Файл: Конфликтология и медиация грузов игорь вячеславович.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ И МЕДИАЦИЯ

ГРУЗОВ ИГОРЬ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

Этапы развития конфликта

Причины, вызывающие конфликт

Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:

Структурные элементы конфликта

Микро и макросреда - внутренние и внешние условия, в которых находятся и действуют конфликтанты.

Понятия конфликтная ситуация и инцидент

Конфликтная ситуация - крайняя степень обострения накопившихся противоречий.

При этом для перехода этих противоречий в конфликтную ситуацию необходим ряд условий:

Конструктивные и деструктивные стороны, последствия конфликта

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

Конструктивная:

Конформистская:

МЕДИАЦИЯ

Принципы медиации

Преимущества медиации

Этапы медиации

КОНФЛИКТОЛОГИЯ И МЕДИАЦИЯ

ГРУЗОВ ИГОРЬ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА


Конфликт - это столкновение противоречащих друг другу интересов противодействующих сторон, каждая из которых выбирает собственные способы действий и методы поведения для достижения целей. Каждая из сторон использует свой арсенал методов, предлагает свой набор альтернатив разрешения конфликтного взаимодействия и выбирает свой собственный путь достижения согласия.
  • конфликтную ситуацию,
  • источники конфликта,
  • возможности экстраполяции конфликта,
  • методы управления конфликтом,
  • конструктивные и деструктивные последствия.
  • Началом конфликта можно считать момент, когда один из участников понимает, что претензии противоположной стороны нельзя совместить с его интересами. Степень этого несоответствия определяется тем, в какой мере альтернативные варианты развития событий могут удовлетворить притязания обеих сторон.

    Особенности конфликта:

  • непонятен конечный результат (часто оппонентам вовсе не известны решения, принимаемые друг другом);
  • цели противоречивы, соответствуют противоположным интересам сторон;
  • модели поведения и методы воздействия конфликтующих сторон.

Этапы развития конфликта


1. Нарастает эмоционально-психологическая напряженность конфликтной ситуации.

2. Появляются новые проблемные поля. Первоначальная конфликтная ситуация развивается и усугубляется.

3. Растет интенсивность действий конфликтующих сторон. Повышается агрессивность конфликта, он разрастается - в конфликт оказываются втянуты новые действующие лица.

4. Ухудшается социально-психологический климат. Растет уровень эмоциональности в действиях конфликтующих сторон, что может повлиять на их поведение как позитивно, так и негативно.

5. Формируется новый взгляд на конфликт и причины его возникновения.

Причины, вызывающие конфликт

Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:

  • неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные точностью изложения проблемы и истории конфликта;
  • слухи, невольная дезинформация;
  • преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
  • ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
  • нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить
  • ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и оставить неприятные воспоминания;
  • неверная интерпретация использованного языка, слов типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т. п.;
  • посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п.

  • стремление к превосходству,
  • проявление агрессивности,
  • проявление эгоизма.
  • вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
  • важность отношений для каждой из сторон;
  • совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
  • различия в образовательном уровне, классовые различия;
  • история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
  • ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
  • Личные системы верований и поведения: предрассудки, предпочтения, приоритет.
  • Групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы.
  • Способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям.
  • Религиозные, культурные, региональные и политические ценности.
  • Традиционные системы убеждений.
  • власть, система управления;
  • политические партии и течения;
  • различные социальные нормы;
  • право собственности;
  • религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
  • географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.

Структурные элементы конфликта

Конфликтующие стороны. В конфликте участвуют как минимум две стороны (конфликтанты) - отдельные индивиды или целые группы. Бывают многосторонние конфликты - между тремя и более сторонами. Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники: сочувствующие той или другой стороне, провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы. Зона разногласий. Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зону разногласий не всегда легко распознать. Часто участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Иногда кажется, что весь сыр-бор разгорелся из-за пустяка. Стоит только одному из спорщиков уступить, и конфликт будет исчерпан.

Микро и макросреда - внутренние и внешние условия, в которых находятся и действуют конфликтанты.


Представления о ситуации. Каждый из участников конфликта имеет свое представление о ситуации

, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному, что и создает почву для их столкновения. Мотивы. Две стороны в конфликте представляют себе одну и ту же ситуацию по-разному из-за множества причин. У каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей, на основе которых он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т. д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Действия. Появление зоны разногласий влечет за собой различные представления конфликтантов о ситуации. Мотивы и цели, которые противоречат друг другу и одновременно трудно осуществимы, вызывают сталкивающими действиями. Действия каждой стороны мешают оппоненту достичь своей цели. Поэтому они оцениваются как враждебные или по меньшей мере некорректные. В ответ вторая сторона предпринимает противодействия, которые у первой точно так же получают негативную оценку. В таком столкновении направленных друг против друга действий и противодействий и заключается реальное протекание конфликта.

