Файл: Шекспир и шекспировский вопрос. Периодизация творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Шекспир и «шекспировский» вопрос. Периодизация творчества.

Шекспировский вопрос.

Как этот человек мог написать все, что он написал?

Долгое время считалось, что его произведения писал не он, а какой-то его современник (редактор Шекспира) — киримар? Местами он действительно правил его текст.

Уильям Шекспир родился в Англии, в очень маленьком провинциальном городке стрэйпон на эйвване, в 1564 году в семье перчаточника. Его отец был ремесленником — перчаточных дел мастером. В городе есть только начальная школа, нет ни библиотеки, ни университета. Всю жизнь, до того, как Шекспир стал иствестен, он прожил в этом городке. У него была жена и дети, которых он там оставил. Он нигде не мог получить никакого образования. Он еще юношей женился на девушке, которая была старше его на 10 лет. Он всю жизнь был непутевый, занимался браконьерством, бросил семью и ушел с бродячими актерами. С театром «глобус» он связался не как драматург или актер, а как совладелец. Он вкладывался материально в этот театр и в осуществление некой бизнес-модели. Потом он возвращается в городок стрэйсон на эйвоне и умирает в день своего рождения — 23 апреля 1616 года. Существует понятие — словарь языка писателя. В нем можно увидеть, что его активный лексикон от 20 до 25 тысяч слов. Это очень много. Для сравнения — у философа Беккона был активный лексикон 9-10 тысяч слов. Современный оксфордский словарь сообщает, что Шекспир ввел в английский язык 3200 новых слов. Это больше чем все литераторы его эпохи вместе взятые. Ввел он их в том числе из иностранных языков. Потому что автор шекспировских пьес, должен был в идеале владеть всеми европейскими языками. Он владел следующими языками: французский, итальянский, латынь, греческий, английский естественно. Он должен был хорошо знать древнюю историю мира.

Также цитаты, какие-то отсылки в пьесах Шекспира показывают, что автор должен был читать мантерио, ориосто, бокачча, гомера, клафта, овидия, т.е. должен быть колоссальный, академический объем знаний у автора. Более того он должен иметь представление в области истории, юриспруденции, риторики, музыки, ботаники (специалисты насчитали 63 вида трав и растений, которые упоминаются в пьесах Шекспира), медицина, военное дело, морское дело. Он должен прекрасно знать устройство городов северной Италии, Парли, Венеции, а ведь Шекспир не выезжал за пределы Англии. Еще интересный момент: когда умирает писатель, о нем обычно пишут некрологи, но когда умер Шекспир, ни одна газета не вышла с некрологом о нем. Нет
никаких свидетельств, что кто-то его при жизни вообще принимал за писателя. Он был актер, совладелец «глобуса». Не найдено ни одной книги, принадлежащей Шекспиру (понятие библиотека писателя).

От всех его современников до наших дней дошла хоть какая-то рукопись, а от него ничего. Просто возникли пьесы из ниоткуда, созданные неизвестно кем. Это и есть шекспировский вопрос.

Невероятное, небывалое в мировой культуре противоречие между тем, что мы знаем точно об этом человеке — Уильяме Шекспире и того колоссального, величайшего литературного наследия, которое он оставил.

Конечно можно было бы приписать эти произведения какому-то очень талантливому современнику Шекспира, например марлову?. Но современный, компьютерный, стилистический анализ показывает, что тексты Шекспира в массе своей по стилю не равны текстам марлоу, они прям расходятся. Но есть вкрапления Марлоу в текстах Шекспира, что говорит о том, что марлоу был редактором Шекспира.

Творчество Шекспира обычно делят на периоды:

1. Первый период (конец 16 века (90-е гг.))

Пишет исторические хроники: Ричард Второй, Ричард Третий, Генрих Шестой; также Ромео и Джульетта.

2. Период великих трагедий (1600 – 1608 гг.)

Пишет свои величайшие трагедии: Гамлет; Король Лир; Мак бет; Отелло.

3. Третий период (1608 – 1613 гг.)

Пишет трагедии на античные сюжеты: Кареолан; Антонио и Клеопатра; также пишет трагикомедии: Буря; Нир; Зимнюю сказку.

  1. Трагедия Шекспира «Гамлет, Принц Датский» как отражение кризиса гуманизма. Анализ монолога «Быть или не быть».

Сюжет Гамлета. Откуда он?

