Файл: Уральский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Немаловажная роль в вопросе правового регулирования общественных отношений в период военного времени также принадлежала Президиуму Верховного Совета СССР, который 22.06.1941 издал Указ, вводивший в действие Положение о военных трибуналах, деятельность которых разворачивалась на территориях, на которых развернулись театры военных действий, а также на территориях, на которых было введено военное положение. К компетенции военных трибуналов относилось рассмотрение дел о преступлениях, посягающих на общественный порядок, социалистическую собственность, обороноспособность государства, а также на установленный порядок исполнения воинской обязанности

Великая Отечественная война создала условия по приостановлению и изменения некоторых основополагающих норм Конституции на период до окончания войны. Некоторые конституционные гарантии, например, свобода слова, печати, митингов, неприкосновенность жилища и некоторые другие, не могли осуществляться в полном объеме.

В условиях Второй мировой войны государственный аппарат СССР претерпел значительные изменения в своей деятельности. В первую очередь, была создана система военного управления, которая объединила военные и гражданские ведомства в единый механизм управления экономикой и обороной страны. Наиболее важными изменениями в государственном аппарате СССР стали:

1. Создание Государственного комитета обороны (ГКО), который стал центральным органом управления войной. Его функции включали управление экономикой, дополнительное формирование армии, определение стратегии войны и другие вопросы.

2. Расширение прав секретарей обкомов КПСС в провинциальных городах. Это позволило более эффективно контролировать производство и обеспечение боевых нужд в регионах.

3. Создание новых комиссариатов и министерств для более эффективной работы в военное время. Например, были созданы Министерство танковой промышленности, Министерство авиационной промышленности и т.д.

4. Ужесточение контроля над населением в военное время. Государственная безопасность расширила свою деятельность и начала массово аресты и репрессии против людей, которые могли являться врагами народа.

5. Рост роли партийных отрядов и государственной молодежной организации «Комсомол». Они помогли мобилизовать молодежь к выполнению задач по войне, поощряли патриотические чувства и готовность к защите Родины.


Таким образом, изменения в государственном аппарате СССР во время Второй мировой войны были связаны с усилением контроля над экономикой и населением, созданием новых органов управления и ужесточением мер безопасности. Они позволили СССР успешно противостоять немецко-фашистской армии и одержать победу в Великой Отечественной войне.

Таким образом, в период Великой Отечественной войны в СССР создавались новые органы государственной власти, которые были необходимы в ситуации военного положения: Государственный Комитет обороны, НКВД СССР, Главное управление контрразведки «СМЕРШ», Назначение И.В. Сталина на пост Верховного Главнокомандующего, продление полномочий Верховного Совета СССР, расширение полномочий союзных республик и нормализация отношений сцерковью помогали сплотить дух нации.

Итак, на основании вышеприведенного анализа деятельности правотворческих и правоисполнительных органов в период Великой Отечественной войны можно определить, что положительным моментом являлось то, что все-таки важнейшие принципы советского общественного и государственного строя, права и обязанности граждан, сохранились даже в такой сложный период. Конечно, в период ведения военных действий произошло расширение административных методов руководства, применялись достаточно суровые меры за совершенные нарушения законодательства военного времени, однако основные принципы социалистического государства оказались нерушимы, принимались все меры для организации крепкого тыла, мобилизации экономических и военных ресурсов, для укрепления дисциплины – «Все для фронта, все для победы!».


1.2. Преобразования судебной системы. Военные трибуналы



В целом большинство исследователей согласны с тем, что Великая Отечественная война не привнесла с собой принципиальных изменений в сформированную к моменту её начала судебную систему. В пользу данного довода также говорят ряд исторических фактов. Во-первых, необходимо отметить, что сохраняли своё действие ключевые принципы судопроизводства – ведение судебного процесса на национальном языке, устность, гласность, а также гарантированность предоставления защиты обвиняемым в совершении преступлений лицам. Во-вторых, в структуре судебной системы были сохранены краевые, областные, народные суда, а также верховные суды регионального уровня и Верховный Суд СССР.

Организация и деятельность военных трибуналов были определены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении»4, «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положениями в районах военных действий»5

С целью разрешения вопросов о военных преступлениях создавались военные трибуналы и военно-полевые суды. Военные трибуналы рассматривали такие категории дел, как предательство, дезертирство, осквернение могил, военное грабеж и другие нарушения законов военного времени. Все решения военных трибуналов были конечными и не подлежали обжалованию.

