Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на благопри- ятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружаю- щую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности наро- дов, проживающих на территории Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Как источник права высшей юридической силы Конституция РФ содержит комплекс норм, которые выделяют конституционную функцию охраны окружа- ющей природной среды; устанавливают общеправовой принцип приоритета охраны природы; закрепляют ответственность нынешнего поколения перед бу- дущими; предусматривают экологический суверенитет страны и обязанности его защиты государством во внутренних и внешних отношениях
1
Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая – непосред- ственно посвященная экологическим отношениям, вторая – опосредованно учас- твующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй – ст. 1, 2, 7, 8, 17–19, 45–48, 57.
В ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ре- сурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности наро- дов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В ст. 36 конкретизируется право частной собственности на землю – граж- дане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осу- ществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружа- ющей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Ст. 42 Конституции РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонару- шением.
Как правило, наличие прав предполагает и определенные обязанности. Так, согласно ст. 58, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, береж- но относиться к природным богатствам.
1
Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах : учеб. пособие / О. Л. Дубовик,
Л. Н. Чолтян. М. : Проспект, 2018. 368 с.

20
Названные выше нормы, закрепленные в Конституции, конкретизируются в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также актах органов местного самоуправления.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

2.3 Законы и подзаконные нормативно-правовые акты
в системе источников экологического права
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии с Конституцией РФ природопользование, ох- рана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществля- ют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей государственной власти субъектов РФ.
Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения Рос- сийской Федерации и субъектов Федерации. К совместному ведению относится также законодательство о животном мире и законодательство об охране атмо- сферного воздуха, хотя это непосредственно и не предусмотрено Конституцией.
По предмету совместного ведения субъекты Федерации осуществляют совмест- ное с Федерацией правовое регулирование, а вне этих предметов – собственное правовое регулирование.
Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.
Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ закрепляет, что законы и иные нормативно- правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного веде- ния, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия меж- ду федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, дей- ствует федеральный закон. Это положение служит достижению обеспечения еди- нообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере и обеспечения правопорядка в стране в целом.

21
Федеральные законы, в том числе и регулирующие отношения, входящие в предмет экологического права, обычно делят на законы общей компетенции и законы специальной компетенции.
Федеральные законы общей компетенции посвящены регулированию ши- рокого круга вопросов, в том числе связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Примером федеральных законов общей компетенции могут служить Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонаруше- ниях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
Федеральные законы специальной компетенции непосредственно регули- руют те или иные конкретные экологические отношения (например, ФЗ «О жи- вотном мире», Закон РФ «О недрах», ФЗ «Об отходах производства и потребле- ния», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об особо охраняемых природ- ных территориях», Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др.).
Особое место в системе источников экологического права занимает Феде- ральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный нормативно-правовой акт является основополагающим в регулировании приро- допользования и охраны окружающей среды. В нем содержится основная терми- нология; закрепляются принципы охраны окружающей среды; определяются ос- новы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организа- ций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономи- ческого регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, госу- дарственного экологического надзора, производственного и общественного кон- троля, юридической ответственности за нарушение экологического законодатель- ства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осу- ществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд дру- гих вопросов.
Законы субъектов РФ, как правило, регулируют вопросы экологической безопасности, экологического мониторинга, экологического контроля, экологи- ческого образования и воспитания, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления и т. п. В качестве примеров можно приве- сти следующие: Закон Нижегородской области «Об экологической безопасно- сти», Закон г. Москвы «О государственном экологическом контроле в городе


