Файл: Курсовая работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 822

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Ростовский филиал
факультет подготовки специалистов для судебной системы (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Правоохранительные и судебные органы»
Состав и полномочия районного суда

Выполнил:

Студент 1 курса специалитета

группы С-101

заочной формы обучения

ФИО
Научный руководитель:

старший преподаватель

Кравцова Е.А.
Дата представления работы:

____ ____________ 2022г.

Работа защищена:

_______________ 2022 г.

Оценка_______________

Подпись______________

Ростов-на-Дону 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА И ИСТОРИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

1.1. Понятие необходимой обороны……………………………..............…..5

1.2. История развития законодательства о необходимой обороне…………...….9

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРАВОМЕРНОСТИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ

2.1. Условия правомерности необходимой обороны….….14

2.2. Ответственность за превышение необходимой обороны…………………..19

Заключение…………………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………..…….26


Требования к оформлению:

Объем работы не менее 25 страниц, не более 30.

Поля: верхнее, нижнее -1 см; левое -2,5; правое -1.

Шрифт -14, интервал -1,5; абзацный отступ - 1,25.

Между абзацами не должно быть пробелов и отступов

Сноски должны быть на каждой странице, за исключением заключения (оформление сносок приведено по тексту ниже)

Глава с новой страницы, параграфы продолжаются

Сноски 12 шрифт, TNR.

ВВЕДЕНИЕ
Развитие и укрепление российской государственности применительно к судебной системе неминуемо связано с ее независимостью, самостоятельностью и эффективностью в защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Повышенное внимание общества к деятельности судов общей юрисдикции и, в частности, районного суда как их основного звена, куда гражданин обращается за судебной защитой, направлено не только на неукоснительное соблюдение судами в лице представляющих их судей правовых норм при осуществлении правосудия, но и на связанный с правосудием вопрос организации деятельности, состава и полномочий суда.
1 

В связи с преобразованиями в конституционном регулировании законодательства в сфере организации судебной системы, а также изменениями редакции ряда статей Конституции РФ, относящихся к сфере судоустройства и прежде всего к вопросам формирования, определения порядка деятельности и комплекса полномочий судебных органов, возникла необходимость обновления научного анализа сложившихся правоотношений в сфере организации и деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации. В ходе проведения судебной реформы были выявлены организационно-правовые проблемы функционирования российской системы судов общей юрисдикции.

В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией как органа судебной власти, а так же тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Ежегодно федеральные суды общей юрисдикции всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях. Из общей массы таких дел на долю гражданских судов основного звена приходится значительное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т.п.) или арбитражных судов.

Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях – они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами.1

В связи с этим принято считать районные суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ. Их организация определяется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о статусе судей и другим законодательством.



Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования состава и полномочий районного (городского) суда. Предмет – состав и полномочия районного суда.

Целью курсовой работы является изучение состава и полномочий районного (городского) суда.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику деятельности районных судов;

  2. Изучить организационные основы деятельности районного суда;

  3. Определить порядок формирования, состав и структуру районного суда;

  4. Изучить полномочия районного суда.

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

  1. Общая характеристика деятельности районных судов


1.1. Структура и состав районных судов РФ
Районные суды в Российской Федерации являясь основным звеном судебной системы судов общей юрисдикции,1 присутствуют в каждом судебном районе, включающим одно или несколько муниципальных образований, либо в городе – часть территории муниципального образования. При этом эффективность осуществления этими судами правосудия во многом определяется уровнем организации судебной деятельности, сбалансированности состава, представляющего структуру каждого из этих судов.

В главе 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции», посвященной районному суду, статья 33, регулируя отношения в части состава районного суда, указывает лишь на должностной состав (председатель, заместитель председателя и судей районного суда) и принцип формирования такого состава – достаточность для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия. И далее, в данном законе указывается, кто и по согласованию с кем определяет этот численный состав. Часть 2 статьи 33 этого закона предусматривает возможность создания постоянного судебного присутствия районного суда – обособленного подразделения суда, осуществляющего его полномочия, создаваемого в целях приближения правосудия к месту нахождения лиц, участвующих в деле, то есть с точки зрения структурного построения фактически не являющегося самостоятельным от районного суда подразделением.
2

В отличие от ранее принятого ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в котором ничего не упоминалось о структуре и составе районных судов, ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», являясь специальным законом для судов общей юрисдикции и призванный определить структуру и в целом организационное построение, недостаточно полно урегулировал этот вопрос. Такая недостаточность проявляется именно на уровне законодательного регулирования, а не на подзаконном уровне.1

Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ.2

Основным критерием определения численного состава районного суда является объем работы и нагрузка на одного судью. В зависимости от этого в составе суда работает один или несколько судей. Таким образом, различаются односоставные суды и многосоставные районные суды. В многосоставных судах один из судей является председателем суда. В односоставном суде судья одновременно является и председателем суда.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ. Структура суда – это организационное построение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей. Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий – делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения, но в штат суда не включен.

Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз) (см. Рис. 1).

Рисунок 1.




Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.1

Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, районные суды – это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Состав и структура районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ. Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Районный суд состоит из председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда. В аппарат суда обычно входят заведующий канцелярией (старший секретарь, а в тех случаях, где эта должность не предусмотрена, - секретарь суда), заведующий канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариус, делопроизводитель, консультант суда, администратор суда. Федеральным законом предусмотрено образование, вне места нахождения суда, постоянного судебного присутствия в составе районного суда с целью приближения судебных органов к месту нахождения или постоянному месту жительства граждан участников судопроизводства или проживающих в отдаленных местностях. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (например, Федеральный закон от 02.06.2016 г. №157-ФЗ «Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Оренбургской области»).