Гамлет или «Трагическая история о принце датском», является трагедией, с глубоким смыслом. Это самая знаменитая пьеса Шекспира. Она написана в начале семнадцатого века в Лондоне. По праву считается бессмертной не только в английской, но и мировой литературе.

Исторической основой к её написанию послужила старинная легенда о датском принце Амлете, по легенде Амлет жаждет мести за смерть своего отца (короля). Первый спектакль поставленный в 1601 году имел успех, даже сам Шекспир играл там (тень убитого отца Гамлета), - роль трагическую и роковую, не менее чем роль принца датского. Однако, спектакли с такими же названиями уже шли в лондонских театрах за долго до премьеры шекспировского Гамлета. Есть свидетельства, что пьеса «Гамлет» шла ещё в 1594 году, то есть за семь лет до официальной премьеры. Об этом есть свидетельства в дневниковых записях антрепренёра (менеджера по постановкам). Многие историки, полагают что существовала другая пьеса, ещё до Шекспира написанная так же на основании легенды об Амлете. Автором её был Томас Кид, автор «Испанской трагедии», схожей по сюжету с «Гамлетом» Шекспира.



Сюжет «Гамлета» очень эмоционален и продуман. В нём подробно раскрывается сущность личности главного героя. Молодого человека ищущего ответы на вечные вопросы человеческого бытия. В пьесе показаны коварство, любовь, лицемерие. Предательство матери, которая, не прошло и двух месяцев обручается с братом её покойного мужа (он же убийца короля). В этой крайне запутанной ситуации автор показывает как среди всеобщей грязи, интриг, двуличия и подлости, главный герой остаётся честным и наказывает зло, к сожалению, ценой собственной жизни. В этом присутствует беспощадный реализм и фатализм жизни. Именно это и делает пьесу Шекспира бессмертной. Ей уже более 400-сот лет а она по прежнему актуальна и интересна.

Эта пьеса является самой большой по содержанию из всех пьес Шекспира. Сама дата написания и опубликования Шекспиром «Гамлета», точно не установлена. Один из издателей, знакомый Шекспира, в конце шестнадцатого века опубликовал список в котором перечислялись произведения уже напечатанные автором, там не было «Гамлета». В 1602 году другой знакомый Шекспира, Робертс подал в книжное издательство на опубликование материал под названием «Книга, называющаяся: месть Гамлета, принца датского, в том виде, в каком она уже исполнялась слугами лорда-камергера». С большой долей вероятности можно утверждать что «Гамлет» У. Шекспира был написан либо в начале 1602 года, либо в 1601. Такая версия наиболее распространена среди авторов, публицистов и историков.

После смерти Уильяма Шекспира, в 1623 году, увидело свет собрание сочинений его работ, среди них есть и «Гамлет». Потом были и другие переиздания, которых к нынешнему времени около миллиона. Считается, что основным источником для написания шекспировской трагедии послужила так называемая «Сага о Гамлете» — часть III древнескандинавской хроники, записанной Саксоном Грамматиком. «Деяния данов» («Gesta Danorum»), в которой рассказывается об убийстве Фенгом (Фенгоном) своего брата, ютландского короля Хорвендила, и о мести принца Гамлета (Амледа) за убитого отца. Точно неизвестно, откуда данная история была взята Саксоном Грамматиком: из устных или из письменных источников. Истоки сюжета и образа Гамлета как вечного образа. У Гамлета был реальный прототип — датский принц Амлет, живший ранее 826 г. (так как история Амлета относится, согласно источникам, к языческим временам, а этот год можно считать началом христианизации Дании, когда туда пришла первая христианская миссия; официальное же принятие христианства произошло при Харальде I в 960 г.).


Примерно через 400 лет о нем упоминает в одной из исландских саг поэт-скальд Снорри Стурлусон (1178–1241), самый знаменитый из исландцев, как считают жители этого северного острова. Примерно тогда же историю Амлета рассказал датский хронист Саксон Грамматик (или Самсон?) (умер около 1216 г.) в книге III «Истории датчан» (на лат. яз., около 1200 г.). У Саксона Грамматика Амлет — волевой, хитрый, жестокий исполнитель праведной мести. Несколько подозрительно совпадение мотива этой мести с античным мифом об Оресте, мстящем за смерть своего отца Агамемнона его убийце Эгисфу, обольстившему мать Ореста с целью овладеть престолом. Но, с другой стороны, такая история вполне могла иметь место в реальности, а античный миф средневековый датский хронист мог и не знать. Конечно, Шекспир не читал Саксона Грамматика, он узнал сюжет из более поздних источников, которые, тем не менее, восходят к этому тексту, как считают ученые.