22
Москве», Закон Санкт-Петербурга «О государственной экологической экспер- тизе в Санкт-Петербурге» и др. В некоторых субъектах РФ предпринята попытка создания комплексного регионального экологического законодательства. Так, на- пример, в Башкирии действует Экологический кодекс Республики Башкорто- стан, в Ханты-Мансийском автономном округе – Закон Ханты-Мансийского ав- тономного округа «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа», в Хакасии – Закон Республики Хакасия
«Об охране окружающей среды» и др.
Среди подзаконных актов высшей юридической силой обладают указы Пре- зидента РФ (например, Указ Президента РФ «О государственной стратегии Рос- сийской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетиче- ской и экологической эффективности российской экономики» и др.).
Ниже указов Президента РФ в иерархии подзаконных актов находятся по- становления Правительства РФ. Приведем несколько примеров: Постановление
Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух за- грязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы за- грязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производ- ства и потребления», Постановление Правительства РФ «О мерах по стимулиро- ванию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания по- путного нефтяного газа на факельных установках» и др.
Приказы, распоряжения и другие нормативные документы министерств и ведомств РФ также являются источниками экологического права. Подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, как правило, принимаются в целях дополнения и конкретизации законов субъектов РФ и регулируют реги- ональные вопросы природопользования и охраны окружающей среды (ими об- разуются памятники природы регионального значения, вводятся правила, связан- ные с использованием объектов животного мира, регулируются вопросы каран- тина, пожарной безопасности и др.).
Локальные нормативные акты также могут содержать отдельные нормы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды на предприя- тии и, соответственно, могут выступать в качестве источника экологического пра- ва. Их действие будет распространяться только на территорию определенного хозяйствующего субъекта.


23
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 2
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте определение источника экологического права.
2. Охарактеризуйте нормативно-правовой акт как основной источник эко- логического права РФ.
3. Приведите конкретные примеры источников экологического права.
4. Выскажите и аргументируйте свое мнение по вопросу о том, является ли судебная практика источником экологического права РФ.

24
3 Объекты и субъекты экологических отношений
3.1 Понятие и виды объектов экологических отношений
В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечислены объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К ним от- несены компоненты природной среды, природные объекты и природные ком- плексы.
Все эти объекты охраняются путем установления особого правового ре- жима для каждого из видов объектов.
1. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверх- ностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космиче- ское пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Земля – природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы. В Земель- ном кодексе РФ закреплено, что земля является важнейшим компонентом окру- жающей среды, основой жизни и деятельности человека. Регулирование отноше- ний по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производ- ства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяй- ственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновре- менно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водото- ков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и осво- ения
1
Почвы – компонент природной среды, представляющий собой поверхност- ный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воз- духа, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся
1
О недрах : Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10.
Ст.
823.


25 средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняю- щий экологические функции.
Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений
1
Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких жи- вотных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федера- ции и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономиче- ской зоны Российской Федерации
2
Озоновый слой атмосферы – компонент природной среды, представляю- щий собой верхний слой атмосферы с повышенной концентрацией молекул озо- на, поглощающий губительное для живых организмов ультрафиолетовое излу- чение из космоса.
Околоземное космическое пространство – компонент природной среды, представляющий собой внешнюю газовую оболочку, окружающую планету
2. Под природным объектом понимается естественная экологическая си- стема, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее эле- менты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между со- бой обменом веществом и энергией.
Природный ландшафт – территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
3. Природный комплекс представляет собой комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных геогра- фическими и иными соответствующими признаками.
1
Об охране атмосферного воздуха : Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
2
О животном мире : Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

26
Некоторые природные комплексы включены в Список всемирного куль- турного и природного наследия ЮНЕСКО. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации включено 28 наименований, в том числе 17 объектов включены в список по культурным критериям, 11 объектов – по природным.
3.2 Субъекты экологических отношений и их виды
В теории права под субъектами обычно понимаются физические или юри- дические лица, обладающие правосубъектностью (граждане, организации, обще- ственные образования), которые могут быть носителями прав и обязанностей, участвовать в правовых отношениях.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Субъектами экологических правоотношений являются субъ- екты экологического права, обладающие экологической правоспо- собностью и дееспособностью.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Экологическая правоспособность – определенная законом способность ли- ца быть носителем экологических прав и обязанностей.
Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими дей- ствиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Субъектами экологических отношений могут выступать физи- ческие и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и органы местного самоуправления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы – физические лица и организации
1
. К организациям относятся государ- ство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.
Также субъекты экологических отношений могут быть разделены на сле- дующие группы:
 управомоченные;
1
Бринчук М.
М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. М. : Эксмо, 2017. 740 с.