Файл: Экономика практические задачи и решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
А. Г. ЧЕРКЕСОВ
ЭКОНОМИКА:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Издательство СПбГПУ
2002

2
УДК (075.8) 33
ББК 65.050
Черкесов А.Г. Экономика: практические задачи и решения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во
СПбГТУ, 2002. – 50 с. (табл. 21, рис. 11, библ. 9)
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины
«Экономическая теория».
В пособии рассматриваются практические задачи, которые возникают в ходе осуществ- ления хозяйственной деятельности экономических субъектов. К их числу относятся задачи о складировании, задачи теории запасов и задачи о перевозках. Основное внимание в пособии уделяется конкретным моделям и инструментам решения рассматриваемых задач. Также кратко освещаются некоторые теоретические вопросы, необходимые для понимания изла- гаемого материала.
В конце каждого раздела приводятся примеры практических заданий по рассматривае- мым темам, а также ответы и решения этих задач.
Пособие предназначено для студентов гуманитарного факультета, изучающих дисцип- лину «Экономическая теория».
Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие....................................................................................................................................... 4
ТЕМА 1. ЗАДАЧИ О СКЛАДИРОВАНИИ .................................................................................... 5 1.1. Оптимизация местоположения складского комплекса методом центра тяжести............. 5 1.1.1. Метод центра тяжести ...................................................................................................... 5 1.2. Расчет оптимальной площади и планировка складских помещений ................................. 8 1.2.1. Основные помещения и технологические зоны склада ................................................ 8 1.2.2. Некоторые характеристики и показатели работы склада ............................................. 9 1.3. Управление складскими мощностями при сезонных колебаниях спроса ....................... 12
ТЕМА 2. ТЕОРИЯ ЗАПАСОВ........................................................................................................ 17 2.1. Категория товарно-материального запаса .......................................................................... 17 2.1.1. Понятие и классификация материальных запасов....................................................... 17 2.1.2. Затраты на управление запасами................................................................................... 18 2.2. EOQ-модель, или базовая модель управления запасами................................................... 20 2.3. Модель точки заказа.............................................................................................................. 22 2.4. Модель периода заказа.......................................................................................................... 26
ТЕМА 3. ЗАДАЧИ О ПЕРЕВОЗКАХ ............................................................................................ 30 3.1. Задача развозки грузов и ее решение .................................................................................. 30 3.1.1. Сущность задачи развозки ............................................................................................. 30 3.1.2. Метод Кларка-Райта ....................................................................................................... 32 3.2. Методы расчета расстояний на сети.................................................................................... 38 3.2.1. Метод потенциалов......................................................................................................... 39 3.2.2. Метод «мельницы» ......................................................................................................... 43
Ответы и решения............................................................................................................................ 45
Рекомендуемая литература ............................................................................................................. 49
Приложение 1................................................................................................................................... 50
Приложение 2................................................................................................................................... 51


4
Предисловие
Развитие реального сектора экономики в условиях рыночных отношений имеет перво- степенное значение для успешного функционирования и развития национальной экономики в целом. Развитие производственных отраслей, увеличение их доли в национальном доходе при одновременном снижении доли сырьевых отраслей в экономике позволит повысить бла- госостояние народонаселения России, снизить зависимость экономики от мировой конъюнк- туры и повысить ее конкурентоспособность.
В ближайшие годы важнейшей проблемой для национального хозяйства станет при- влечение инвестиций в производство. Оценка инвестиционной привлекательности конкрет- ного бизнес-плана во многом обуславливается величиной производственных и инвестицион- ных издержек, к числу которых относятся транспортные и складские издержки, затраты на хранение и содержание запасов. Умелое и грамотное использование производственных ре- сурсов в снабженческо-сбытовой сфере позволяет снизить выше названные затраты в от- дельных случаях в несколько или даже десятки раз, о чем свидетельствует опыт развитых промышленных стран. Снижение себестоимости изделий и рост производительности труда позволяет, в свою очередь, снизить срок окупаемости проекта и улучшить его инвестицион- ную отдачу.
Оптимизационные методы и экономические модели, которые рассматриваются в на- стоящем пособии, представляют собой важные инструменты, которые может использовать бизнес для повышения производительности труда. С другой стороны, те же инструменты мо- гут быть использованы для сравнительной оценки и анализа уровня производственных за- трат. Данные модели являются важным дополнительным разделом экономических знаний, которые позволят читателю повысить уровень своей квалификации и с успехом использовать их для решения экономических и оптимизационных задач в практической хозяйственной деятельности.