Их деятельность была ориентирована на снижение уровня преступности и повышение боеспособности РККА. Все арестованные гражданские лица и солдаты проходили через военные трибуналы, которые решали, нужно им отпустить или отправить к делу.

Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и флотах, а также при армиях, корпусах, иных военных соединениях и военизированных учреждениях. Военные трибуналы также были учреждены в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении. Военными трибуналами рассматривались уголовные дела, связанные с совершением преступлений следующих категорий:

- любые преступные посягательства, совершённые военнослужащими;

- преступные посягательства, направленные против государственной безопасности,
общественного порядка и обороноспособности страны;

- преступные посягательства, связанные с хищением социалистической собственности;

- преступные посягательства, направленные против установленного порядка исполнения всеобщей воинской повинности;

- разбои и убийства.

Рассмотрение уголовных дел военными трибуналами осуществлялось по истечении 24 часов с момента вручения обвинительного заключения. Вынесенные военным трибуналом приговоры не могли быть обжалованы в кассационном порядке, а их пересмотр допускался исключительно в порядке надзорного производства. В случаях, когда военными трибуналом виновное лицо приговаривалось к смертной казни, посредством телеграммы о вынесенном приговоре уведомлялся председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР. Если по истечении 72 часов материалы уголовного дела не были истребованы ВК ВС СССР, приговор подлежал исполнению.

В период Великой Отечественной войны военные трибуналы имели важнейшее значение в системе судопроизводства по государственным преступлениям. В своей деятельности они руководствовались принципами правосудия, закрепленными в Конституции и законе о судоустройстве СССР.

В связи с увеличением количества военных трибуналов (к началу войны в стране функционировало 298 военных трибуналов, а к 1 марта 1942 г их было сформировано еще 823) оказалось невозможным обеспечить осуществление правосудия постоянным судебным составом из трех военных судей. Поэтому 28 июля 1942 г Указом Президиума Верховного Совета СССР была предусмотрена возможность участвовать в осуществлении правосудия заседателям из числа военнослужащих, которых делегировали политические органы и командование войсковых частей6. Значительный объем дел стал направляться в военные трибуналы после начала наступательных операций Красной Армии и по мере освобождения ранее оккупированной территории о преступлениях гитлеровцев и их пособников.

19 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». В соответствии с данным Указом для рассмотрения подобных дел
специально учреждались военно-полевые суды, они действовали при дивизиях и корпусах Красной Армии.

В их состав входили председатель военного трибунала, начальники политического и особых отделов Военно-полевые суды рассматривали дела немедленно после освобождения занятых противником территорий (но не позже 48 часов с момента поступления дела в суд). Судебное заседание должно было проводиться согласно гл. 28 УПК РСФСР. Подготовительная стадия не предусматривалась. Приговоры должны были исполняться немедленно. В целом деятельность военно-полевых судов не получила широкого распространения.

Как правило, военно-полевые суда рассматривали уголовные дела, по которым виновное в совершении преступного посягательство лицо было задержано с поличным, а также уголовные дела, по которым не требовалось специального дополнительного расследования. Выносимые военно-полевыми судами приговоры подлежали утверждению командиром дивизии, при которой суд был сформирован, а исполнение указанных приговоров осуществлялось незамедлительно7.

Таким образом, в период войны особую важность приобретали военные трибуналы и военно-полевые суды. Так как в военное время каждое преступление должно рассматриваться именно военным судом. Таким образом, государство «поднимало боевой дух» населения также посредством установления «жесткой» трудовой дисциплины. Гражданам Советского Союза было необходимо трудиться в тылу, чтобы обеспечить ведение войны на фронтах необходимы в ситуации военного положения.

Таким образом, в период войны особую важность приобретали военные трибуналы и военно-полевые суды. Так как в военное время каждое преступление должно рассматриваться именно военным судом.

В первые годы системных преобразований для вновь возникших институтов, была характерна слабость и незрелость. Но в ходе накопления политического опыта после ряда парламентских и президентских выборов налаживалось функционирование демократической политической системы, обеспечивался новый уровень политического равновесия. К началу 2000-х годов во всех странах региона существовали такие атрибуты демократии, как демократические выборы, многопартийность, неправительственные общественные организации, независимые средства массовой информации. Были гарантированы ответственность правительства перед парламентом, возможность смены правительств и соблюдение гражданских прав и свобод.