Прошло еще 400 лет, и история принца стала известна во Франции, где «История датчан» Саксона Грамматика была выпущена (на латинском языке) в Париже впервые в 1514 году. Во второй половине столетия она привлекла внимание французского поэта и историка Франсуа де Бельфоре (1530–1583) и была пересказана им по-французски и вообще по-своему, став «Историей третьей — о том, какую хитрость задумал Гамлет, в будущем король Датский, чтобы отомстить за своего отца Хорввендила, убитого его родным братом Фангоном, и о других событиях из его жизни». В принадлежавшем Бельфоре собрании текстов (подобных же компиляций, переводов, подражаний), входивших в пятитомный коллективный труд «Необычайные истории, извлеченные из многих знаменитых авторов» («Histoires prodigieuses extradites de plusieurs fameus auteurs»). История была переведена на английский язык с рядом изменений под названием «The History of Hamlet», Шекспир мог пользоваться изданиями 1576 или 1582 году. А в 1589 г. английский писатель Томас Нэш сообщает уже о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи»].

Кризис гуманизма.

В “Гамлете” конфликт разворачивается на двух уровнях — внешнем (противостояние и противоборство действующих лиц трагедии) и внутреннем (психологическом), который проявляется в столкновении противоположных чувств и намерений в душе героя.

Внешний конфликт — столкновение принца Гамлета и короля Клавдия. В их противостоянии можно выделить несколько сторон: личную, нравственную, социальную и историко-философскую. Личная сторона внешнего конфликта заключается в том, что любящий сын Гамлет стремится наказать Клавдия как убийцу своего отца и соблазнителя своей матери.


Гамлет — студент Виттенбергского университета, получает известие о смерти отца и возвращается на родину. Официальная версия смерти короля — укус змеи, которая ужалила его, когда Гамлет-отец отдыхал в саду. Но в Дании принц начинает сомневаться в правдивости этой версии. С самого начала он ощущает, что в королевском замке неблагополучно, что в мире что-то не так, что все человеческие связи и отношения перепутались. Принц потрясён новым, поспешно заключённым браком матери с Клавдием, братом её первого мужа. Он ожидал увидеть безутешную вдову отца, а видит счастливую жену дяди. Размышляя над этой ситуацией Гамлет горестно и недоуменно восклицает:

«Как это всё могло произойти?/ Два месяца, как умер... Двух не будет./ Нет месяца! И целы башмаки,/ В которых гроб отца сопровождала/ В слезах...»

Ощущение неблагополучия вскоре получает подтверждение в сообщении офицеров стражи, от которых принц узнает, что уже несколько раз в полночь перед королевским замком появлялся призрак его отца «в вооруженьи с ног до головы». Считалось, что появление царственного призрака — это знак неблагополучия и грядущих бедствий для страны.

Гамлет противопоставлен Клавдию не только как любящий сын убийце отца, но и как человек высоких моральных принципов аморальному властолюбцу. Он чтит своего отца прежде всего как человека:

«Он человек был в полном смысле слова».

Принц неуютно чувствует себя в Дании, он презирает раболепство придворных, их стремление угодить новому королю. Придворные в Эльсиноре демонстрируют полное моральное разложение: они там шпионят, предают: Полоний следит за Гамлетом, а за собственным сыном поручает следить своему слуге. Королева Гертруда предала память о своём первом достойном муже, выйдя замуж за его брата практически сразу после похорон. Гамлет, сравнивая двух королей, говорит о Клавдии: «этот жирный сгусток мяса…». Полоний вынуждает Офелию предать Гамлета: она должна сыграть роль приманки и выведать заветные мысли принца, во время свидания молодых людей Полоний и Клавдий подслушивают.

В трагедии У. Шекспир изображает падение нравов: Розенкранц и Гильденстерн, университетские друзья принца, соглашаются передать Гамлета в руки палача. Эти герои символизируют беспринципность и карьеризм: ради возвышения при дворе они готовы способствовать убийству своего товарища. Гамлет сравнивает их с губкой, которая впитывает мнение короля. Когда это мнение нужно будет поменять, их достаточно выжать, и они станут впитывать другие суждения. Шекспир не случайно изобразил двух героев, подчеркнув, что предательство и карьеризм не являются в Эльсиноре исключительными, людей, подобных этим двум, много. Их место занимает Озрик, придворный, готовый на любую подлость ради достижения высокой должности.