5
ТЕМА 1. ЗАДАЧИ О СКЛАДИРОВАНИИ
1.1. Оптимизация местоположения складского комплекса методом центра тяжести
1.1.1. Метод центра тяжести
Одним из ключевых факторов, определяющих экономическую и технологическую эф- фективность складского комплекса является его местоположение относительно расположе- ния поставщиков и заказчиков продукции, идущей через склад. Местоположение склада ска- зывается на таких показателях, как транспортные расходы, арендная земельная плата, а так- же объем продаж, поскольку в некоторых случаях местоположение дистрибьютера или ком- пании-производителя влияет на выбор покупателя.
В тех случаях, когда в качестве главного критерия оптимизации местоположения складского комплекса выбирается минимум суммарных транспортных затрат, для решения данной задачи может использоваться метод центра тяжести. Постановка задачи, решаемую методом центра тяжести, схематично представлена на следующем рисунке:
На рисунке 1 обозначено несколько объектов: поставщики, заказчики и в центре – складской комплекс. Стрелками указано направление грузовых потоков. Географическое расположение объектов представлено в декартовой прямоугольной системе координат, при- чем координаты поставщиков и получателей известны, а координаты оптовой базы остаются неизвестными. Требуется найти оптимальные значения величин x
0
, y
0
, при которых суммар- ные годовые затраты на транспортировку грузов в рассматриваемой системе будут мини- мальными. Транспортные затраты рассчитываются как произведение следующих величин: объем грузопотока, т/год; расстояние между поставщиком/заказчиком и складским комплексом, км; транспортный тариф, руб/ткм.
Единица измерения «руб/ткм» означает «рубль на тонно-километр», то есть во сколько обходится транспортной организации перемещение одной тонны груза на один километр.
Рассмотрим следующую задачу. Известны следующие исходные данные:
Рис. 1.1. Оптимизация местоположения склада
Условные обозначения:
О – складской комплекс
B, C – предприятия-поставщики
A, D, E – предприятия-заказчики
→ – направление грузопотока


6
Координаты
№ п/п Объект
Объем грузопо-
тока, т/год
Тариф,
руб/ткм
x y
1 A
3500 5 25 78 2 B
4000 8,5 10 34 3 C
6000 8,5 72 88 4 D
2300 5 85 50 5 E
4200 5 65 18
Введем следующие условные обозначения:
n количество поставщиков и заказчиков;
q
i
– объем грузопотока i-го поставщика/заказчика, т/год;
r
i
– транспортный тариф i-го поставщика/заказчика, руб/ткм;
x
i
, y
i
– координаты i-го поставщика/заказчика;
x
0
, y
0
– координаты складского комплекса;
d
0i
– расстояние между складским комплексом и i-м поставщиком/заказчиком.
Требуется определить оптимальные значения величин x
0
, y
0
, при которых будет выпол- няться следующее условие: min
1 0

=

=
n
i
i
i
i
d
r
q
TC
, где TC (Total Cost) – суммарные затраты на транспортировку, руб/год.
Нахождение оптимальных координат x
0
, y
0
осуществляется с помощью итерационного сходящегося алгоритма. Количество итераций определяется требованиями к степени точно- сти получаемого решения.
Алгоритм решения задачи методом центра тяжести
Шаг 0.Начальный расчет величин x
0
, y
0
:


=
=
=
n
i
i
i
n
i
i
i
i
r
q
r
q
x
x
1 1
0
)
(
)
(
;


=
=
=
n
i
i
i
n
i
i
i
i
r
q
r
q
y
y
1 1
0
)
(
)
(
На основании расчетов, приведенных в таблице 2, определяем начальные значения коорди- нат оптовой базы: x
0
= 6792000/135000 = 50,3; y
0
= 7962000/135000 = 59,0.
№ п/п Объект
x i
q i
r i y
i q
i r
i q
i r
i
1
A
437 500 1 365 000 17 500 2
B
340 000 1 156 000 34 000 3
C
3 672 000 4 488 000 51 000 4
D
977 500 575 000 11 500 5
E
1 365 000 378 000 21 000
Сумма
6 792 000
7 962 000
135 000
Таблица 1.1
Таблица 1.2

7
Шаг 1. Расчет расстояний между складским комплексом и множеством поставщи- ков/заказчиков (см. табл. 3, графа 3):
2 0
2 0
0
)
(
)
(
y
y
x
x
d
i
i
i

+

=
Шаг 2. Расчет суммарных затрат на транспортировку (см. табл. 3, графа 4):

=
=
n
i
i
i
i
d
r
q
TC
1 0
Шаг 3. Повторный расчет координат оптовой базы (см. табл. 3, графы 5-7):


=
=
=
n
i
i
i
i
n
i
i
i
i
i
d
r
q
d
r
q
x
x
1 0
1 0
0
)
/
(
)
/
(
;