Понятия конфликтная ситуация и инцидент

Конфликтная ситуация - крайняя степень обострения накопившихся противоречий.

При этом для перехода этих противоречий в конфликтную ситуацию необходим ряд условий:

  • Сложившаяся ситуация должна иметь большое значение для конфликтующих сторон.
  • Один из участников противостояния создает реальное препятствие для выполнения притязаний другого (даже если это субъективное восприятие, а не
  • реальность).
  • Превышение уровня толерантности (индивидуальной или групповой) по отношению к этому препятствию.

Инцидент - это первая стычка конфликтантов. С него, собственно, и начинается конфликт. Он выступает как завязка конфликта. Если в предконфликтной стадии конфликт находился в эмбриональном, утробном состоянии, то теперь он появляется на свет. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод - последняя капля, которая переполняет чашу. Есть «предел терпимости» напряжения, своего рода энергетический барьер. Когда энергия раздражения, которая медленно накапливалась на предконфликтной стадии, прорывает этот барьер, тогда любой мельчайший повод, как искра, зажигает пламя конфликта. Конфликт, начавшийся с инцидента, может вместе с ним и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться. В других
случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как конфликтантам удается в ходе инцидента разрешить свои разногласия.

Конструктивные и деструктивные стороны, последствия конфликта

Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль. Двойственность природы конфликта заключается в особенностях его влияния на жизнь и деятельность противоборствующих сторон. Кроме того, на разных этапах развития один и тот же конфликт может принимать как конструктивную, так и деструктивную окраску.
Конструктивные аспекты конфликта для его участников:
  • Конфликт может полностью или частично нейтрализовать противоречия, вызванные недостатками организации деятельности, неудовлетворительным менеджментом, несоответствием квалификации работника выполняемым обязанностям.
  • Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт.
  • Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической напряженности у противоборствующих сторон.
  • Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в таких ситуациях, получить навыки эффективного сотрудничества, повысить свой социальный статус.
  • Результатом конфликта может стать повышение индивидуальной эффективности сотрудника.
  • Конфликт может способствовать повышению авторитета одной из сторон, если она преследовала цели, которые коллеги по работе оценили как справедливые.
  • Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.
  • Участие в конфликте в 31 % случаев приводит к серьезному ухудшению настроения сторон. Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже в относительное равновесие.
  • Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими, моральными или даже физическими травмами.
  • Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующих в нем. Часто этот стресс настолько силен, что приводит к обострению заболеваний.
  • Результатом конфликта может стать создание образа врага, который сохраняется на длительное время, даже если конфликт уже завершен.
  • Когда одна из сторон прекращает конфликт при помощи силы, в следующий раз в аналогичной ситуации она вновь может использовать метод насилия для разрешения конфликта.
  • Поражение снижает самооценку личности.

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

Конструктивная:

  • стремится уладить конфликт;
  • нацелена на поиск приемлемого решения;
  • отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику;
  • открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна

Конформистская:

  • пассивна, склонна к уступкам;
  • непоследовательна в оценках, суждениях, поведении;
  • легко соглашается с точкой зрения соперника;
  • уходит от острых вопросов

Деструктивная:
  • постоянно стремится к расширению и обострению конфликта;
  • постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность;
  • проявляет подозрительность и недоверие к сопернику;
  • нарушает этику общения

МЕДИАЦИЯ

Понятие «медиация» Медиация - процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами путем вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица - медиатора с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. Медиатор (посредник) - человек или группа людей, которые в качестве нейтральной, независимой стороны, не заинтересованной в конфликте, помогают конфликтующим разрешить спор. Фасилитатор отвечает за организацию переговоров (следит за соблюдением регламента и структурой процесса), содействует сторонам при их проведении. Медиация - альтернатива судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства. Она обладает целым рядом преимуществ, главное из которых - принятие сторонами на добровольной и равноправной основе того решения, которое устроит всех участников спора и удовлетворит их интересы.

Принципы медиации

Добровольность. В процесс медиации все стороны вступают добровольно, а медиатора выбирают по обоюдному согласию. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.