших доступных технологий с учетом эконо- мических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объ- единений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установ- лению мер государственного регулирования в области охраны окружа- ющей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную де- ятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздей- ствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реали- зации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природ- ных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии ре- шений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
14
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окру- жающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспита- ние и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных объединений и некоммерческих орга- низаций в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды;
обязательность финансирования юридическими лицами и индивиду- альными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и
(или) иную деятельность, которая приводит или может привести к за- грязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) умень- шению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Внутриотраслевые принципы – те, которые присущи отдельному инсти- туту экологического права, например принципы экологической экспертизы, прин- ципы государственного управления экологопользования и др.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Охарактеризуйте предмет экологического права.
2. Дайте характеристику метода правового регулирования экологических отношений.
3. Назовите специфические черты экологического права.
4. Раскройте основные принципы экологического права.
15
2 Источники (внешняя форма)
экологического права России
2.1 Классификация и система источников,
опосредующих экологические отношения
Основными источниками экологического права являются нормативно-пра- вовые акты, которые отвечают следующим требованиям: во-первых, являются актами правотворчества; во-вторых, исходят от государственных органов или специально уполномоченных на разработку и принятие нормативно-правовых актов иных органов; в-третьих, содержат нормы права; в-четвертых, рассчитаны на заранее не ограниченное число случаев применения; в-пятых, действуют, как правило, непрерывно; в-шестых, имеют формальную определенность.
Источники экологического права можно классифицировать по различным критериям:
по юридической силе, подразделяя их на законы и подзаконные акты;
по предмету регулирования, выделяя общие (характеризуются тем, что предмет их регулирования шире и охватывает как экологические обще- ственные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере охраны окру- жающей среды, например, Конституция РФ) и специальные (отлича- ются от общих тем, что регулируют только или преимущественно эко- логические общественные отношения).
В системе источников экологического права можно выделить следующие составляющие:
1. Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Особое место среди источников экологического права зани- мают источники права, содержащиеся в международно-правовых до- говорах.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В ст. 15 Конституции РФ закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федера-
16 ции являются составной частью ее правовой системы. Если международным до- говором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрен- ные законом, то применяются правила международного договора.
2. Конституция РФ.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. За- коны и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15). Разграничение пред- метов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ор- ганами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией,
Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и пол- номочий (ст. 11). В соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользова- ние; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и куль- туры находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Экологические права и обязанности граждан закреплены в ст. 9, 36, 42 и 58 Конституции РФ.
3. Федеральные конституционные законы.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, преду- смотренным ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135 Конституции РФ, к ним относятся ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном
Суде Российской Федерации» и др.
4. Федеральные законы.
Федеральные законы обычно делят на законы общей и специальной ком- петенции. Федеральные законы общей компетенции посвящены регулированию широкого круга вопросов, в том числе связанных с природопользованием и охра- ной окружающей среды. К их числу относятся Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой ко- декс РФ и др. Федеральные законы специальной компетенции регулируют от- дельные виды отношений (например, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ
«О животном мире», Закон РФ «О недрах», ФЗ «Об охране атмосферного воз- духа», Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др.).
5. Нормативно-правовые акты Президента РФ.
Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряже- ния, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противо-
17 речить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Обществен- ные отношения в области экологии регулируются следующими актами Прези- дента: Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Россий- ской Федерации на период до 2025 г.», Указ Президента РФ «О сокращении вы- бросов парниковых газов» и др.
6. Нормативно-правовые акты Правительства РФ.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство Российской Фе- дерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, фе- деральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации из- дает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. К их числу относятся постановления Правительства РФ «Об утверждении особенностей воз- мещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», «О государственном экологи- ческом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и гос- ударственном фонде данных государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды)» и др.
7. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной вла- сти.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряже- ний Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их ком- петенции. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, ин- струкций и положений (например, Приказ Минприроды России «Об утвержде- нии Положения о национальном парке «Онежское Поморье», Приказ Минпри- роды России «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причинен- ного почвам как объекту охраны окружающей среды», Приказ Росприроднадзора
«О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объек- тов размещения отходов», Письмо Росприроднадзора «О постановке на государ- ственный учет объектов HBOC», Информация Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» и др.).
8. Конституции, уставы, законы, иные нормативно-правовые акты субъек- тов РФ.
18
Нормативно-правовые акты субъектов РФ посвящены регулированию от- дельных вопросов использования и охраны природных ресурсов, защиты окру- жающей среды. В качестве примера можно привести следующие законы субъек- тов РФ: Закон Нижегородской области «Об экологической безопасности»; Закон
Приморского края «Об экологическом образовании в Приморском крае»; Закон
Санкт-Петербурга «О государственной экологической экспертизе в Санкт-Пе- тербурге», Экологический кодекс Республики Башкортостан, Закон Ханты-Ман- сийского автономного округа «Об охране окружающей природной среды и эко- логической защите населения автономного округа»; Закон Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» и др.
9. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения в со- ответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» относятся: участие в организации деятельности по накоп- лению и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение пра- вил благоустройства территории поселения и др.
10. Локальные нормативно-правовые акты.
К числу локальных нормативных правовых актов относятся акты, регули- рующие деятельность конкретного хозяйствующего субъекта, в том числе устав, положение, коллективный договор, приказ, инструкция, распоряжение и др. Их действие распространяется только на территорию данного хозяйствующего субъекта.
2.2 Конституционные основы экологического права России
Конституция РФ как источник экологического права содержит в себе важ- нейшие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды
1 1
Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах : учеб. пособие / О. Л. Дубовик,
Л. Н. Чолтян. М. : Проспект, 2018. 368 с.