=
=
=
n
i
i
i
i
n
i
i
i
i
i
d
r
q
d
r
q
y
y
1 0
1 0
0
)
/
(
)
/
(
№ п/п Объект
d
0i
q
i
r
i
d
0i
x
i
q
i
r
i
/d
0i
y
i
q
i
r
i
/d
0i
q
i
r
i
/d
0i
1 2 3 4 5
6
7
1
A
31,7 554 089 13 817,7 43 111,3 552,7 2
B
47,4 1 612 358 7 169,6 24 376,7 717,0 3
C
36,2 1 847 789 101 349,2 123 871,3 1 407,6 4
D
35,8 412 066 27 280,2 16 047,2 320,9 5
E
43,5 914 149 31 357,0 8 683,5 482,4
Сумма

5 340 452
180 973,8
216 089,9
3 480,7
В соответствии с проведенными вычислениями, определяем новые координаты оптовой базы: x
0
= 180973,8/3480,7 = 52,0; y
0
= 216089,9/3480,7 = 62,1. Отметим также, что при старых координатах оптовой базы (50,3; 59,0) суммарные затраты на транспортировку, согласно табл. 3., составляют: TC = 5340452 руб/год.
Шаг 4. Повторять шаги 1, 2 и 3 до тех пор, пока суммарные транспортные затраты TC не пе- рестанут изменяться на значимую величину.
Результаты выполнения шага 4 представлены в следующей таблице:
Координаты
Номер
итерации
x
o
y
o
TC
0 50,3 59,0 5 340 452 1
52,0 62,1 5 305 197 2
53,3 63,8 5 291 233 3
54,2 64,9 5 285 120 4
54,8 65,6 5 282 289 5
55,3 66,1 5 280 933 6
55,6 66,4 5 280 269 7
55,8 66,6 5 279 939 8
56,0 66,8 5 279 773 9
56,1 66,9 5 279 689 10 56,2 67,0 5 279 646
… … … …
100 56,3 67,2 5 279 601
Таблица 1.3
Таблица 1.4


8
Как хорошо видно в данной таблице, уже на первых десяти итерациях можно получить достаточно точные значения координат оптовой базы, которые дают вполне приемлемые ре- зультаты по величине суммарных транспортных затрат TC. Выполнение дальнейших итера- ций (в данном случае, для сравнения, представлена сразу 100-я итерация) незначительно влияет на конечный результат. Это говорит о том, что уже на первых нескольких итерациях можно прекратить дальнейшие вычисления.
1.2. Расчет оптимальной площади и планировка складских помещений
1.2.1. Основные помещения и технологические зоны склада
Решение проблемы выбора местоположения складского комплекса позволяет перейти к решению следующего вопроса – расчет оптимальной площади склада и планировка склад- ских помещений. На следующем рисунке представлена общая схема распределительного склада с железнодорожными и автомобильными подъездными путями, на которой указаны основные виды помещений и технологические зоны склада:
Рис. 1.2. Схема распределительного склада

9
Планировка складских помещений может существенно варьироваться в зависимости от вида и предназначения склада, хранимой на нем продукции, особенностей складских техно- логических процессов, типовой схемой движения грузопотоков на складе и других факторов.
Однако при любой планировке на складе можно выделить следующие основные помещения и технологические зоны:
Помещения основного производственного назначения (или основные помещения) используются как для хранения продукции, так и для выполнения целого ряда складских операций.
Рампа представляет собой платформу, специально оборудованную для проведения по- грузочно-разгрузочных работ с определенными видами транспорта. Так, на представленной схеме на железнодорожной рампе производится разгрузка подаваемых железнодорожных вагонов, а на автомобильной рампе погрузка на грузовые автотранспортные средства уком- плектованных партий отправки.
Приемочная экспедиция используется для кратковременного хранения грузов, прибы- вающих вне рабочего времени склада, например, в праздники, выходные или ночные часы.
Отправочная экспедиция предназначается для временного хранения грузовых партий от- правки, ожидающих подачи транспортного средства для проведения погрузочных операций.
Участок приемки предназначается для проверки поступающей продукции по количест- ву и качеству. На участке комплектования осуществляется комплектование грузовых партий отправки в соответствии с поступающими потребительскими заказами.
Зона хранения – основная технологическая зона склада, которая оборудована универ- сальным или специальным оборудованием для хранения товаров. Товары в эту зону посту- пают из приемочной экспедиции, участка приемки или непосредственно с железнодорожной рампы. Они размещаются на стеллажах или в другом складском оборудовании, и оттуда впо- следствии поступают уже на участок комплектования, в отправочную экспедицию или непо- средственно на автомобильную рампу для отправки покупателям. Внутри зоны хранения мо- гут быть выделены отдельные внутренние зоны для хранения определенных групп товаров
(продовольственных, промышленных, хозяйственных и пр.), а также зоны со специализиро- ванным оборудованием (например, холодильники для хранения скоропортящейся продук- ции).
Вспомогательные помещения предназначаются для хранения поддонов, порожних контейнеров, складской тары. В этих же помещениях может производиться ремонт повреж- денной в процессе оборота тары.
В подсобно-технических помещениях располагаются машинные отделения, вентиля- ционные камеры, ремонтные мастерские, кладовые, подзарядные аккумуляторные станции и пр.
Наконец,

