Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27
 обязанные.
Субъекты экологических правоотношений также делятся на следующие группы:
1. Управомоченные субъекты экологических правоотношений. Они име- ют определенный набор субъективных прав, реализация которых зави- сит от волеизъявления этих субъектов.
2. Обязанные субъекты экологических правоотношений. Они являются но- сителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений.
Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений не являются раз и навсегда данными, с изменением содержания правоотношений они меняются местами. Так, орган государства, отвечающий за контроль за ис- пользованием и охраной земель, запрашивая необходимую информацию о состо- янии земель у землепользователя, является управомоченным субъектом по отно- шению к землепользователю – обязанному субъекту. Однако если землепользо- ватель направляет в данный орган какой-либо запрос либо оспаривает какие- либо действия этого органа в судебном порядке, то здесь уже сам землепользо- ватель становится управомоченным субъектом.
3.3 Основные права и обязанности субъектов экологических
отношений
М. М. Бринчук классифицирует экологические права граждан по сфере за- крепления на 2 группы
1
: основные, конституционные (фундаментальные); иные.
К первым он относит право на благоприятную окружающую среду, на до- ступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного эколо- гическим условиям, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на охрану здоровья и медицинскую помощь, также право частной соб- ственности на землю и другие природные ресурсы. К иным – права в области природопользования и охраны окружающей среды, например охраны от небла- гоприятного воздействия на окружающую среду, радиационную безопасность и иные.
По субъектам: общие, закрепленные за всеми; права, закрепленные за от- дельными категориями субъектов. Отдельные категории выделяются по профес- сиональному признаку либо по проживанию на определённой территории.
1
Бринчук М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. М. : Эксмо, 2017. 740 с.

28
Права субъектов экологических правоотношений представляют собой пред- усмотренную законом меру возможного поведения, которое выражается в двух аспектах:
1. Право на определенное поведение. Это право на совершение опреде- ленного действия или бездействия. К примеру, лесопользователи могут при осуществлении ими лесопользования возводить пункты хранения древесины, но это является их правом, и никто не вправе обязать их осуществить это, если законом не предусмотрено иное.
2. Право требовать от определенных субъектов экологических правоотно- шений определенного поведения (к примеру, требование не находиться на земельном участке, принадлежащем собственнику) и право требо- вать защиты от определенного поведения и его последствий (например, право судебного взыскания причиненных убытков; право на обращение в соответствующие органы с целью привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, совершивших посягательства на права субъектов экологических правоотношений).
В ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены следующие пра- ва граждан в области охраны окружающей среды:
«Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной де- ятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного харак- тера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возме- щение вреда окружающей среде».
Граждане имеют право:
 создавать общественные объединения и иные некоммерческие органи- зации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
 направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправле- ния, иные организации и должностным лицам о получении своевремен- ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре- ды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
 принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по во- просам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих зако- нодательству РФ акциях;


29
 выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
 оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправле- ния в решении вопросов охраны окружающей среды;
 обращаться в органы государственной власти РФ, органы государ- ственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по во- просам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздей- ствия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснован- ные ответы;
 предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
 осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» обществен- ные объединения и некоммерческие организации имеют следующие права в об- ласти охраны окружающей среды:
Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:
 разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном по- рядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению дея- тельности в области охраны окружающей среды;
 за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропаган- дировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспро- изводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасно- сти;
 оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправле- ния в решении вопросов охраны окружающей среды;
 организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикети- рование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указан- ных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить

30 предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружа- ющей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружаю- щей среды;
 обращаться в органы государственной власти РФ, органы государ- ственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, пол- ной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о ме- рах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
 участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздей- ствие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
 обращаться в органы государственной власти РФ, органы государ- ственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обос- нованные ответы;
 организовывать и проводить в установленном порядке слушания по во- просам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
 организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
 рекомендовать своих представителей для участия в проведении госу- дарственной экологической экспертизы;
 подавать в органы государственной власти РФ, органы государствен- ной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обра- щения об отмене решений о проектировании, размещении, строитель- стве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окру- жающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хо- зяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздей- ствие на окружающую среду;
 предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;


31
 осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих ор- ганизаций также можно разделить на общие и специальные.
К числу общих относятся:
 обязанность сохранять природу и окружающую среду;
 обязанность бережно относиться к природе и природным богатствам;
 обязанность соблюдать иные требования законодательства.
К специальным относятся: обязанности соблюдения пожарной и санитар- ной безопасности в лесах, правил восстановления и ухода за лесами, обязанности водопользователей, туристов, обязанности санитарно-эпидемиологического бла- гополучия населения, обязанность возмещения вреда окружающей среде в ре- зультате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального ис- пользования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных эко- систем, природных комплексов и природных ландшафтов и др.
Обязанности субъектов экологических правоотношений являют собой пре- дусмотренную законом меру должного поведения. Эта мера должного поведения состоит их двух аспектов:
1. Обязанность субъектов экологических правоотношений совершать опре- деленные действия. Например, обязанность физических и юридических лиц принимать меры к предотвращению заболеваний и гибели объек- тов животного мира при проведении сельскохозяйственных и иных ра- бот; обязанность не допускать деградацию земли при ведении хозяй- ственной деятельности.
2. Обязанность субъектов экологических правоотношений воздержаться от совершения определенных действий. Эти ограничения определя- ются законом. Так, к примеру, установлен запрет на хранение и приме- нение ядохимикатов, удобрений и других опасных для объектов живот- ного мира и среды их обитания материалов. Обязанности субъектов экологических правоотношений имеют жесткую правовую регламента- цию. Законом предусматриваются не только обязанности субъектов по охране природы, но и процедура реализации этих обязанностей, без ко- торой нормы носили бы лишь декларативный характер.