административно-бытовые помещения включают в себя офисы, контор- ские помещения, места отдыха и приема пищи.
1.2.2. Некоторые характеристики и показатели работы склада
Для расчета полезной площади склада необходимо знать некоторые характеристики склада и плановые показатели его работы. К их числу относятся емкость склада, полезная и общая площадь, пропускная способность и оборот склада. Рассмотрим поочередно эти пока- затели
Емкость и грузооборот склада
Под емкостью склада понимают максимальное расчетное количество грузов, которое может быть размещено для хранения на данном складе. Грузы обычно исчисляется в тоннах.
Например, емкость склада составляет 3000 тонн (Е = 3000 т). Это значит, что на складе мож-

10
но разместить до 3000 т продукции определенного вида, например, продовольственных и промышленных товаров.
Другим важным показателем является грузооборот клада – количество грузов, которые были переработаны на складе за определенный период. Например, годовой грузооборот склада составляет 100 тысяч тонн в год (Q = 100 000 т/год). Это значит, что на складе за год было переработано 100 тысяч тонн грузов.
Под складской переработкой понимают складские операции по приему и проверке гру- зов, их размещению на складе для хранения, изъятия, комплектации и отправке получателю, образующих в совокупности складской технологический процесс.
Производным показателем от величин E и Q является средний срок хранения грузов: t
ср
= D
p
× γ × E / Q где
γ – коэффициент использования емкости склада, D
p
–количество рабочих дней в году, дн.
Емкость склада не всегда используется на 100%. Как правило, используется только часть емкости склада, и тогда коэффициент
γ будет меньше единицы. К тому, как рассчиты- вается коэффициент
γ, мы вернемся немного позже.
Полезная площадь склада
Основной функцией любого склада является хранение продукции. Для выполнения этой функции служит зона хранения, где располагается складское оборудование, в котором хранится продукция. Та часть зоны хранения, которая непосредственно занята складским оборудованием, носит название полезной площади склада.
Существуют различные методики расчета полезной площади склада. Выбор методики зависит от типа склада и вида хранимой продукции, а также конструкционных особенностей и используемых на складе технологий. Рассмотрим два примера.
Пример 1. Емкость склада для хранения тяжелых металлических изделий (металличе- ские заготовки, инструменты, метизы, детали, узлы и пр.) составляет 5000 т. Максимальная допустимая нагрузка на пол складского помещения составляет 2,0 т/м
2
. Тогда полезная пло- щадь склада может быть определена по формуле:
S
пол
= E /
σ = 5000 / 2 = 2500 м
2
, где E – емкость склада, т;
σ – допустимая нагрузка на пол склада, т/м
2
Коэффициент
σ определяется конструктивными особенностями склада. В обычных по- мещениях, например, в магазинах нагрузка на пол варьируется в пределах
σ = 0,6…1,0 т/м
2
Однако на складах, которые предназначены для хранения тяжелых металлических изделий
(металлические заготовки, инструменты, метизы, детали, узлы и пр.), этот коэффициент дос- тигает значений
σ = 3,0…4,0 т/м
2
Пример 2. Емкость склада для хранения товаров широкого потребления составляет
2000 т. Средняя плотность груза составляет 0,5 т/м
3
. Хранение грузов производится на стел- лажах марки СТ-2М-II. Размеры стеллажа составляют 4120
×1705×4000 мм. Коэффициент за- полнения объем стеллажа при хранении груза в поддонах составляет 0,64. Тогда полезная площадь склада, занятая под стеллажи, рассчитывается по формуле:
S
пол
= E / (H
× ρ × β) = 3000 / (4 × 0,5 × 0,64) = 2344 м
2
, где H – высота укладки груза, м;
ρ – средняя плотность груза, т/м
3
;
β – коэффициент запол- нения объем стеллажа (плотность укладки).
Общая площадь склада
Под общей площадью склада следует понимать основные производственные помеще- ния, включая участки приемки и комплектования, отправочную и приемочную экспедицию, а также площадь проходов и проездов между стеллажами и другим складским оборудовани- ем. В каждом конкретном случае размер общей площади склада определяется конкретной