32
Права и обязанности субъектов экологических правоотношений можно классифицировать следующим образом:
1. Права и обязанности, связанные с вхождением субъектов экологиче- ских правоотношений в эти правоотношения. Так, субъект экологиче- ского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью для получения права землепользования.
2. Права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зави- симости от объектов, по поводу которых они складываются. По этому основанию можно выделить земельные, водные, лесные и другие эко- логические правоотношения.
3. Права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зави- симости от имеющей юридическую значимость обстановки на данной территории. Так, при введении особого правового режима или призна- нии территории зоной чрезвычайной экологической ситуации на права и обязанности субъектов экологических правоотношений накладыва- ются определенные ограничения видов природопользования.
4. Права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зави- симости от юридических фактов, на основании которых они возника- ют, изменяются и прекращаются. Например, при причинении ущерба объекту экологических правоотношений у лица, причинившего такой вред, возникает обязанность по его возмещению; допущение деграда- ции земель порождает у землепользователей обязанности по консерва- ции деградированных земельных участков и проведению специальных восстановительных мероприятий.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

3.4 Экологические права и обязанности граждан. Механизм
реализации экологических прав
Под экологическими правами человека принято понимать совокупность закреплённых в международных актах, Конституции РФ, специальном экологи- ческом и смежном с ним законодательстве прав индивида, реализуемых в про- цессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

33
Юридическое значение признания экологических прав граждан определя- ется их содержанием и возможностями гражданина как субъекта права. Облада- ние правом для соответствующего субъекта выражается в следующих аспектах
1
:
 свобода поведения в границах, установленных нормой права;
 возможность пользоваться определенным социальным благом;
 возможность совершать определенные действия и требовать соверше- ния соответствующих действий от других лиц;
 возможность обращения в суд за защитой нарушенного права.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» в определенной степени воспроизведены конституционные положения экологического права, но в усеченном варианте. В соответствии со ст. 11 вышеуказанного закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достовер- ную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окру- жающей среде.
Если рассматривать закрепленные законодательством экологические пра- ва как права человека на природу или связанные с природой, то их можно объ- единить в следующие группы:
1. Право собственности на природные ресурсы. Данное право играет очень важную роль, поскольку установление права частной собствен- ности на природные ресурсы, и прежде всего на землю, является важ- ным правовым условием для развития рыночной экономики. Ст. 36
Конституции РФ закрепляет право граждан иметь в частной собствен- ности землю, ст. 8 Водного кодекса РФ закрепляет право собственности гражданина или юридического лица на пруд, обводненный карьер, рас- положенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами. Недра, воды, леса, животный мир как объекты экологического права и права природопользования имеют свою специфику, поэтому находятся преимущественно в публичной собственности, прежде всего государственной. Государство, которое призвано обеспечивать права и интересы человека, реализует свои пол-
1
Бринчук М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. М. : Эксмо, 2017. 740 с.


34 номочия собственника по распоряжению природными ресурсами с уче- том экологических прав и интересов граждан и под их контролем (в том числе под контролем объединений граждан).
2. Права, которые направлены на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы: право на благоприятную окружающую сре- ду, право на благоприятную среду обитания (ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»), права на природо- пользование (лесопользование, недропользование и др.).
3. Права, которые направлены на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды: право на охрану здоровья, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, право на ра- диационную безопасность (ст. 22 ФЗ «О радиационной безопасности населения»).
4. Экологические права будущих поколений. Данные права вытекают из концепции устойчивого развития, одной из существенных характери- стик которой является такое развитие, которое удовлетворяет потреб- ности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность буду- щих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Эта раз- новидность экологических прав еще не оформлена в полной мере рос- сийским законодателем, но движение в данном направлении уже про- ложено.
Основные права также называют конституционными или фундаменталь- ными. В России они закреплены в Конституции РФ, а также в ряде междуна- родно-правовых договоров, которые в соответствии со ст. 15 Конституции явля- ются составной частью правовой системы нашей страны.
К международным актам относятся: Всеобщая декларация прав человека;
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; Европейская социальная хартия.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основными конституционными правами являются право на благоприятную окружающую природную среду (ст. 42 Конституции
РФ), достоверную информацию о её состоянии и право на полное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу граждан, вызванного экологическим правонарушением.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

35
В соответствии со ст. 17 Конституции экологические права граждан отно- сятся к категории неотчуждаемых естественных прав человека, поскольку «при- рода наделяет ими человека с момента рождения»
1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К категории иных прав граждан относятся права, регламенти- рованные в экологическом законодательстве. Достаточно подробно иные экологические права граждан регламентированы в ст. 11 ФЗ
«Об охране окружающей среды».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В Конституции РФ предусмотрена система юридических гарантий эколо- гических прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав
2
:
 судебная защита прав и свобод;
 право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов гос- ударственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
 право на получение квалифицированной юридической помощи;
 право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
 право обращения в межгосударственные органы по защите прав и сво- бод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокры- тие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Кон- ституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суде не только неконституционные, противоречащие эколо- гическим правам граждан решения и действия органов государственной власти,
1
Бринчук М. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. М. : Эксмо, 2017. 740 с.
2
Там же.